Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.2. Экономическое поведение в системе обменно-распределительного цикла




Основные термины и понятия: социальный обмен, экономический обмен, рынок, распределительный процесс, модели дистрибутивного поведения.

План

1. Универсальный обмен как базовый принцип социального взаимодействия в теории социального обмена.

2. Сущность и роль экономического обмена в эффективной организации экономики.

3. Социальная обусловленность распределительного процесса.

4. Модели дистрибутивного поведения.

5. Принципы социальной справедливости в распределительных отношениях.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как интерпретируется социальное поведение в теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау?

2. В каких «положениях» эти ученые раскрывают функции вознаграждения и наказания?

3. Каким критериям должна отвечать выгода в экономическом обмене?

4. Какими правилами и способами регулируется экономический обмен
в рыночном пространстве?

5. Каким образом экономический обмен способствует созданию богатства?

6. Как распределительные отношения связаны с институтом собственности?

7. Какова роль ценового механизма в распределении ресурсов в современном обществе?

8. Какими механизмами государство обеспечивает справедливость распределительных отношений в обществе?

9. Охарактеризуйте основные модели дистрибутивного поведения и их специфику.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры экономического обмена не утилитарного характера. Раскройте их социологический смысл.

2. Подготовьтесь к участию в дискуссии, что вообще важнее для человека – сбережение ресурсов (и прежде всего внутренних) с заведомыми потерями ожидаемых при их расходовании значительных благ (прежде всего внешних) или максимизация достижений с риском утраты всех или большинства ресурсов?

 

Методические рекомендации

Экономическое действие, как и социальное, можно представить как обмен деятельностью, что доказательно описано в теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау. Их основная теоретическая формулировка базируется на допущении того, что поведение есть функция последствий вознаграждения
и наказания, проявляющихся как движущие мотивы в 5-ти главных положениях об успехе, стимуле, ценности, депривации, эмоциональности. Они показали, что многие аспекты социальной жизни действительно отражают интерес людей в получении выгоды от социального взаимодействия.

Выгода является доминантой экономического обмена. Его отличие от социального заключается в характере обязательств, возникающих при взаимодействии. При экономическом обмене четкие и точные обязательства получают одновременное взаимное подтверждение, воплощая принцип возмездности
и эквивалентности.

Экономический обмен происходит в институционально оформленном пространстве. Главные акторы – продавцы и покупатели, целью взаимодействия которых является свободный обмен ресурсами. Их деятельность регулируется соответствующими правилами и способами распределения ресурсов (права собственности, структуры управления, концепции контроля, правила обмена).

Обмен, как и производство, производителен, так как способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяет человеческие потребности и, следовательно, способствует росту богатства общества. Пол Хейне: «Обмен создает богатство, поскольку добровольный обмен включает отказ от менее ценного (затрат) ради более ценного (результат)».


Распределительный процесс – это действия, основанные на взаимоотношениях людей по поводу распределения материальных благ. Разное экономическое статусное положение людей в обществе непосредственно влияет на характер и содержание этого процесса. Различия проявляются в организации труда
и отношении к средствам производства, в источниках и размерах получаемой доли общественного богатства.

Распределительные процессы органично связаны с отношениями собственности. Они варьируют экономическое поведение в сфере дистрибуции. Может быть выделено четыре модели дистрибутивного (распределительного) поведения: суверенно-дистрибутивная, комиссионно-дистрибутивная, функционально-дистрибутивная и редистрибутивная.

Если для экономической науки в обменно-распределительном цикле важным является удовлетворение потребностей индивидов в жизненно необходимых предметах, обеспечивающих воспроизводственный процесс, то экономическая социология главное внимание уделяет изучению социальной стороны распределительного процесса как действия, основанного на взаимоотношениях людей (или групп людей) по поводу распределения материальных благ.

 

Литература

1. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: в 15 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – Т. 12: Экономика и труд. – 1152 с.

2. Култыгин В. П. Концепция социального обмена в современной социологии / В. П. Култыгин // Социол. исслед. – 1997. – № 5.

3. Радаев В. В. Экономическая социология: курс лекций / В. В. Радаев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 368 с.

4. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

5. Экономическая социология: хрестоматия / авт.-сост. Г. Н. Соколова,
О. В. Кобяк. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – 416 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.