Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические советы по подготовке к практическим (семинарским) занятиям и участию в их работе 6 страница




Политическая система крестьян в эпоху феодализма была представлена разрозненными, весьма непрочными объединениями крестьян, которые были далеки от осознания своих политических интересов. Противодействие политическим системам господствующего класса эта политическая система в заметной степени оказывала в периоды крестьянских войн. По сравнению с политической системой крестьян более активно действовала политическая система ремесленников, особенно в лице союзов подмастерьев. Система общественных (по сути общественно-политических) организаций подмастерьев — союзов подмастерьев начала складываться в XIII веке. Особенно широко она распространилась в XIV—XVII веках и продолжала существовать до середины XIX века. Союзы подмастерьев не только организовывали борьбу подмастерьев против мастеров, но и активно участвовали в городских движениях, в том числе и политического характера.

На определенном этапе развития общества политические системы феодализма закономерно уступили место политическим системам буржуазной эпохи, появление которых знаменовало собой значительное продвижение человечества по пути прогресса. Это нашло выражение в том, что с утверждением капитализма в значительной степени была ликвидирована сословность, были введены конституции, провозглашены права, свободы, обязанности граждан, было оформлено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Политические системы буржуазного общества по сравнению с политическими системами, которые существовали на предыдущих этапах развития человечества, являются не только более сложными, но н, несмотря на присущий им динамизм, более устойчивыми. Эти политические системы весьма разнообразны, однако все они, в конечном счете, сводятся к двум основным: буржуазной и пролетарской (в последующем политической системе трудящихся). Буржуазная политическая система включает всю совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии, различные общественные организации. Политическую систему пролетариев (в настоящее время политическую систему трудящихся) представляют политические партии, общественные организации, движения. Буржуазная политическая система выступает в качестве субъекта власти, пролетарская является субъектом борьбы против него. Буржуазная и пролетарская политические системы находятся в состоянии постоянного устойчивого противоборства друг с другом. Предпочтительное положение в этом противоборстве занимает буржуазная политическая система, ибо она включает в себя органы государственной власти, мощную систему средств массовой информации. Располагая органами государственной власти, буржуазия имеет возможность использовать любые средства политического воздействия на противоположную политическую систему вплоть до насилия. Реализации интересов этого класса способствуют и политические (не только правящая, но и оппозиционные, религиозные и другие) партии, которые помогают ей выдавать свой интерес за общечеловеческий.

Огромную роль в реализации интересов буржуазии играют находящиеся в ее распоряжении средства массовой информации. Важнейшей особенностью политических систем буржуазии и трудящихся является многопартийность. В последние десятилетия практически во всех индустриально развитых странах как буржуазная, так и политическая система трудящихся включают несколько политических партий.

Буржуазная и пролетарская политические системы — явления развивающиеся. По мере прогресса они взаимообогащают друг друга. Это находит выражение, прежде всего в том, что они в нарастающей степени, хотя далеко непрямолинейно, начинают выражать общие интересы.

Политические системы существующих в настоящее время обществ весьма разнообразны. Ныне практически для всех стран мирового сообщества характерно наличие множества политических систем. В США, например, являющихся федеративной республикой, действуют политические системы. На уровне страны в целом, 50 штатов и федерального округа Колумбия. Каждая из этих систем, в свою очередь, складывается из политических систем господствующего класса, трудящихся, белого и черного населения и т. д.

Политическая система господствующего класса в США включает в себя все государственные органы, политические партии, некоторые профсоюзы и т. д. Законодательная власть в этой стране принадлежит конгрессу, который состоит из сената и палаты представителей. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки осуществляется президентом, который является главой государства правительства и главнокомандующим вооруженными силами. Президент США назначает правительство. Судебная власть в США, как говорится в конституции этой страны, осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые утверждаются конгрессом. В США действует двухпартийная система, при которой в отправлении государственной власти сменяют друг друга основные партии господствующего класса — республиканская и демократическая. Реализации интересов этого класса способствует руководство основного профсоюзного объединения — Американской федерации труда. Его интересы реализуют также многие организации, в частности, Национальная ассоциация промышленников, Торговая палата, Моральное большинство и другие. Государственные органы США располагают мощной сетью средств массовой информации как внутри страны, так и на международной арене. Конгресс США финансирует, к примеру, радиостанцию "Свобода".

В последние десятилетия политическая система господствующего класса США вместе с реализацией интересов этого класса в той или иной степени стремится удовлетворить потребности других классов, социальных слоев. Вместе с тем увеличивается ее роль в решении проблем, встающих перед обществом в целом. В качестве одного из субъектов борьбы против субъекта власти в США выступает политическая система черного населения, включающая в себя Негритянский американский профсоюзный совет, Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения. Союз борьбы против расовых и политических преследований и т. д.

Весьма многоцветна палитра политических систем пашей страны в настоящее время. Она включает в себя сейчас политические системы практически всех многочисленных классов, социальных, слоев и групп российского, общества. Эти политические системы вместе с тем значительно различаются в отдельных республиках; регионах. Все это многообразие политических систем российского общества, как и в других странах, сводится в конечном итоге к двум основным — к господствующей политической системе, выполняющей функции субъекта власти, и политической системе, противостоящей ей, и включающей политические системы оппозиционных сил и выполняющей функции субъекта борьбы против субъекта власти. Характерной особенность господствующей в настоящее время в Российской Федерации политической системы является то, что в образующих ее институтах, учреждениях и организациях крайне незначительна доля представителей рабочих, крестьян. Противостоящая господствующей политической системе политическая система оппозиционных сил — суммативная система. Характеризовать ее как систему можно со значительными оговорками, ибо составляющие ее партии, организации и т. д. действуют разрозненно, нередко ведут борьбу друг против друга, а не против господствующей политической системы.

Одной из важнейших особенностей развития политических систем в настоящее время является нарастание их взаимодействия с религией. Это обусловливается множеством причин: массовое включение в политическую жизнь верующих, нарастающая активность духовенства в политической жизни ряда стран и на международной арене, пересмотр взаимоотношений с церковью правительствами ряда стран, активное участие многих церквей в антивоенном движении и т. д.

Наглядное представление о связи господствующих политических систем с церковью можно получить па примере католицизма. Политическим и идейным центром католицизма, как известно, является Ватикан, существующий в двух ипостасях. Это одновременно и крошечное город-государство и святой престол католической церкви. Влияние Ватикана на политическую жизнь многократно превышает его размеры. Ватикан обменивается послами с более чем со ста странами. Он является членом Европейской конфедерации по космическим исследованиям, имеют своего представителя в ЮHECKO и т. д. Активное участие католической церкви в политической жизни не ограничивается Ватиканом. Роль католической церкви значительна во многих странах. В ФРГ, например, служители церкви открыто призывают всех католиков голосовать за кандидатов ХДС/XCG заявляя, что все те, кто не проголосует за них, неизбежно попадут в ад.

Серьезное влияние на политическую жизнь, политические системы в настоящее время оказывает ислам. Начиная с 70-х годов и особенно после победы исламской революции в Иране, в странах мусульманского Востока наблюдается прямое сращивание государственных структур с религиозными. Свыше 30 развивающихся стран официально провозгласили ислам основой своей государственности. В последнее время усиливается влияние ислама в политической жизни ряда бывших республик Советского Союза.

Существенной особенностью развития политических систем особенно господствующих, в последние годы является нарастание в их деятельности роли предприятий, организаций и учреждений, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации через телевидение, радио, печать.

Мера проявления политической системы в качестве субъекта власти или субъекта борьбы против него зависит от степени ее организации. Сущность господствующих политических систем во многом определяется существующим политическим режимом.

Политические режимы, их типы. Политический режим — это совокупность приемов, методов и средств, которыми господствующий класс, социальный слой осуществляет свое политическое господство. "Политический режим определяется тремя основами. Экономической — выступает собственность на основные средства производства: в чьих руках собственность — в интересах того класса и создаются благоприятные условия политической жизни. Политической — служит государство. Наделенное законодательными и исполнительными функциями власти, оно устанавливает и поддерживает в обществе порядок, выгодный и угодный власть имущим. Идеологической основой является идеология господствующего класса, утверждающая в сознании людей мысль о целесообразности именно существующего общественного устройства".

Осуществляя свое политическое господство, правящий класс по отношению к разным классам, социальным слоям и группам в одно и то же время использует разные, причем зачастую диаметрально противоположные методы, средства. Например, применяя жестко авторитарные методы осуществления власти по отношению к классам своим антиподам, политически господствующий класс в это же время по отношению к одним своим социальным слоям использует демократические методы, к другим — попустительские, к третьим — методы прямого насилия и т. д., и т. п. В связи с этим в реальной действительности никогда не существовало и не существует «чистых» политических режимов, всегда наличествует целый спектр политических режимов: тоталитарный, авторитарный, авторитарно-тоталитарный, демократический, демократически-авторитарный, развернутый демократический, либеральней, либерально-демократический, попустительский, попустительско-либеральный и т. д.

Важнейшей характерной чертой всякого политического режима является его двойственность, даже тройственность и т. д. В силу этого ни один из существовавших на предыдущих этапах развития человечества и существующих ныне политических режимов нельзя безоговорочно отнести ни к одному четко определенному типу. Политические режимы периода рабовладения, например, для рабов были жестко тоталитарными, для рабовладельцев — демократическими. Политическая организация эпохи средневековья, обеспечивая демократический режим для феодалов, использовала диктаторские методы осуществления власти по отношению к трудящимся классам. Политический режим капиталистического общества, хотя и прикрывает свою сущность народовластными институтами, демократическим является лишь для власть имущих, но не для трудящихся. В нашей стране фактически в течение длительного времени существовал авторитарно-тоталитарный политический режим. Однако таковым он являлся лишь для трудящихся. Для партийно-государственного аппарата он во многом был либерально-попустительским. Все названные политические режимы в конкретных странах проявляются с множеством специфических особенностей.

Двойственность, тройственность и т. д. политического режима обусловливает то, что господствующие в ряде стран режимы получают названия по именам государственных деятелей, глав государств и т. д. — гитлеровский режим, режим Пол Пота, режим Пиночета и т. п.

Тот факт, что господствующий социальный слой по отношению к другим общественным слоям и группам использует разные приемы и методы воздействия, не исключает того, что в конкретное время какие-то из этих методов и приемов, то есть какой-то режим является доминирующим. Характер этого режима определяет и сущность господствующей политической системы. В зависимости от доминирующего режима господствующие политические системы подразделяются на тоталитарные, авторитарные, демократические.

Типы политических режимов можно определить только, но отношению конкретной взаимосвязи господствующих классов, социальных слоев с другими классами, социальными слоями, группами.

Типы политически режимов достаточно подробно охарактеризованы в научной; учебной литературе. Поэтому нет необходимости характеризовать их вновь. Однако, в связи с тем, что в последние годы много говорится о демократии, есть смысл подробнее рассмотреть ее сущность и основные признаки проявления.

Демократия, ее сущность и основные признаки проявления. Понятие "демократия" усилиями лидеров многих политических партий, общественных организаций и движений в настоящее время превращено в своеобразную ширму, которая позволяет им довольно часто скрывать свои корпоративные интересы, прикрываясь интересами народа. Ныне политические деятели всех рангов и различных идеологических ориентации подчеркивают свою приверженность демократическим принципам, заявляют о готовности отстаивать интересы народа, многие из них понятием "демократия" обозначают такие явления, которые не только ничего общего не имеют с подлинной демократией, но и нередко исключают ее полностью. При этом даже происхождение термина "демократия" некоторые из них толкуют превратно. Так, бывший президент США Д. Буш в одной из речей при приеме бывшего президента СССР М. Горбачева заявил, что он рад тому, что английское слово "демократия" все чаще употребляется в русской речи.

Слово "демократия", как известно, родилось на площадях древнегреческих городов. Впервые его, как считают многие исследователи, употребил древнегреческий историк Геродот. В переводе с греческого слово "демократия" означает народовластие. В историю политической мысли оно вошло благодаря работам выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. В настоящее время это слов вошло в языки практически всех народов.

Аристотель, как показано в третьей главе данного учебного пособия, отнес демократию к неправильным формам государственного правления. В последующем понимание содержания понятия «демократия» изменилось. Демократия стала пониматься как правильная форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит всем свободным гражданам. "Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца XVII века, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства".

В настоящее время термин демократия вместе с тем используется для обозначения государственного правления, для характеристики деятельности политических институтов. Одновременно этот термин нередко употребляется и как синоним прав и свобод граждан.

Демократия — это такая форма политической и социальной организации общества, организации политических институтов, такой способ их деятельности, которые, признавая народ в качестве источника власти, основываются на принципах равенства и свободы граждан, обеспечивают доминирование управляемых над управляющими.

Демократия прошла длительный путь развития. Она присутствовала практически па протяжении всей истории человечества после появления политической жизни. Па протяжении всей истории обнаруживалась борьба между так называемой элитарной демократией, основанной на привилегиях и кооптации, и массовой демократией, базирующейся па равноправии и выборах снизу. В научной, учебной литературе охарактеризованы прямая первобытная, общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов развития общества, различные виды демократии Древнего мира, демократии эпохи Возрождения, Нового времени и т. д.

Многие авторы, говоря о демократии, подчеркивают, что она осуществляется там, где реализуется выборность в органы государственной власти. С этими утверждениями можно согласиться лишь со значительными оговорками. Выборность сама по себе ни о чем не говорит. Она может осуществляться при наличии подлинной демократии, демократии, говоря словами Платона, законной и насильственной, а может наличествовать и. в условиях полного отсутствия демократии. Все зависит от того кто организует и проводит выборы, за чей счет и как проводятся выборы и т. д. Авторам, которые из наличия выборности государственных органов в той или иной стране делают вывод о существовании в ней демократии не мешало бы вспомнить известное, хотя и высказанное более ста лет назад замечание Бернарда Шоу: "Демократия — это, конечно, выборы. По непросвещенное большинство выбирает именно тех, кого коррумпированное меньшинство при отсутствии всякой демократии назначило бы". Правильность этого замечания многократно подтверждена реальной действительностью различных стран.

Выборы в органы государственной власти свидетельствуют о наличии демократии и способствуют ее утверждению тогда, когда при их проведении обеспечивается реализация основных демократических принципов — свободы и равенства, когда они обеспечивают действительную передачу воли народа представительным органам государственной власти и ее последующее исполнение. Последнее достигается при выполнении следующих условий:

1) все основные социальные слои и группы конкретного общества имеют равные возможности для выдвижения своих кандидатов в законодательные органы государственной власти;

2) депутаты представительных органов государственной власти избираются большинством взрослого населения страны;

3) избиратели имеют реальные возможности в любой момент лишить полномочий тех депутатов, которые не оправдывают их надежд.

Демократия может утвердиться лишь тогда, когда обеспечивается разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, когда представительные органы государственной власти подконтрольны народу, исполнительные — представительным органам государственной власти, судебные органы действуют только на основе законов, признанных народом и подтверждаемых им путем участия абсолютной части его в регулярно проводимых выборах. В современных условиях основным "механизмом, обеспечивающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство, являются политические партии".

Политические партии, являясь авангардными частями социальных слоев, помогают им осознавать свои интересы. Они организуют и мобилизуют социальные слон и группы, которые представляют, а тем самым помогают им активнее участвовать в политическом процессе. Из этого, однако, не следует, что демократии становится реальностью в тех странах, на территории которых за государственную власть борются несколько партий.

Утверждению демократии деятельность политических партий способствует тогда, когда она обеспечивает реализацию интересов абсолютной части народа. Это достаточно убедительно подтверждено практикой ряда индустриально развитых стран в последние десятилетия. Партии, как правило, две которые попеременно сменяют друг друга у руля высшей государственной власти в этих странах, фактически представляют один и тот же социальный слой — средний класс, хотя и являются организациями его разных "крыльев". Эти партии, как правило, социал-демократические, социалистические, поддерживаемые профсоюзами, выражают интересы большинства населения названных стран, предотвращают утверждение плутократии.

Объективным признаком проявления демократии в той или иной стране является обеспечение прав и свобод граждан. Демократическое государство не только провозглашает, но и гарантирует своим гражданам социально-экономические, политические и личные права и свободы вне зависимости от каких бы то не было различий.

Обеспечение личных прав и свобод предполагает защиту гражданина от произвола со стороны государственных органов и частных лиц. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. В совокупности политических прав и свобод важное место занимают права гражданина избирать и быть избранным в государственные органы власти, объединяться в общественные организации, проводить митинги, демонстрации и т. д. Среди социально-экономических прав и свобод первостепенную роль играет обеспечение прав каждого человека на труд, справедливое вознаграждение за труд, на жилье, отдых, охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, образование.

Ряд зарубежных, например, Токвиль, Липсет и отечественных исследователей считает, что показателем демократичности политического строя стран является их богатство, величина ВНП на душу населения. Если согласиться с этим утверждением, то тогда надо признать, во-первых, что в современных условиях самыми демократическими являются некоторые нефтедобывающие страны, представляющие собой фактически неограниченные монархии, во-вторых, что демократия стала известна человечеству с появлением богатства, достижением относительно высокого уровня экономического развития, что она растет и расширяется но мере роста богатства. Это опровергается как историей развития человечества, так и реалиями современности.

Как уже отмечалось, у демократии долгая история. Она свидетельствует, что народовластие может обеспечиваться в странах с относительно невысоким уровнем экономического развития, она может полностью отсутствовать в странах, достигших в определенное время наивысшего уровня в экономическом развитии.

Показателем демократичности политического строя стран является не величина ВНП, а его доля, расходуемая на удовлетворение потребностей, социальных нужд абсолютной части населения, величина затрат на общее благо людей. Показателями степени проявления демократии или ее отсутствия в той или иной стране в условиях современности является следующее: величина имеющих постоянную работу из числа трудоспособного населения, уровень доходов большей части населения, степень участия населения в управлении производственными и государственными делами, расходы на образование, здравоохранение, охрану здоровья, социальное обеспечение, доступность здравоохранения, образования преобладающей части населения, уровень грамотности населения, степень обеспеченности его жильем и т. д.

О демократии в подлинном значении этого термина не может быть и речи, если основная доля ВНП потребляется меньшинством населения, если имеется значительный разрыв в доходах меньшинства богатых и большинства бедных, если многие трудоспособные лишены работы, если значительная часть населения не имеет реальных возможностей в получении образования, квалифицированной медицинской помощи, если отсутствует охрана здоровья и т. д.

Признаком проявления демократии является не только провозглашение и обеспечение прав и свобод граждан, по и ограничения, исключающие превращение свободы во вседозволенность, прав одних в бесправие других, наказуемость антиобщественных действий. В этой связи вряд ли можно согласиться с утверждением о демократичности тех господствующих политических систем, при которых процветают преступность в ее, различных видах и формах, наркомания, порнография и т. д., поощряется мошенничество, жульничество, пропаганда насилия, распространение так называемой массовой культуры и пр. Не являются демократическими в подлинном смысле слова страны, на территории которых средства массовой информации манипулируют общественным сознанием. В современном обществе не может быть подлинной демократии, если она не всеобща, существует для одной части населения и не существует для другой. Демократия не может быть полноценной, если она допускается в одних сферах общественной жизни, ограничивается в других и исключается в третьих. Демократия развивается вместе с эволюцией общества.

Государство как основной институт политической системы. Одним из основных институтов господствующих политических систем является государство.

Термин "государство" употребляется в разных значениях. В обыденной речи понятие "государство" нередко используется для обозначения больших общественных групп — отдельных стран, обществ, народов. Такое понимание государства не является строго научным. Являясь организацией больших общественных групп, государство — это вместе с тем и прежде всего основной институт господствующей в конкретном обществе политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих регулирование политических отношений, управление общественными делами, выполнение властных функций.

До недавнего времени в отечественной научной, учебной, и учебно-методической литературе государство трактовалось односторонне. Оно преимущественно рассматривалось как машина, аппарат, посредством которого один класс держит в подчинении другие классы, осуществляет свою диктатуру, используя для этого специальные органы принуждения. При этом сплошь и рядом, нередко со ссылками па произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина подчеркивалось, что таковыми являлись государства рабовладельческого, феодального и является государство буржуазного общества, а социалистическое государство якобы классовым не является.

"Государство, — писали, например, авторы учебника по философии для высших учебных заведений, который был издан в начале 80-х годов, — есть организация господствующего класса для защиты его коренных интересов, и прежде всего формы собственности, которую этот класс представляет. Основное назначение государства в эксплуататорском обществе состоит в том, чтобы держать в повиновении угнетенные классы, опираясь на силу, на органы принуждения".

Подобные определения государства в тех или иных интерпретациях давались и в последующие годы. "...Государство, — писал, например, в конце 80-х годов А. Г. Спиркни, — это организация политической власти экономически господствующего класса". Похожие на указанные определения государства давали и некоторые зарубежные ученые, которые никогда не стояли на марксистских позициях. "Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, — писал, например, М. Вебер, — есть отношение господства людей над людьми, опирающееся па легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство".

Указанные и им подобные определения государства не являются строго научными, ибо они дают одностороннее толкование государства. Государство, как верно отмечает М. X. Фарукшин, представляет собой противоречивое единство двух сторон. С одной стороны, государство является организацией политического господства определенного класса, социального слоя. С другой стороны, оно представляет собой всеобъемлющую, универсальную политическую организацию всего общества, его политическую оболочку. В соответствии с этим дифференцируются и функции государства. С одной стороны, государство является выразителем интересов и волн экономически господствующего класса, а с другой стороны, государство как неофициальный представитель гражданского общества осуществляет выполнение его общих дел, реализация которых обеспечивает его нормальное функционирование и развитие.

Следовательно, государство — это основной институт господствующей в обществе политической системы, центральный институт политической власти, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп. Государство — это определенная структура, в состав которой входят органы законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, прокурорской власти, органы управления хозяйственной деятельности, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности.

Как политический институт от других политических институтов государство отличается рядом признаков. Во-первых, для государства характерно наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и органов принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растет. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д. Во-вторых, существенным признаком государства является взимание налогов с населения, которые в значительной мере используются на содержание аппарата управления и принуждения, а также па выполнение общественных дел. Современные государства взимают самые разные налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на экспорт и импорт, налог с оборота, налог с продаж и т. д. В-третьих, для государства характерна определенная территория, на которую распространяются полномочия данного государства. В-четвертых, каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан. В-пятых, для государства характерен суверенитет. От других политических институтов государство также отличается тем, что для него характерны «монополия неэкономического принуждения, не допущения принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т. п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право выпускать займы, осуществлять бюджетную политику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.