КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни педагогического менеджмента
1. Уровни управления в учебном заведении. 2. Стратегический педагогический менеджмент. Предпосылки разработки стратегии образовательных учреждений 3. Подсистемы стратегического педагогического управления 4. Оперативный педагогический менеджмент 5. Операционно-тактический педагогический менеджмент
1. Управление образовательным процессом осуществляется педагогом на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Согласно мнению М.Е. Дуранова, стратегический уровень управления связан с реализацией перспективного развития личности, учреждения, организации, вуза. Тактический уровень управления выступает как оперативное управление, призванное решать текущие задачи функционирования системы. К следующим уровням управления в образовании относятся оперативное и тактическое. Оперативный педагогический менеджмент (управление) — это управление внутренним образовательным процессом на уровне подразделений. Оно сводится к принятию решений и осуществлению действий в конкретной ситуации. Тактический педагогический менеджмент - это сфера управленческой деятельности педагога первичного звена (уровня управления): преподавателя, мастера производственного обучения. По мнению М.Н. Лукошенко и С.Д. Резника, с позиций теории менеджмента целесообразно говорить о четырех уровнях управления в вузе: преподаватель – кафедра – деканат – ректорат. Первый уровень: первичный уровень или уровень непосредственного учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия) - преподаватель. Второй уровень: организация и координация работы группы преподавателей, объединенных образовательным направлением, - кафедра. Третий уровень: управление на уровне обеспечения образовательного процесса, объединение нескольких кафедр родственного направления - факультет и его руководство - деканат. Четвертый уровень: организация всех направлений работы вуза - учебно-методической, воспитательной, социального обеспечения и др. - как составляющих подготовки специалистов - ректорат и его службы (отделы и управления). Виды управления на разных уровнях педагогического менеджмента
2. Стратегия (англ. strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Разновидностями стратегического управления в широком смысле являются: - стратегическое планирование; - управление на основе выбора стратегических позиций; - управление решением стратегических задач; - управление по слабым сигналам; - управление посредством реализации чрезвычайных мер и др. Миссия (от англ. mission - видение) - четко выраженная глобальная цель существования организации. Следовательно, миссия образовательной системы - четко выраженная глобальная цель существования образовательной системы (учреждения, организации). В ней обычно декларируются цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке образовательных услуг. Стратегический педагогический менеджмент (стратегическое педагогическое управление) – это комплекс мероприятий, включающий в себя анализ потенциала образовательного учреждения и внешней среды, формулировку миссии и основных целей, разработку стратегий, формирование стратегических планов, управление их реализацией. Стратегический педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов стратегического управления образованием, направленный на повышение эффективности образования при достижении миссии образовательной системы. Стратегический педагогический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: - компетенции моделирования ситуации (выявление проблемы); - компетенции выявления необходимых изменений (формулировка целей); - компетенции разработки стратегии изменений (базовые стратегии); - компетенции использования различных способов воздействия (внедрение и реализация стратегии); - компетенции внесения коррективы в стратегию (управление изменениями). Необходимость разработки стратегии образовательных учреждений в XXI веке определяется рядом объективных предпосылок (по Н.Д. Никандрову): - «перепроизводство» - насыщение рынка предложениями образовательных услуг; - «требовательность» - повышение уровня требований граждан к качеству образовательных услуг вследствие роста доходов и свободы выбора образовательных учреждений; - «инновационность» - значительно изменившиеся технические, методические и организационные возможности предоставления образовательных услуг (мультимедиа, Internet и дистанционное обучение); - «динамичность» - ориентация на сокращение сроков внедрения новых образовательных услуг в связи с сокращением жизненного цикла товара; - «диверсификация» - расширение спроса на виды и уровни образовательных услуг, развитие сопутствующих и обслуживающих образование сфер деятельности (автошкола, общежитие, бытовое обслуживание, производство и др.); - «дифференциация» - нарастающее разнообразие потребностей населения, обусловливающее значительное увеличение ассортимента образовательных услуг в условиях либерализации рынка; - «конкуренция» - борьба образовательных учреждений за свои сегменты рынка, потенциальный контингент учащихся, рост объемов услуг и возрастание рекламных расходов в связи с активизацией конкурентов; - «аритмия спроса» - изменения спроса потребителей рынка образовательных услуг, создающие угрозу стабильности положения образовательных учреждений (например, резкое сокращение спроса на специальности); - «падение спроса» - сокращение спроса, ощутимое для производителей образовательных услуг ввиду уменьшения численности учащихся; - «люмпенизация» - рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровнем доходов и спросом на платное образование; - «интервенция» - международная конкуренция крупных зарубежных университетов в связи со снятием ограничений на получение образования за рубежом и открытием новых рынков платных качественных услуг для богатых. Потребности учебных заведений в стратегическом управлении «обусловлены необходимостью базировать свою деятельность на четко определенных стратегических целях, необходимостью адаптации к переменам во внешней среде, регулярном пересмотре объемов, структуры, программ и видов предоставляемых услуг».
3. В теории стратегического менеджмента выделяют восемь подсистем стратегического управления. 1. Разделы стратегического менеджмента, включающие основные теоретические составляющие стратегического управления: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще не вполне устоялся в теории управления. 2. Методология исследования – совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом менеджменте: системный анализ, STEP- и SWOT- анализы, целевое управление и др. 3. Этапы стратегического управления – это составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа состояния организации, разработки разделов стратегического плана по макроподсистемам и завершая управлением изменениями в организации. 4. Макроподсистемы организации – это крупные части организации, объединяющие несколько взаимосвязанных функций управления. 5. Стадии жизненного цикла организации, отражающие зарождении, рост, зрелость и упадок. Их выделение нельзя путать со стадиями жизненного цикла образовательных услуг (товара). 6. Виды стратегий развития – виды обобщающих моделей поведения организации на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий, которые мы собрали в восемь групп: эталонные, функциональные, отраслевые и др. 7. Конкурентное положение на региональном рынке образования характеризует позиции организации, их мы условно разделили на пять в зависимости от доли на региональном рынке и связали с определенными животными («медведь» на первых ролях – 30-50%, «волк» на вторых ролях – 10-20%, «кабан» на третьих ролях – 5-10 %, «лисица» на четвертых ролях – 1-5%, «крот» на пятых ролях – 1-5%). 8. Сегментация образовательных услуг приведена по объему продаж по матрице Бостонской консалтинговой группы (БКГ) на четыре категории: «дойная корова», «звезда», «трудный ребенок», «собака».
4. Оперативный педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов оперативного управления педагогическим подразделением (обучающим), направленных на повышение эффективности достижения целей образовательного учреждения. Оперативный педагогический менеджмент включает в себя: - оперативное (календарное) планирование; - организацию подготовки и обслуживания материально-технической базы; - определение учебной нагрузки; размещение заказов на материалы; - распределение работ (устанавливается, кем, где и когда должны проводиться те или иные занятия и мероприятия); - координацию текущей деятельности подразделений для обеспечения ее четкого ритма и соответствия с графиком; - контроль, выявление отклонений, определение их причин, корректировку хода образовательного процесса; - маневрирование материально-техническим оснащением; - диспетчеризацию. Под диспетчеризацией понимается система оперативного регулирования хода образовательного процесса. Она обеспечивает движение информации в рамках образовательного процесса в соответствии с годовым учебным планом вуза, календарно-тематическим планом и другой планирующей документацией. Диспетчеризация основывается на постоянном контроле со стороны диспетчерской службы: - подготовки и осуществления образовательного процесса; - наличия необходимой литературы, материально-технических ресурсов, своевременности их поступления в учебное заведение; - выполнения плана по номенклатуре; - работы с отстающими обучающимися. Тактический педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления обучающего в соответствии со складывающейся ситуацией, направленных на повышение эффективности достижение целей занятия. Тактический педагогический менеджмент - это сфера управленческой деятельности педагога первичного звена (уровня управления): преподавателя, мастера производственного обучения. Тактический педагогический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: - компетенции моделирования тактической ситуации (выявление проблемы); - компетенции целеполагания, принятия решения и планирования; - компетенции мотивации; - компетенции организации и исполнения (реализация стратегии); - компетенции контроля и внесения коррективы в тактику образовательного процесса. Он сводится: - к принятию решений и осуществлению действий в конкретно складывающейся педагогической ситуации на занятии и включает: тактическое планирование видов занятий по учебной дисциплине; - организацию использования средств обучения; регулирование учебной нагрузки на занятии; - размещение заказов на средства обучения; распределение видов учебных работ (устанавливается, кем, где и когда должны проводиться те или иные занятия и мероприятия); - координацию текущей деятельности обучающихся для обеспечения ее четкого ритма и соответствия графику; - контроль, выявление отклонений, определение их причин, корректировку хода образовательного процесса по учебной дисциплине. 5. Операционный педагогический менеджмент – это комплекс технологических приемов управления обучающего (способ выполнения операций управления) в соответствии со складывающейся ситуацией, направленных на повышение эффективности достижения управленческого действия на занятии. Операционный педагогический менеджмент - это сфера управленческой деятельности педагога первичного звена (уровня управления): преподавателя, мастера производственного обучения в процессе управления конкретной педагогической ситуацией при решении педагогической задачи. Операционный педагогический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов (компетенций): - компетенции выбора и моделирования способа управления ситуацией; - компетенции принятия решения; - компетенции мотивации; - компетенции организации и исполнения (реализация тактики); - компетенции контроля и внесения коррективы в тактику образовательного процесса. Операционный педагогический менеджмент сводится к принятию решений и осуществлению управленческих операций в конкретно складывающейся педагогической ситуации на занятии и включает в себя: - организацию использования средств обучения; - регулирование уровня активности обучающихся на этапе занятия; - распределение видов учебных работ (устанавливается, кем, где и когда должны проводиться те или иные занятия и мероприятия); - координацию текущей деятельности обучающихся, для обеспечения ее четкого ритма и соответствия с графиком; - контроль, выявление отклонений; - пооперационную корректировку хода выполнения учебно-познавательных действий и операций. Успешное управление образовательным процессом на занятии изначально предполагает: - умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; - организовывать совместную с обучающимися творческую деятельность; - целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов и т.п.; - распределять внимание и поддерживать его устойчивость; - выбирать по отношению к группе и отдельным обучающимся наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барьер возраста и опыта, приближал обучающегося к педагогу; - анализировать поступки, видеть за ними мотивы, определять поведение в различных ситуациях; - создавать опыт эмоциональных переживаний обучающихся. Управление образовательным процессом непосредственно на занятии осуществляется на операционно-тактическом уровне, который предполагает наличие у педагога определенных навыков и умений, необходимых для оперативного решения педагогических проблемных ситуаций, возникающих непосредственно на занятии. Таким образом, для менеджера образования низшего звена (первого уровня) наиболее важен процесс осуществления организационно-управленческой деятельности на операционно-тактическом уровне, поскольку педагог на занятии «закован в жесткие временные рамки», требующие для достижения оптимального результата своей деятельности и эффективного управления образовательным процессом конкретных действий, осуществляемых в режиме реального времени, «я, здесь и сейчас». В результате сложившейся неоднозначности в понимании сущности оперативного, тактического, операционного менеджмента в общем менеджменте, не отрицая ни одной из точек зрения под операционно-тактическим (тактическим) педагогическим менеджментом мы принимаем единство педагогического управления на тактическом и операционном уровнях. Таким образом, операционно-тактический педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления обучающего в соответствии со складывающейся ситуацией, направленных на повышение эффективности достижения целей занятия. Операционно-тактический педагогический менеджмент обеспечивает процесс реализации краткосрочных и оперативных планов, т.е. сводится к принятию решений в конкретных условиях на занятии. Операционно-тактический педагогический менеджмент - это сфера управленческой деятельности педагога первичного звена (первого уровня управления): преподавателя, мастера производственного обучения в процессе управления конкретной педагогической ситуацией при решении педагогической задачи. Операционно-тактический педагогический менеджмент включает в себя: - тактическое планирование видов занятий по учебной дисциплине; - размещение заказов на средства обучения и организацию использования средств обучения; - распределение видов учебных работ (устанавливается, кем, где и когда должны проводиться те или иные занятия и мероприятия); - координацию текущей деятельности обучающихся для обеспечения ее четкого ритма и соответствия графику; - контроль, выявление отклонений, определение причин; - принятие решения и регулирование учебно-познавательной деятельности и активности обучающихся на этапах занятия; - пооперационную корректировку хода образовательного процесса на занятии.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 2847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |