КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие 6
Модель Оучи Практическое занятие 5
Тема 9: Организационная культура. Список литературы: 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу менеджмент./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика», М. 1999 г., стр. 147-152. 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика» 1996 г., стр. стр. 325-365. 3. Грошев И.Особенности влияния организационной культуры на эффективность предприятия // Проблемы теории и практики управления, №7, стр. 144. 4. Козлов В. Проблема единства организационной культуры //Управление персоналом, №9, стр. 53. 5. Литвиенова К. Личные праздники в хорошей компании //Кадровик, №2, 2009 г., стр. 68-69. 6. Моргунов Е. Векторы упрвления организационной культурой // Управление персоналом, №3, стр. 56-66. 7. Селиверстова Г. Национальная специфика корпоративной культуры // Кадровик, №4, 2009 г., стр. 66-69.
Задание 5.1. Ответьте на вопросы, используя материалы лекций и приведенной ниже информации. Широко известная сегодня организация типа «Z», описанная У. Оучи, представляет собой попытку показать, как соединение преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской) «рождает» эффективный вариант культуры американской деловой организации. Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анализе семи переменных организационной культуры (таблица5.1): - обязательства организации по отношению к своим членам; - оценка выполнения работы; - планирование карьеры; - система контроля; - принятие решений; - уровень ответственности; - интерес к человеку.
Таблица 5.1 – Модель организации типа «Z» У. Оучи
Обязательства по отношению к работникам. Согласно У. Оу-чи, все три типа организации высоко ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положении. Однако то, как поддерживается эта культурная ценность, различает эти три типа организаций. Если в Японии в этих целях чаще используется система пожизненного найма, то американские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя индивиду свободу выбора. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя небольшое количество компаний. Оценка выполнения работы. Все три типа организаций проводят эту работу, используя как количественные, так и качественные измерители. Однако временной лаг и его влияние на карьеру имеют различия. Так, в «чисто» американской фирме ценится быстрое продвижение, основанное на оценке работы с помощью множества количественных измерителей. Планирование карьеры. Количество выполняемых в процессе прохождения карьеры функций значительно отличает японского и американского менеджеров. «Третий» путь предлагает разнообразить карьеру менеджера в рамках трех – пяти функций. Система контроля. Без контроля не обходится ни одна организация. Однако каждая организация решает это по-своему. Если типичная американская фирма имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчетности, то для «идеальной» модели предлагается в основном японский подход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура. Принятие решений. Предпочтение отдается японскому варианту, когда решения в организации принимаются на уровне группы и на консенсусной (все в основном согласны и принимают решения к ис-полнению) основе. Уровень ответственности. Не в пример преимуществам группового консенсусного решения, модель У. Оучи предлагает для американ-ской фирмы типа «Z» сохранять ответственность на индивидуальном уровне. В этом случае предполагается, что две разные культурные цен-ности (групповое решение и индивидуальная ответственность) долж-ны ужиться друг с другом. Решается это во многих случаях через меха-низм участия в управлении, сохраняющий традиционно последнее сло-во в решении за менеджером. Американская индивидуальность при этом не страдает. Интерес к человеку. Следуя японскому подходу, У. Оучи предла-гает в варианте «Z» рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечени-ям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американс-кий подход видеть в индивиде только работника ограничивает воз-можности управления человеком в организации. Модель У. Оучи получила на практике применение на таких японских автомобильных заводах фирм, как «Тойота» и «Ниссан» в США. В тех случаях, когда компании систематически инвестировали в своих работников и их работу на протяжении длительного периода времени, наблюдались постепенные и значительные улучшения. Рисунок 5.1 – Три уровня изучения организационной культуры (по Э. Шайну) Содержание организационной культуры Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Так, Ф. Харрис и Р. Моран (1991) пред-лагают рассматривать конкретную организационную культуру на ос-нове десяти характеристик [5]: - осознание себя и своего места в организации (одни культу-ры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через ин-дивидуализм); - коммуникационная система и язык общения (использование - внешний вид, одежда и представление себя на работе (разно- - что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие та-ковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодич-ность и продолжительность питания; едят ли работники разных уров-ней вместе или отдельно и т.п.); - осознание времени, отношение к нему и его использование - взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, стату-су и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и про-токолу, религии и гражданству и т. п.; степень формализации отно-шений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); - ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что - вера во что - то и отношение или расположение к чему - то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т. п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали); - процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или - трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответ-ственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабо-чего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек – машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе).
Рисунок 5.2 – Модель конкурирующих ценностей организационной эффективности (по Квину – Рорбаху) (1) – «первое измерение»: дифференциация/интеграция (2) – «второе измерение»: внутренний/внешний фокус (3) – «третье измерение»: средства – инструменты /результаты – показатели – средства (предметы и методы), используемые на данном участке управленческой деятельности
– показатели измерения результатов управленческой дея-тельности на данном участке – направленность управленческой деятельности на данном участке
Таблица 5.2 – Подстраивание системы управления под существующую организационную культуру
Вопросы: 1. Что такое организационная культура? 2. Что такое субъективная и что такое объективная организационная культура? 3. Что такое внутренняя интеграция и внешняя адаптация? 4. Назовите методы поддержания культуры? 5. Набор каких переменных предложил в своей модели Сате для измерения влияния культуры на организационную эффективность? 6. Набор каких переменных предложили в своей модели Питерс-Уотерман для измерения влияния культуры на организационную эффективность? 7. Набор каких переменных предложил в своей модели Парсонс для измерения влияния культуры на организационную эффективность? 8. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: Набор каких переменных предложили в своей модели Квин и Рорбах для измерения влияния культуры на организационную эффективность? 9. Что служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителем проблем, их поведения в целом? 10.Что подразумевает развитие организационной культуры? 11.Что относится к «символике», обрядам, ритуалам организации 12.Чем определяется сила культуры? 13.Какие 4 подхода выделяются к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации? 14. Набор каких переменных предложил в своей модели Хофстид для выявления влияния национальной культуры на культуру организации? 15.Набор каких переменных предложили в своей модели Лэйн и Дистефано для выявления влияния национальной культуры на культуру организации? 16.Набор каких переменных предлагает системный подход для выявления влияния национальной культуры на культуру организации? 17.Набор каких переменных предложил в своей модели Оучи для выявления влияния национальной культуры на культуру организации? 18.Какие в организации типа «Z» правила и положения управления людьми? Задание 5.2. Тестовые вопросы 1 Понятие «культура организации» включает: а) приятные манеры и правильную речь сотрудников; б) высокий уровень образования персонала; в) дружный, сплоченный коллектив; г) ценности, убеждения, установки и образ поведения, принятые в организации. 2. Особенность социокультурных факторов такова, что: а) они меняются гораздо медленнее, чем все остальные; б) они меняются быстрее, чем все остальные; в) они меняются с той же скоростью, что и все остальные. 3. Характеристика, которая показывает, в какой степени социальные нормы культуры поощряют дружелюбное поведение по отношению к другим людям, – это: а) гуманистическая ориентация; б) дистанция власти; в) равенство полов; г) настойчивость; д) ориентация на будущее. 4. Характеристика, указывающая, в какой степени национальные нормы повышают стремление к улучшению результатов своей деятельности, – это: а) гуманистическая ориентация; б) дистанция власти; в) равенство полов; г) настойчивость; д) ориентация на будущее. 5. Характеристика, указывающая, в какой степени люди данной национальной культуры пытаются избежать незнакомых ситуаций с помощью бюрократических процедур, социальных норм, – это: а) избежание неопределенности; б) дистанция власти; в) семейный коллективизм; г) настойчивость; д) ориентация на результаты. 6. Характеристика, указывающая, в какой степени социальные нормы поощряют коллективное распределение ресурсов на уровне общества, – это: а) гуманистическая ориентация; б) дистанция власти; в) равенство полов; г) коллективизм; д) семейный коллективизм; е) ориентация на будущее. Задание 5.3. Практическое задание. Заполните пустующие клетки в таблице 5.3 характеристиками (в таблице представлены примеры возможных характеристик).
Таблица 5.3 – Характеристики культуры в зависимости от степени избегания неопределенности
Тема 10: Вхождение человека в организацию. Список литературы: 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика» 1996 г., стр. 44-97. 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу менеджмент./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика», М. 1999 г., стр. 98 – 102. 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу менеджмент./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика», М. 1999 г., стр. 103-107. 4. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр.101-126. 5. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр. 481-511. 6. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр. 572-619.
Задание 6.1. Необходимо ответить на вопросы. 1. Как рассматривается человек в модели взаимодействия человека с организацией? 2. Как рассматривается человек в модели взаимодействия организации и человека? 3. Назовите два подхода к установлению соответствия роли и места человека в организации? 4. В чем состоят ожидания организации? 5. В чем состоят ожидания человека? 6. Какие проблемы возникают при вхождении человека в организацию? 7. Какие задачи возникают у менеджмента при вхождении человека в организацию? 8. В чем состоят способы разрешения ролевых конфликтов при вхождении человека в организацию? 9. В чем состоят причины ролевых конфликтов при вхождении человека в организацию? 10.Укажите типы поведения человека? 11.Укажите виды научения человека с целью изменения его поведения? 12.Укажите возможный характер взаимодействия человека и группы? 13.Укажите правильный вариант соответствия типа поведения человека в организации и его содержания?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |