Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




 

Будучи богатым по содержанию понятием, предпринимательство привлекает к себе внимание ученых разных областей научного знания. Традиции социологического анализа заложены Й. Шумпетером, М. Вебером, В. Зомбартом, изучавшими социокультурную обусловленность предпринимательской деятельности.

В предпринимательстве тесно переплетены разнородные экономические, социальные, психологические, социокультурные факторы, что предопределяет многообразие исследовательских подходов. Оно изучается как:

· экономическая функция;

· социальное явление;

· психологический тип;

· социальная общность;

· этнокультурные и исторические типы;

· составляющая «капиталистического духа».

В исследованиях природы предпринимательства выделяются такие его признаки, как осуществление организационно-хозяйственной инновации, несение бремени риска и ответственности, ориентация на достижение коммерческой выгоды, стремление к свободе.

Предпринимательство – наиболее рыночное и творческое по содержанию экономическое поведение. Оно связано с созданием собственного дела, риском, стремлением к экономическому лидерству, деловой активностью, новаторством.

Таким образом, предпринимательство – это разновидность социальной деятельности, связанной с инновациями и риском. Это деятельность, осуществляемая в экономической сфере, в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода).

Основная роль предпринимательства состоит в преобразовании, осуществлении инновационной деятельности, т. е. формировании и упрочении новых отношений в сфере хозяйства, эффективных социально-экономических структур и институтов, в укреплении экономически независимого социального слоя.

Предпринимательская функция делится на ресурсную, организаторскую, творческую. Эта функция присуща любой хозяйственной системе.

Предприниматели – это люди, обслуживающие процесс предпринимательства.

Предприниматели рассматриваются исследователями и как особый психологический тип хозяйствующих субъектов. Ученые отмечают такие черты характера предпринимателей, как личная энергия и воля к действию (Й. Шумпетер), интеллект и нацеленность на новое знание (И. Кирцнер), воображение
и изобретательность (Д. Шекль), склонность к лидерству и доминированию, импульсивность, независимость и др.

Среди мотивов предпринимательского поведения, прежде всего, выделяют:

§ стремление к прибыли как показателю успеха;

§ стремление к самореализации;

§ потребность в достижении;

§ повышенная склонность к риску.

Они типологизируются на статусные, потребительские, инновационно-творческие.

Развитие предпринимательства имеет исторический характер. Его функции, этические, культурные основания, социальные корни изменялись вместе

с обществом. Поэтому предпринимательство является носителем совокупности устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту
в данном сообществе на определенной стадии его развития. С позиций исторической, социокультурной обусловленности выявляют типы предпринимателей М. Вебер и В. Зомбарт. В частности, В. Зомбарт выделяет три основных типа предпринимателей в индустриальный период: разбойник, феодал, бюрократ (по выраженности капиталистического духа).

Типология предпринимателей в современный период разрабатывается
и по таким критериям, как функционально-ролевая дифференциация, стиль деятельности, доминирующая мотивация предпринимательской деятельности
и др.

Структурный подход в анализе предпринимательства предполагает выявление параметров и источников социального слоя предпринимателей. Значительное место в этом слое занимает этническое и вынужденное предпринимательство. Динамику и характер формирования предпринимательского слоя
в Украине обуславливают специфические особенности процессов модернизации общества. Оно не развивалось на собственной основе, подготовленной ходом естественно-исторической эволюции, а было инициировано «сверху», осуществляясь на развалинах общественной и кооперативной форм собственности.

Предпринимательство в Украине, выполняя традиционные функции стимула экономического роста, одновременно явилось способом легитимной конвертации государственных ресурсов в негосударственные формы собственности и отвлечения избыточной энергии из политической сферы.

Предпринимательство неоднородно по масштабам и сферам деятельности, социальному составу, источникам первоначального капитала, управленческим и собственническим позициям.

На семинарском занятии целесообразно рассмотреть весь комплекс социально-экономических и политических проблем, тормозящих развитие предпринимательской инициативы в Украине. Особое внимание следует уделить анализу «теневизации» экономики, коррупции.

 

Литература

1. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы / С. Ю. Барсукова // Социол. исслед. – 1999. – № 9.


2. Бон К. Культура и национальные условия создания предпринимательских структур / К. Бон, К. Найперт // Пробл. теории и практики упр. – 2004. –
№ 2. – С. 98–104.

3. Верхан П. Х. Предприниматель: его экономическая функция и общественно-политическая ответственность / П. Х. Верхан. – Минск: Эридан, 1992. – 57 с.

4. Дворцова Е. Б. Исторические предпосылки формирования предпринимательского этноса в Украине / Е. Б. Дворцова // Методологія, теорія та практика соціол. аналізу сучасного сусп-ва. – Х., 2002.

5. Исакова Н. Гендерные сходства и различия в деятельности и оценках украинских предпринимателей / Н. Исакова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2001. – № 2.

6. Коржов Г. Социокультурная легитимность предпринимательства в украинском обществе / Г. Коржов // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. – № 3. – С. 165–177.

7. Лукашевич М. П. Соціологія економіки: підручник / М. П. Лукашевич. – К.: Каравела, 2005. – 288 с.

8. Малое предпринимательство в кризисном обществе: Материалы «круглого стола» // Социол. исслед. – 1999. – № 7. – С. 78–90.

9. Осмоловский С. Из истории сословно-корпоративной организации украинского предпринимательства в XVIII–XIX вв. / С. Осмоловский // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 2.

10. Пачковский Ю. Предпринимательское поведение: теоретико-методо-
логические аспекты / Ю. Пачковский // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2000. – № 6. – С. 42–50.

11. Пачковський Ю. Інституціональні проблеми розвитку підприємницької активності в Україні (за результатами експертного опитування) / Ю. Пачковський, А. С. Лоза // Укр. соціум. – 2007. – № 4. – С. 105–113.

12. Пиріг О. А. Історія підприємництва в Україні / О. А. Пиріг. – К., 2004. – 162 с.

13. Радаев В. В. Экономическая социология: курс лекций / В. В. Радаев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 368 с.

14. Сірий Є. В. Підприємницький ризик: генеза та розвиток соціологічної концептуалізації / Є. В. Сірий // Укр. соціум. – 2007. – № 4. – С. 54–65.

15. Сидоренко В. Теория предпринимательства: достижения и проблемы исследования / В. Сидоренко // Экономика Укр. – 2002. – № 9.

16. Суковатая В. Стереотипы предпринимательства в массовом сознании: гендерный анализ / В. Суковатая // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2001. – № 2.

17. Штайманн Х. Проблемы обоснования этики предпринимательства / Х. Штайманн // Пробл. теории и практики упр. – 2005. – № 4. – С. 101–107.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.