Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм принятия решения педагогом




Классификация решений

Отечественными и зарубежными учеными предприняты многочисленные попытки классифицировать управленческие решения по разнообразным основаниям.

Существует три типа решений: интуитивные, основанные на суждениях, рациональные.

Интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики, шансы на правильный выбор при использовании чисто интуитивного подхода невысоки.

Решения на основе суждений - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в данной ситуации.

Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Решение на основе суждения обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия.

К недостаткам можно отнести то, что данный подход не позволяет принять решение в действительно новой ситуации, поскольку руководитель не имеет опыта, которым он мог бы обосновать логический выбор.

Рациональное решение не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

По форме принятия решения могут быть индивидуальные, групповые, организационные и межорганизационные.

Решения различаются и по объекту управления. В зависимости от степени охвата объекта выделяют общие, частные и локальные решения.

Общие (глобальные) решения охватывают всю управляемую систему. Принятие подобных решений требует глубокого и всестороннего изучения деятельности объекта как целостной системы.

Частные решения касаются отдельных сторон деятельности объекта. Обычно они не требуют предварительного серьезного анализа работы всего объекта.

Локальные решения отличаются от частных тем, что имеют отношение к конкретному элементу системного объекта (например, к одному цеху организации).

По длительности действия, масштабу и характеру целей решения подразделяют на стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические решения масштабны и рассчитаны на большой срок.

Тактические решения обычно краткосрочны и принимаются для выполнения частных и локальных задач.

По содержанию решения носят количественный и неколичественный характер (например, вложить определенную сумму средств в модернизацию или маркетинг, прием на работу или перевод сотрудника на другую должность) характера.

По степени полноты имеющейся информации решения могут приниматься в условиях определенности и неопределенности. В свою очередь каждая из этих групп решений может быть подразделена на подгруппы.

Например, в зависимости от степени неопределенности различают стандартные решения, решения при слабой, значительной и большой неопределенности.

По условиям принятия решения бывают:

- принимаемые в условиях определенности, когда решение основывается на точном определении оптимального результата, который будет достигнут в результате его реализации;

- принимаемые в условиях риска, когда принимается решение, которое может дать лучший результат, но одновременно велика вероятность значительных потерь;

- принимаемые в условиях неопределенности, когда выбирается вариант решения, который может дать результат, наиболее близкий к выбранному критерию оценки оптимальности решения, но никакой уверенности в его реализации нет.

По характеру информации выделяют программируемые и непрограммируемые решения, или детерминированные и вероятностные.

К программируемым относятся стандартные и повторяющиеся решения, к непрограммируемым - разовые, слабоструктурированные решения, требующие творческого подхода, в значительной мере зависящие от здравого смысла и интуиции.

Программированное решение - это результат реализации определенной последовательности действий. Такие решения программируются под ситуации, повторяющиеся регулярно.

Наличие банка подобных решений экономит время для управления периодически возникающими ситуациями.

Непрограммируемые решения требуются при возникновении новых ситуаций. Поскольку в этих случаях заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции.

По способу фиксации они делятся на устные и письменные.

 

 

Принятие решения осуществляется в два этапа: информационной подготовки и собственно процедуры принятия. На первом этапе осуществляются процедуры поиска, выделения, классификации и обобщения информации о проблемной ситуации, а также построение «текущих» образов или операционных концептуальных моделей.

Процесс принятия решения характеризуется операциями предварительного выделения системы «эталонных гипотез», сравнения текущих моделей с эталонными и оценки соответствия им, коррекции образов, соотношения гипотез с полученными результатами, выбора (построения) эталонной гипотезы или разработки принципа и программы действий.

В целом процесс разработки и выбор управленческого решения реализуется, как правило, путем итеративного приближения к требуемым результатам и содержит ряд этапов. Анализ и обобщение психологических, управленческих, кибернетических и дидактических подходов к проблеме принятия педагогического управленческого решения позволил выделить основные этапы (стадии) решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.