КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические советы по подготовке к практическим (семинарским) занятиям и участию в их работе 7 страница
Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене. Основными внутренними функциями существующих в настоящее время государств являются следующие: 1) защита существующего социально-экономического строя, 2) регулирование отношений господствующего социального слоя с другими классами, социальными слоями, общественными группами, 3) регулирование всей совокупности социальных отношений — национальных, межнациональных, семейных и т. д., 4) регулирование экономической жизни, 5) обеспечение организованности, упорядоченности в обществе, охрана установленных законов и правопорядка, а также интересов общества в целом, 6) регулирование взаимоотношений общества с природой, 7) воспитательная функция и другие. Внешние функции современных государств направлены на то, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене, в международных отношениях. К числу внешних функций относят следующие: 1) защита суверенитета и территории, 2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности, 3) поддержание нормальных отношений и развитие сотрудничества с другими странами, 4) участие в международном разделении труда, 5) участие в решении глобальных проблем и другие. Государство обеспечивает экономическую, социально-политическую стабильность общества. С помощью власти, силы, убеждения, экономического и неэкономического принуждения оно нейтрализует дезорганизующие тенденции, поддерживает определенный порядок в обществе. Реализуя цели и интересы господствующего социального слоя, государство вместе с тем осуществляет управление общественными делами. Оно является единственным политическим институтом, который в конкретных ситуациях обеспечивает приоритет общих целей над частными. Важнейшей функцией государства является обеспечение прав и свобод граждан. Вместе с тем современные государства в той или иной мере выполняют функцию социальной защиты не задействованных по тем или иным причинам в экономической и политической жизни граждан. Все функции, которые выполняет государство, являются политическими. Они никогда не были и не могут быть социально-нейтральными. Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя ли социальную защиту граждан, нейтрализуя ли действия деструктивных сил и т. д., государство всегда, так или иначе, затрагивает интересы различных классов, социальных слоев и групп. Их реакция па действия государства бывает самой различной — от полной поддержки до активного сопротивления. В зависимости от того интересы каких социальных слоев общества — прогрессивных или реакционных — при осуществлении своих функций государство реализует оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное развитие общества. Так было, есть и будет до тех пор, пока общество является социально неоднородным, дифференцированным па классы, социальные слон и группы, интересы которых не только противоположны, но и нередко взаимоисключают друг друга. Происхождение государства. Типы государства. Государство, как неопровержимо свидетельствуют факты, накопленные исторической и другими науками, существовало не всегда. Исторически первой формой, организации человеческого общества были родоплеменные общины, верховная власть в которых принадлежала общему собранию. Эта форма организации общественной жизни основывалась на прочных родоплеменных связях. Она функционировала в условиях социальной однородности людей. Развитие производительных сил, общественного разделения труда, социальной дифференциации закономерно привело к замене родоплеменной формы организации общественной жизни новой — государством. По вопросу о возникновении государства высказаны самые разные точки зрения. По мнению, например, древнегреческого философа Платона государство появилось в результате врожденных людям социальных потребностей. Оно поддерживает порядок в обществе, обеспечивает защиту людей от внешних врагов. Государство, по Платону, зиждется на разделении труда между свободными гражданами. По мнению другого выдающегося философа Древней Греции Аристотеля, государство принадлежит к естественным образованиям, а человек от природы есть политическое животное. Оригинальные мысли о возникновении государства высказали авторы теории общественного договора, в частности, английские философы Т. Гоббс, Д. Локк, французский философ Ж. Руссо. По мнению этих мыслителей, государство возникло из естественного догосударственного существования на основе общественного договора. Вместе с указанными высказано и множество других представлений о происхождении государства. В частности, одни авторы считают, что государство возникло в результате механического объединения родов и племен, другие утверждают, что оно явилось следствием насилия. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе до настоящего времени варьируется сталинская интерпретация марксистско-ленинских представлений о возникновении государства. Суть этой интерпретации состоит в том, что государство явилось следствием единственной причины — появления частной собственности, антагонистических классов. Такое толкование происхождения государства далеко не в полной мере соответствует представлениям К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Указывая, что "государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов", что оно является машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Классики марксизма-ленинизма вместе с тем подчеркивали, что деятельность государства не ограничивается только этим, а включает и выполнение общих дел, вникающих из природы всякого общества. Последнее означает, что они вторую причину возникновения государства видели в общественной потребности управления общественной жизнью, в поддержании общественного порядка. Государство не предпослано обществу извне. Оно — продукт развития самого общества. Возникновение государства обусловлено двумя основными причинами: 1) разделением общества на противоположные классы, 2) общественной потребностью в поддержании порядка в обществе, в выполнении общих дел, в управлении. Вместе с возникновением государства появилось, и право система норм и правил поведения людей на территории конкретного государства. Нормы и правила права существенно отличаются от норм морали, соблюдение которых обеспечивается лишь силой общественного мнения. Нормы права устанавливаются и охраняются силой государства. В правовых нормах закрепляется положение различных классов, социальных слоев и групп, их права и обязанности. Отражая и закрепляя волю господствующего класса или социального слоя, право вместе с тем закрепляет и общечеловеческие нормы и принципы. По мере исторического развития общества закрепление этих норм и принципов нарастает. Однако, в отличие от норм морали эти нормы и принципы не являются нормами и принципами всего общества. Государство — развивающееся явление. В процессе развития человеческого общества менялись исторические типы государства, формы государственного устройства и правления. Общецивилизационной тенденцией развития государства является постепенное превращение государства в орган выражения общих потребностей и интересов всего общества в целом. Государства с одинаковой сущностью охватываются понятием "исторический тип государства". В отечественной научной литературе указываются четыре исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государство. Исторически первым типом государства явилось рабовладельческое государство. Это государство являлось безраздельной диктатурой рабовладельцев. Оно выражало, и защищало их интересы. Оно не признавало за людей рабов, отводило им роль "говорящих орудий труда", "особой породы зверей". Вторым историческим типом государства явилось феодальное государство. По сравнению с рабовладельческим это государство было значительно более сложным: разросся аппарат управления, выросла численность армии, усложнился процесс судопроизводства, увеличилось количество тюрем и т. д. Представляя собой диктатуру феодалов, феодальное государство по сравнению с рабовладельческим, безусловно, явилось шагом вперед па пути прогресса человеческого общества. Феодал не имел права распоряжаться жизнью крепостных. Феодальное право, считая крепостных неполноценными людьми, оберегало привилегии одних сословий и почти полное бесправие других. На смену феодальному государству на определенном этапе развития общества пришло государство буржуазное. Появление этого государства знаменовало собой значительное продвижение человечества по пути прогресса. Буржуазное государство в значительной мере ликвидировало сословность, ввело конституции, провозгласило права, свободы и обязанности граждан, оформило разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. По сравнению с предыдущими это государство значительно разрослось, в большей мере обособилось от общества и стало развиваться по собственным законам, которые далеко не в полной мере совпадают с законами развития общества. Что касается четвертого из названных исторических типов государства — социалистического, то он в сути своей не реализован па практике. Сталинская модель общественного устройства, которая в течение нескольких десятилетий функционировала в бывшем Советском Союзе и в странах Восточной Европы, с социализмом имела мало что общего. Государства, которые именовались общенародными социалистическими, в действительности во многом являлись диктатурой партийно-государственного аппарата. Для этих государств были характерны сверхцентрализм власти, административный произвол. Эти государства использовали административно-командные методы управления общественными процессами, анонимность управленческих решений. Аппарат этих государств был бюрократическим и не имел реальной опоры в трудовом народе. Он, как правило, нарушал принятые законы, права и свободы граждан. В последние годы много говорится о гражданском обществе и правовом государстве. При этом высказываются самые разные точки зрения. Одни утверждают, что гражданское общество и правовое государство существуют в индустриально развитых странах Запада, другие заявляют, о несовместимости государства с гражданским обществом, третьи иногда договариваются до того, что вопрос о гражданском обществе и правовом государстве впервые поставили лидеры политических партий и движений, появившихся в последние годы, и т. д. Многие из этих и им подобных заявлений не соответствуют действительности. Понятие "гражданское общество" появилось после французской буржуазной революции XVIII века, которая уничтожила сословность и провозгласила Декларацию прав человека и гражданина. Появление понятия "гражданское общество" символизировало равноправие граждан в отличие от., бесправного положения подданных в предыдущих обществах. Оно вместе с тем означало, что граждане начали осознавать свои личные интересы и соотносить их с интересами общества, государства. Гражданским может называться такое общество, которое гарантирует человеку свободный выбор его экономического и политического бытия, не только провозглашает, по и гарантирует человеку права и свободы. В гражданском обществе взаимоотношения граждан и государства осуществляется на основе законов, принятых демократическим путем. В таком обществе господствует взаимная ответственность государства и граждан. Такое общество не исключает наличие правового государства. Термин "правовое государство" в науку ввел немецкий философ И. Кант. Этот мыслитель, разработал и философские основы правового государства. Это, однако, не означает, что Кант явился первым, кто высказал идею о правовом государстве. Многие положения, раскрывающие сущность такого государства, высказаны еще мыслителями Древней Греции и Древнего Рима, нашли отражение в работах просветителей. Идея правового государства получила развитие и в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс сущность правового государства видели в утверждении суверенности народа как источника власти, в подчинении государства обществу. "Свобода, — писал К. Маркс. — состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный... ". Эту же мысль четко проводил и Ф. Энгельс. Он отмечал: "Для нас... незыблимо, что отношения между правящими и управляемыми должны быть установлены на почве права... ". Определяя правовое государство, практически все исследователи так или иначе связывают его с правом. При этом многими из них под правом понимается совокупность законов и правовых актов, изданных государством, "мера свободы граждан, выраженная в системе исходящих от государства и обеспеченных им норм, регулирующих общественные отношения... ", что право появилось раньше государства. Авторы, отстаивающие эту точку зрения, как правило, ссылаются на Цицерона, который отмечал, что право возникло раньше государства. С такой постановкой вопроса, безусловно, нельзя согласиться. Дело не в том, что появилось раньше государство или право, а в том, какое содержание вкладывается в понятие "право". Безусловно, нормы, регулирующие отношения между людьми, появились вместе с отделением человека от животного царства. Они не перестали существовать и после появления государства. Возникновение государства привело к тому, что некоторые из существовавших ранее норм утратили свое первоначальное содержание, другие были заменены новыми нормами, отвечающие новым реалиям. Появление государства ознаменовало собой вступление человечества в такую полосу развития, когда право одной части общества всякий раз оказывается бесправием другой. Из этого, однако, не следует, что общество не нуждается в регулировании с помощью законов, изданных государством. Такое регулирование жизненно необходимо. Оно служит нормальному функционированию и развитию общества, тогда, когда его сущность не камуфлируется рассуждениями о том, что правовые законы являются таковыми тогда, когда они соответствуют праву. Для правового государства должно быть характерно не право вообще (такого права в реальной действительности никогда не было, и быть не может), а право, которое выражает и защищает интересы общества. Следовательно, правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего социального слоя, в котором законы, принятые абсолютным большинством граждан, соблюдаются не только гражданами, но и всеми государственными органами и должностными лицами вне зависимости от их ранга, все несут равную ответственность за нарушение законов, организация и функционирование государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей. В правовом государстве не только провозглашаются, но и обеспечиваются (гарантируются) права и свободы личности, реализуется принцип взаимной ответственности государства и всех, кто вступает с ним во взаимоотношения. Правовым может называться государство, законодательные органы которого избираются большинством граждан и находятся под реальным контролем народа. Формы государственного устройства и правления. Государства всех названных исторических типов значительно различаются по формам государственного устройства, по формам правления. Государственное устройство — это территориальная организация государства, а также характер взаимоотношения государства в целом с составляющими его территориями, центральной власти с органами власти на местах. По форме устройства государства подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные). Для унитарных государств характерно наличие единых конституций, действие па всей территории единых законов, функционирование единой системы высших государственных органов и т. д. Федерации характеризуется действием вместе с общими и законов составляющих их образовании, разделением власти и полномочий между центральным правительством и правительствами входящих в федерацию государственных образований и т. д. Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства). Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть и исключения – Испания, Китай, Вьетнам. В рамках унитарных государств возможна административная и национальная автономия для некоторых структурных подразделений (например, в Италии, Испании, Великобритании). Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования – члены федерации – имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти. По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и др. особенностями, создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов. Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация). Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы асимметричности (т.е. правовой статус ее членов может различаться), тем не менее, один из важнейших принципов федеративного устройства – это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.). Жизненность федерации зависит во многом от взвешенного, сбалансированного распределения компетенций между ее субъектами и центром. Использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры вызывает центробежные тенденции и, в конечном счете, может привести к распаду государства, что и произошло с СССР, Югославией и Чехословакией. Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства – члены конфедерации – сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают в ряде случаев нуллификацией, т.е. правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории. Конфедерация – неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.). Не исключено, что черты конфедерации могут сложиться в ходе дальнейшего развития СНГ. Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи. Империи – государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, – достаточно назвать Римскую, Британскую или Российскую империи. Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала Египет в 1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда протекторат является переходной формой к полному присоединению зависимого государства. Уния представляет собой тесный союз, объединение нескольких государств. Это объединение может происходить в форме персональной унии – объединения двух монархических государств под властью одного монарха, при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и объединение важнейших органов власти и управления, позволяющее проводить единую внешнюю политику двух государств. В истории существовали Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе (1608 г.). Известны исторические примеры личной унии, обусловленной династическими связями или приглашением на новый престол короля, императора из другой страны при сохранении им прежнего государственного статуса. Форма государственного правления — это порядок образования верховной государственной власти, формирования ее органов и их взаимоотношения с населением. Основными формами правления являются монархия и республика. Обе эти формы правления возникли в античную эпоху. На протяжении истории человечества они претерпели значительные изменения. Республика — это такая форма правления, при которой государственные органы либо избираются, либо формируются законодательными органами. Республиканская форма правления, как уже отмечалось, возникла в античном мире (Афины, Рим в ранний период). В процессе исторического развития человечества она претерпела значительные изменения. В настоящее время республиканская форма правления проявляется в двух основных разновидностях — парламентской и президентской республик. Президентской называется такая республика, когда президент одновременно является и главой государства, и главой правительства, то есть главой исполнительной власти, сам формирует органы этой власти. Парламентская республика имеет место там, где глава правительства избирается парламентом, правительство песет ответственность перед представительным органом, власти. Монархией обычно называют такую форму государственного правления, при которой высшая власть представлена одним лицом, занимающим престол, но наследству, а иногда и в результате пожизненного избрания. Монархия бывает абсолютной и конституционной. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом власти. Конституционная монархия предполагает распределение государственной власти между монархом и другими органами. Монархическая форма правления доминировала в рабовладельческом, феодальном обществах, сохраняется она в ряде стран и в настоящее время.
В политических системах всех ныне существующих обществ важное место занимают политические партии. Массовые политические партии — это относительно молодой политический институт. Они появились, как известно, во второй половине XIX века в странах Европы. История же партий началась, безусловно, значительно раньше. Свой отсчет она ведет с момента появления социального неравенства, возникновения противоречий между социальными слоями и группами. Как орудие достижения интересов классов, социальных слоев партии проявили себя уже в Древней Греции и Древнем Риме. В тех или иных формах они проявляли себя и на нее последующих этапах развития человечества. В научной литературе история политических партий чаще всего делится на три периода. При этом первые два периода обычно называют предысторией политических партий, третий их историей. В течение первого периода партии представляли собой преимущественно группировки аристократов, тайные союзы рабов, второго — различные политические клубы, третьего – массовые политические институты. В настоящее время в человеческом сообществе действует огромное количество различных политических партий. По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие. С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины. По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур). По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные. В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, аморфным, свободным членством, организационной рыхлостью, децентрализованной структурой. Отсутствует система официального членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровая партия ориентируется на участие и победу в выборах. Опирается не столько на партийную массу, сколько на партийный актив и партийных функционеров, а также финансовую поддержку влиятельных кругов общества. В наибольшей степени типу кадровой партии соответствуют в настоящее время Республиканская и Демократическая партия США. Массовая партия стремится вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником ее финансирования являются членские взносы. Для массовой партии характерно фиксированное членство, четная организационная структура, централизованный характер, тесные и постоянные связи между членами партии. Примером массовых партий могут служить коммунистические и социалистические партии. Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий на парламентские и авангардные по характеру их деятельности. Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. Свою организаторскую деятельность она осуществляет в основном в ходе избирательной кампании, стремясь к завоеванию максимально возможного числа мандатов и проведению своей политики через парламент и правительство. Парламентские фракции партий, депутаты различных уровней пользуются широкими полномочиями в решении всех, в том числе внутрипартийных проблем. Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе. Функции политических партий. Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся: - представительство социальных интересов; - выработка программных установок, политической линии партии; - формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан; - участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества; - подготовка и выдвижение кадров. В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения. Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация. Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |