КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические советы по подготовке к практическим (семинарским) занятиям и участию в их работе 5 страница
Политическая власть в обществе функционирует на трех взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях: высшем, включающем центральные государственные учреждения, руководящие органы политических партий, общественных организации; среднем, представленном промежуточными и местными органами; низшем, охватывающем политические отношения людей, небольших социальных групп. Формы и виды политической власти. Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем, так или иначе, занимается организацией политической жизни общества в целом. Она "складывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределения ресурсов политики — мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики". Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль. Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи. Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д. Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти — классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... — единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления — монархическая, республиканская; по режиму правления — демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу — социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п. Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием "политическая власть". В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным. Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. "Государственная власть — это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации". При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть только как власть, которая занята лишь тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо, только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие. В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным — федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти. Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную. В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую — избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую — учредительная власть по принятию конституции. Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции. Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека. Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти. Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды). В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная — Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти и в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности. В пашей стране в течение многих лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем, что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей. Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей — в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий. Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада. Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком "плюс". Так, например, Б. И. Краснов пишет: "Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции".По мнению зарубежных политологов, власть проявляет себя через следующие основные признаки и функции: 1) принуждение; 2) приманивание; 3) "блокирование последствий" (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть); 4) "создание требований" (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг); 5) "растяжение сети власти" (включение дополнительных источников зависимости от агентов); 6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем); 7) подсказки; 8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.). Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д. Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях: - макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; - среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов; - микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти. От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность. Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие: - поддержание общественного порядка и стабильности; - выявление, ограничение и разрешение конфликтов; - достижение общественного согласия (консенсуса); - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; - управление делами общества. Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы. Легитимность политической власти. Типы легитимности. При характеристике политической власти в последние годы широко используется понятие "легитимность". В переводе с латинского это понятие означает законность. В таком значении его довольно часто используют при характеристике политической власти не только в обыденной речи, но и в научной литературе. В действительности понятия "легитимность" и "законность", безусловно, не являются тождественными. "Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, потому легитимность не следует смешивать с легализацией..., т. е. с законностью". Политически господствующий социальный слой для утверждения своего господства использует разные средства: идеологическое, воздействие, распространение выгодной и скрытие невыгодной информации, политическое воспитание, физическое насилие и т. д. Вместе с тем он всеми силами стремится добиться признания своей политической власти людьми, которые не принадлежат к господствующему социальному слою. Это ему довольно часто удается осуществить. Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, называется легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта — это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту. При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. В этом случае субъект политической власти ослабляет насилие по отношению к социальным слоям и группам, являющимися объектами этой власти, ибо его решения и распоряжения большинством людей воспринимаются как вполне правомерные, они одобряются ими. Наоборот, при отсутствии легитимности политической власти общественная жизнь утрачивает стабильность. В этом случае субъект политической власти концентрирует усилия па насильственном подчинении себе остальной части общества, свои приказания и распоряжения он реализует силой принуждения. Легитимация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по разному. Все многообразие факторов, обеспечивающих легитимацию политической власти, в конечном итоге, как показал М. Вебер, можно свести к трем основным: традиции, легальности и харизме. Легитимность политической власти обеспечивают, прежде всего, многовековые традиции управления и подчинения. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания и распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Нарушение традиционных норм неодобрительно оценивается обществом, оно закономерно сопровождается определенными санкциями со стороны общества. Политическая власть легитимация, которой обеспечивается традициями, называется традиционной властью. Легитимность политической власти достигается также с. помощью Принятия определенных законов и других нормативных актов, устанавливающих нормы управления и подчинения, определяющих права и обязанности управляющих и управляемых. Политическая власть, легитимность которой обеспечивается установленными юридическими нормами, принятыми законами и другими нормативными актами, называется легальной, законной. Легитимность политической власти может достигаться также за счет приписывания лидерам исключительных, нередко сверхъестественных качеств. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности его лидера, преклоняются перед этим лидером, связывают с ним свое благополучие в настоящем или возможность улучшения своего положения в будущем. Лидер, в свою очередь, постоянно пытается показать массам, что он обладает особыми качествами, выполняет "историческую миссию". Политическая власть, легитимность которой достигается за счет обожествления лидера, Наделения его особыми качествами, называется харизматической. Указанные типы легитимности политической власти в реальной действительности в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще всего они дополняют друг друга в тех или иных сочетаниях. Это, однако, не исключает специфических черт каждого из них. Важнейшей особенностью политической власти, легитимность которой обеспечивается традициями, является консерватизм. Такая власть в значительно меньшей степени по сравнению с властью легальной и харизматической подвержена изменениям. Из всех указанных типов легитимности самым неустойчивым является последний. "Если традиции и закон придают политическим системам определенную стабильность, то власть харизматического лидера может превратиться во всеподчиняющую силу, направленную на осуществление глубоких институциональных изменений. При определенных условиях харизматический лидер способен свергнуть традиции и действующие законы, чтобы установить «новый порядок»... Лидер руководствуется при этом не существующими установлениями, действующими юридическими нормами или укоренившимся традициями, а собственным вдохновением". Если это происходит, то общество, как правило, утрачивает стабильность, вступает в полосу радикальных изменений, нередко сопровождающихся разрухой. обнищанием значительной части населения и т. д. Возможность легитимации политической власти обеспечиваем ее неравное распределение в обществе с момента появления этой власти, выражающееся в том, что меньшинство отдает приказания и распоряжения, управляет и повелевает, а подавляющее большинство населения выполняет распоряжения и подчиняется. Многообразие политических систем и политических режимов. Политическая власть осуществляется с помощью различных институтов. Материализуя политическую власть, эти институты действуют по-разному: взаимообусловливая, взаимопроникая, взаимодополняя друг друга или как сумма разнообразных частей.Политические системы — средство организации субъектов политики, их многообразие. Политические институты, взаимосвязанные друг с другом, обеспечивающие дополнение друг друга, образуют политические системы. Политические системы — это совокупность институтов, организаций, учреждений, выполняющих функции субъекта политической власти или функции субъекта борьбы против него. В политические системы входят государство с его законодательными, исполнительными, принудительными, хозяйственными и иными органами, политические партии, общественные организации, группы поддержки, давления и т. д. Политические системы проявляют себя в действиях. Степень и характер взаимосвязей элементов политических систем в реальной действительности бывают разными. Это обусловливает существование разнообразных политических систем, которые, как достаточно аргументировано показывает С. С. Андреев, в зависимости от их характерных свойств могут быть объединены в две основные группы: 1) целостные (органические) политические системы, 2) суммативные, политические системы. Целостные (органические) политические системы возникают тогда, когда отношения между их элементами имеют взаимопроникающий, взаимообусловленный и взаимодополняющий характер. Суммативные политические системы складываются, тогда, когда происходит простое соединение качеств составляющих их политических структур. Целостные (органические) политические системы создают целое, свойство которого больше суммы свойств его частей. Свойство суммативной политической системы равно сумме свойств его частей. Возникновение политических систем осуществляется по объективным законам функционирования и развития общества. Естественной материальной основой возникновения и развития политических систем выступают объективно существующие экономические связи, соответствующие определенному уровню развития производительных сил. Непосредственной причиной, обусловливающей возникновение политических систем является общность коренных интересов классов, социальных слоев и групп. Поскольку в реальной действительности существуют и осуществляют свою жизнедеятельность самые разнообразные классы, социальные слои и группы, интересы которых не только значительно различаются, но зачастую и взаимно исключают друг друга, постольку в каждом конкретном обществе складывается и функционирует несколько политических систем. Эти политические системы в той или иной степени в конечном итоге можно свести к двум основным — политической системе господствующего класса, социального слоя и к политической системе тех классов, социальных слоев и групп по отношению к которым его господство осуществляется. "В обществе с противоположными интересами, — совершенно правильно отмечает С. С. Андреев, — как правило, складываются две политические системы: господствующего класса и угнетенного. Если первая создает субъект власти, то вторая — субъект борьбы против него... ". Эти две политические системы — это абстракции. В реальной действительности они не существуют в чистом виде, не являются абсолютно политическими системами соответственно только господствующего социального слоя и только противостоящих ему социальных слоев и групп. Политическая система господствующего социального слоя, обеспечивая в целом реализацию интересов этого слоя, в то же время в той или иной степени обеспечивает удовлетворение потребностей классов, социальных слоев и групп, которые противостоят ему. Политическая система противостоящих господствующему социальных слоев и групп, создавая субъект борьбы против субъекта власти, вместе с тем в той или иной мере способствует его действиям. Это обусловливается социальной- неоднородностью классов, социальных слоев. Господствующий и противостоящие ему социальные слои представлены множеством различных социальных групп, интересы которых не только часто не совпадают, но и во многих случаях противоположны. Эти социальные слои и группы, руководствуясь своими интересами, действуют далеко не в одном направлении. Причем действия некоторых социальных групп, социальных слоев, например, противостоящих господствующему социальному слою, могут в значительной большей степени способствовать реализации интересов господствующего социального слоя, чем реализации интересов других групп «своего» социального слоя. В то же время отдельные группы господствующего социального слоя могут добиваться реализации интересов определенных групп социальных слоев, противостоящих господствующему социальному слою. Существование внутри классов, социальных слоев множества социальных групп с различающимися, а нередко и с противоположными интересами обусловливает постоянную изменчивость политических систем, их динамизм. "По своей сути политические системы являются динамичными, они подвержены изменениям различной скорости и глубины. Даже те системы, которые производят впечатление неподвижности претерпевают изменения, которые вследствие их медленности, трудно заметить. Изменения, как быстрые, так и медленные, выступают как существенная характеристика политических систем". Все многообразие интересов социальных групп, деятельность которых обусловливаем изменение господствующих политических систем, ряд исследователей сводит к трем основным позициям: консервативной, реформистской и революционной. Социальные гриппы, интересы которых по отношению к существующей господствующей политической системе характеризуются как консервативные, обосновывают справедливость существующей политической системы и всеми способами и средствами стараются сохранить эту систему. Консервативную позицию занимают социальные группы, представляющие господствующие классы и социальные слои. Интересам этих групп противостоят интересы социальных групп, которые стремятся к улучшению существующей господствующей политической системы без изменения ее сущности. Позиция этих групп является реформистской. Суть этой позиции состоит в стремлении к таким изменениям в господствующей политической системе, которые не изменяли бы ее радикально, но снижали бы размах социальных взрывов и позволяли бы господствующему социальному слою сохранять политическую власть. Вместе с консервативной и реформистской позициями в реальной действительности имеет место и революционная позиция. Социальные группы, занимающие эту позицию, стремятся к npeo6paзованию всего существующего общественного порядка, к замене господствующей политической системы новой, основанной на других принципах политической власти. Революционную позицию в отличие от реформистской, которая характерна, как правило, для некоторых социальных групп политически господствующего социального слоя, занимает ряд групп противостоящих господствующему социальных слоев, классов. Постоянное противоборство названных позиций обусловливает изменение господствующих политических систем. Политические системы господствующих и противостоящих им социальных слоев, классов весьма разнообразны. Их разнообразие обнаруживается как на протяжении всего предшествующего исторического развития человечества, так и в настоящее время. Исторически первыми явились политические системы рабовладельческого общества. В условиях этого общества функционировали политическая система рабовладельцев и политическая система рабов. Более развитой во всех отношениях из этих систем, безусловно, являлась политическая система господствующего класса. Она выражала и защищала открыто интересы рабовладельцев и не признавала за людей рабов, отводя им роль "говорящих орудий труда". Эта "политическая система выступала прежде всего как система государственных органов. При этом она включала в себя связи, как по вертикали, так и горизонтали... ". Вместе с государственными органами в эту систему входили также различные союзы, объединения рабовладельцев, а в последующем и их политические партии (безусловно, в понимании соответствующему рассматриваемому этапу развития общества). В условиях рабовладельческого общества весьма слабо была развита политическая система угнетенного класса. Эта политическая система была представлена тайными союзами, обществами, объединениями рабов. О наличии политической системы рабов, в частности, достаточно убедительно свидетельствуют восстание Спартака, другие восстания рабов. В целом же в силу своей явно недостаточной развитости политическая система рабов не могла оказывать существенного противодействия политической системе господствующего класса. По сравнению с рабовладельческим обществом политические системы значительно усложнились в условиях феодализма. Наряду с политическими системами на уровне королевской власти при феодализме существовали политические системы в границах собственности феодалов, политические системы церкви, ремесленников, крестьян. Существование политических систем на уровне королевской власти и политических систем в границах собственности феодалов обусловливалось особенностями натурального хозяйства. Натуральное хозяйство не обеспечивало прочных экономических связей в масштабах стран в целом. Поэтому политические системы на уровне королевской власти являлись суммативными. Политические системы в границах собственности феодалов в силу большей прочности экономических связей приближались к целостным. "Особую политическую систему, претендующую на исключительность в условиях средневековья, создавала церковь. В роли системообразующего субъекта выступало папство, а материальными носителями связей и отношений становились не только церкви..., но и монастыри, монашеские ордена... При этом некоторые из орденов создавали свои государства ". Церковная политическая система в условиях феодализма характеризовалась устойчивостью. Она имела достаточно прочные административные связи. Как и политическая система на уровне королевской власти, политические системы в границах собственности феодалов, церковная политическая системы выражали и защищали интересы господствующего класса. Этим политическим системам противостояли, хотя далеко не постоянно оказывали заметное противодействие, политические системы крестьян, ремесленников.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 51; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |