КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы пожаротушения
Пожар на судне — одно из самых опасных бедствий. Он приносит гораздо большие разрушения, чем любой другой вид аварии. При пожаре могут испортиться грузы, выйти из строя машины и судовое оборудование, он представляет угрозу для жизни людей. Особенно большой ущерб причиняют пожары на пассажирских, грузопассажирских судах и танкерах. На последних они могут сопровождаться взрывом нефтяных паров в грузовых танках. Пожар может возникнуть из-за неисправности электропроводки, неправильной эксплуатации электрического и теплообменного оборудования, небрежного и неосторожного обращения с огнем, попадания искр на горючие материалы и др. Конструктивные противопожарные мероприятия в соответствии с требованиями морского Регистра и СОЛАС - 74 предусматриваются в процессе проектирования судна. К ним относятся разделение судна огнестойкими поперечными переборками, применение негорючих материалов для отделки помещений, пропитывание деревянных изделий огнестойкими составами, предотвращение искрообразования в отсеках и помещениях, где хранятся легковоспламеняющиеся взрывоопасные жидкости или материалы, обеспечение судна противопожарным оборудованием и инвентарем и т. д. Но одни предупредительные меры не могут исключить пожары на судах. Борьба с пожарами осуществляется с помощью различных средств, способных локализовать пожар, остановить его распространение, создать вокруг источника пожара не поддерживающую горения атмосферу. В качестве таких средств используют забортную воду, водяной пар, углекислый газ, пену и специальные огнегасящие жидкости, так называемые хладоны. Огнегасящие вещества подаются к очагу пожара противопожарными системами: водяными, водораспыления и орошения, паротушения, углекислотного и пенного пожаротушения, объемного химического тушения, инертных газов. Кроме стационарных систем пожаротушения суда оснащаются аппаратами пены средней кратности, переносными пенными установками, ручными и пенными углекислотными огнетушителями. К противопожарным системам относят также системы пожарной сигнализации (ручной, полуавтоматической и автоматической), которые обеспечивают профилактические противопожарные мероприятия. Пожарная сигнализация. Предназначена для обнаружения очага пожара в самом начале его возникновения. Пожарная сигнализация особенно необходима в помещениях где почти не бывает людей (грузовые трюмы, кладовые, малярные и т. п.). В систему пожарной сигнализации входят устройства, приборы и оборудование, служащие для автоматической передачи на пост управления судном и центральный пожарный пост (ЦПП) сигналов о
возникновении пожара на судне; сигнализацию предупреждения — оповещение экипажа и производственного персонала о пуске в действие одной из систем объемного пожаротушения. К судовой пожарной сигнализации также относятся устройства ручной пожарно-извещательной сигнализации, позволяющие лицу, обнаружившему пожар, немедленно сообщить об этом в ЦПП; авральная сигнализация (колокола громкого боя, ревуны и пр.), предназначенная для сообщения всему личному составу судна о возникновении пожара Сигнал, поданный автоматической или ручной пожарной сигнализацией, поступает на специальный щит соответствующего поста и фиксируется на нем. Сигнал тревоги личному составу (сигнализация оповещения) может подаваться с поста вручную или автоматически. Машинные, котельные и насосные отделения, а также другие пожароопасные места должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией. Датчики ручной пожарно-извещательной сигнализации устанавливают в коридорах и вестибюлях жилых, служебных и общественных помещений. Чаще всего на судах используется предусмотренная Правилами Регистра сигнализация, с извещателями, реагирующими на температуру окружающей среды. На рис. 34 приведена принципиальная схема устройства пожарной сигнализации Сигнальный аппарат 2 установлен в охраняемом помещении. Аккумуляторные батареи 1 а 10 включены в электрическую сеть. Благодаря наличию значительного электрического сопротивления 4 ток проходит в основном через цепь с извещателем, поэтому в ветвях сила тока оказывается недостаточной для работы пожарного гонга 6, сигнального колокола 8 и красных ламп 5 и 9. Когда сигнальный аппарат разомкнет электрическую цепь, соленоиды 5, 7 и // замыкают контакты ветвей (соленоид 3 шунтирует сопротивление 4) и электрический ток поступает в сигнальную сеть, приводя в действие соответствующие аппараты, находящиеся в ЦПП. Каждой зажигающейся красной лампе соответствует свой номер охраняемого помещения. Конструкции некоторых сигнальных аппаратов приведены на рис. 35. Простейший максимальный температурный извещатель (рис. 35, а) представляет собой ртутный термометр с впаянными платиновыми контактами. При повышении температуры до определенного значения столбик ртути, расширяясь, достигает верхнего контакта и замыкает электрическую цепь. Максимальный извещатель термостатического типа представлен на рис. 35,б. В качестве чувствительного элемента используется биметаллическая пластинка 2, закрепленная на фарфоровом или пластмассовом основании 1. Верхний слой пластинки сделан из материала с малым коэффициентом линейного расширения, а нижний — с.большим. Поэтому при повышении температуры пластинка прогибается вниз. Когда температура достигнет заданного предельного значения, подвижный контакт 3 соприкоснется с неподвижным 4 и замкнет цепь. Контакт 4 выполнен в виде регулировочного винта, имеющего на диске шкалу настройки. С помощью винта можно настраивать извещатель в пределах от 303 до 343 К (от 30 до 70 ° С). Наиболее распространенным является дифференциальный температурный извещатель (рис. 35, в). Внутренняя полость его корпуса разделена мембраной 3 на две камеры. Верхняя камера 4 сообщается с помещением, а нижняя / (с глухими стенками) соединена с ней через втулку 2 с несколькими отверстиями очень малого диаметра. На втулке укреплен стержень 7, который упирается в подвижный контакт 6. Винт 5 служит упором, ограничивающим перемещение подвижного контакта. При постоянной температуре воздуха контролируемого помещения давление в обеих камерах одинаково и контакт 6 замкнут с неподвижным контактом. Если же температура воздуха в помещении интенсивно повышается, воздух в корпусе извещателя нагревается. Из верхней камеры 4 он может свободно выходить через каналы в стенках корпуса. Выход же воздуха из камеры 1 возможен только через отверстия малого диаметра во втулке 2. Поэтому возникает разность давлений, под действием которой мембрана 3 прогибается вверх и стержень 7 отодвигает контакт 6 — цепь размыкается, вследствие чего в систему сигнализации подается импульс. Если температура воздуха помещения изменяется с небольшой скоростью, воздух из камеры 1 успевает вытекать из отверстия втулки 2 и контакты не размыкаются. Кроме электрической системы сигнализации на судах применяются противопожарные дымовые системы, основанные на контроле задымленности -
воздуха с помощью сигнального аппарата пожарного поста. В этом случае сигнал пожарной опасности подается самим воздухом, засасываемым из помещения в сигнальный аппарат. Система водяного пожаротушения. Система водотушения (тушение огня сплошной струей воды) проста, надежна и ею оборудуются все без исключения суда независимо от условий их эксплуатации и назначения. Основными элементами системы являются пожарные насосы, магистральный трубопровод с отростками, пожарные краны (рожки) и шланги (рукава) со стволами (брандспойтами). Помимо своего прямого назначения система водотушения может обеспечивать забортной водой системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.; эжекторы осушительной и водоотливной систем; трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и устройств; трубопроводы промывки фекальных цистерн. Кроме того, система водотушения подает воду для обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков. На спасательных и пожарных судах имеется специальная система водяного пожаротушения, независимая от' общесудовой системы. Систему водотушения нельзя использовать для тушения горящих нефтепродуктов, так как плотность топлива или масла меньше, чем воды, и они растекаются по ее поверхности, что приводит к увеличению охваченной огнем площади. Водой нельзя тушить пожары лаков и красок, а также электрооборудования (вода является проводником и вызывает короткое замыкание). Магистральный трубопровод системы выполняют линейным и кольцевым. Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой стороны — быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава. Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасательных судах и буксирах помимо рожков устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно. Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. В качестве механизмов системы водотушения применяют обычно центробежные и (реже) поршневые насосы. Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного обеспечения действия пожарных рожков в количестве 15 % от всего числа установленных на судне, водяного орошения трапов и выходов из МО, системы водораспыления в МО, системы пенотушения. По Правилам Регистра минимальный напор должен быть у ствола 0,28—0,32 МПа; а расход воды через ствол — не менее 10 м3/ч. Приемные трубопроводы пожарных насосов обычно присоединяют к кингстонам, причем насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест. На рис. 36 приведена типовая схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью.
К двум центробежным насосам 9 забортная вода поступает от кингстона 15 и от другой магистрали 17 через фильтр 13 и клинкетные задвижки 12. У каждого насоса имеется байпасный трубопровод с невозвратно-запорным клапаном 11, позволяющий перекачивать воду по замкнутому контуру (работать «на себя»), когда нет расхода воды на потребителей. Напорные трубопроводы обоих насосов включены в кольцевую магистраль, от которой отходят: трубы к пожарным клапанам 2; трубопровод 1 на обмыв якорных цепей и клюзов; ответвления — 3 к системе распыления МО, 4 к системе пенотушения, 5 на промывание цистерн сбора сточных вод, 6 к системе орошения выходов и вахт.
Система водораспыления и орошения. Распыленная вода является одним из средств борьбы с пожаром. Над очагом пожара при мелком распылении воды создается большая поверхность испарения, что повышает эффективность охлаждения и увеличивает скорость процесса испарения. При этом практически вся вода испаряется и образуется обеднённая кислородом паровоздушная прослойка, отделяющая очаг пожара от окружающего воздуха. На морских судах применяются несколько разновидностей водо-распылительных систем: спринклерная, водораспыления, орошения и водяных завес.
Спринклерная систем а предназначена для тушения огня распыленными струями воды в каютах, кают-компаниях, салонах и служебных помещениях на пассажирских судах. Свое название система получила от применения в ней спринклеров — распыливающих насадок с легкоплавким замком. Сприн клеры при достижении в помещении соответствующей температуры автоматически раскрываются и распыляют воду в радиусе 2—3 м. Трубопроводы системы всегда заполнены водой, находящейся под невысоким давлением. Спринклерная головка (рис. 37) состоит из корпуса 3, в который ввернуто кольцо 4, снабженное дужками 6. В центре диафрагмы 5 находится отверстие, по периметру которого напаян припой, образующий седло / стеклянного колпака 8, служащего клапаном. Клапан снизу поддерживается замком 9, части которого соединены легкоплавким припоем, рассчитанным на температуру плавления от 343 до 453 К (от 70 до 180 С) (в зависимости от температурного режима помещения), а для жилых и служебных помещений — около 333 К (60 °С). При повышении температуры плавится припой, замок распадается и клапан 8 открывается под давлением воды, подводимой к отверстию 2. Вода, падая на розетку 7, разбрызгивается. Применяются также спринклеры, выполненные в виде стеклянной колбы, заполненной легкоиспаряющейся жидкостью, которая при повышении температуры закипает и разрывает колбу давлением образующихся паров. В систему входят трубопровод, несущий спринклеры; контрольно-сигнальный клапан, открывающий доступ воде к спринклерам и сигнальным устройствам; пневмо-гидравлическая цистерна с автоматически включающимся насосом. Устройство цистерны и ее автоматика такие же, как в системе бытового водоснабжения. Система водораспыления (рис. 38) применяется для тушения пожаров в МО, насосных отделениях, ангарах, гаражах. Она выполняется в виде трубопроводов (нижнего 10 и верхнего 5) водораспыления, используемых для тушения пожара в нижней части отсека или вверху при затоплении или аварии в МО 17. На трубопроводах установлены водораспылители — струйные 6 и щелевые //. Вода в систему, защищенную предохранительным клапаном 14, подается из пожарной магистрали / по перепускному трубопроводу 13. Для тушения пролившегося под настил 7 топлива открывают клапаны 12, 15 и вода из щелевых распылителей 11 веерообразными струями накрывает поверхность настила второго дна 8 и междудонной цистерны 9. При тушении горящего топлива, разлившегося на поверхности затопленного МО, открывают через палубную втулку 3 на верхней палубе 2 с помощью валикового привода 16 клапан 4, вода поступает в верхние водораспылители 6, из которых конусообразными струями направляется вниз. Одна из разновидностей водораспылителей показана на рис. 39. Наличие штифта в конструкции водораспылителя обеспечивает распиливание воды до состояния водяной пыли, выходящей из насадки в виде почти горизонтального веера. Диаметр выходного отверстия водораспылителя равен 3—7 мм. Напор воды при указанном типе водораспылителя составляет 0,4 МПа. На 1 м2 площади орошаемой поверхности подается 0,2—0,3 л/с воды. Система орошения трапов и выходов предусмотрена для защиты людей при выходе из МО в случае пожара путем орошения всего пути выхода. Питание системы производится от пожарной магистрали, а также от пневмоцистерн забортной воды. Системы орошения применяются также для понижения температуры в погребах, где хранятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества. В этом случае системы выполняются автономными. Система водяных завес существует на пожарных катерах для прикрытия поверхностей корпуса и надстроек судна сплошными водяными завесами. Система создает с помощью щелевых водораспылителей плоские водяные завесы, позволяющие катеру приближаться к горящему судну и тушить на нем пожар из лафетных стволов. Система состоит из трубопроводов со щелевыми водораспылителями, расположенными по бортам катера. Необходимый расход воды обеспечивают пожарные насосы. Для создания водяных завес на 1 м2 защищаемой площади подается 0,2—0,3 л/с воды.
Система паротушения. Эта система относится к системам объемного тушения, так как рабочее вещество заполняет весь свободный объем закрытого помещения инертным для процесса горения насыщенным водяным паром с давлением не выше 0,8 МПа. Система паротушения опасна для людей, поэтому не применяется в жилых и служебных помещениях. Ею оборудуются топливные цистерны, малярные, фонарные, кладовые для хранения легковоспламеняющихся грузов, глушители главных двигателей, помещения нефтеперекачивающих насосов и др
Рис. 38. Система водораспыления в МО Рис. 39. Водораспылитель
. Проходящие в помещениях трубопроводы паротушения должны иметь свои разобщительные клапаны, сосредоточенные на центральной станции паротушения, снабженные отличи- тельными надписями и окрашенные в красный цвет. Станцию паротушения следует располагать в отапливаемых помещениях, надежно защищенных от возможных механических повреждений. Система паротушения должна обеспечить заполнение паром половины объема обслуживаемых ею помещений не более чем за 15 мин. Для этого необходимы трубы и отростки соответствующих размеров. Управление системой паротушения должно быть централизованным, парораспределительную коробку (коллектор) надо устанавливать в доступном для обслуживания месте. В системе паротушения с централизованным управлением (рис. 40) парораспределительная коробка 2 снабжена манометром и клапанами: запорным 1, предохранительным 3 и редукционным 4. От распределительной коробки пар через запорные клапаны направляется в магистраль с отростками 6, идущими в трюмы. Их количество зависит от объема охраняемого помещения. Концы отростков располагают на высоте 0,3—0,5 м от настила. По отростку 5 через патрубок для присоединения шланга в систему подводится пар от внесудового источника. Преимущество системы паротушения состоит в простоте ее устройства и эксплуатации, а также в сравнительно невысокой стоимости изготовления. Недостатки системы заключаются в том, что ее можно применять только в закрытых помещениях, пар портит грузы и механизмы и опасен для людей. Система углекислотного тушения. Для тушения пожара в закрытых помещениях (грузовых трюмах, топливных цистернах, МО и насосных отделениях, помещениях электростанции, специальных кладовых) можно применять углекислый газ. Сущность действия углекислотного тушения сводится к разбавлению воздуха углекислым газом для снижения в нем содержания кислорода до такого процента, при котором горение прекращается. Так, при введении в помещение углекислого газа в количестве 28,5 % от его объема атмосфера этого помещения будет содержать 56,5 % азота и 15 % кислорода. При 8 % содержании кислорода в воздухе прекращается даже тление. В настоящее время для тушения пожаров применяют газообразную и туманообразную снежную углекислоту. Углекислота выходит из баллона без "сифона (при положении баллона вентилем вверх) в газообразном состоянии. При выпуске через сифонную трубку (или при положении баллона вентилем вниз) углекислота выходит из баллона в жидком виде и, охлаждаясь у отверстия снаружи, переходит в туманообразное состояние или принимает вид хлопьев. Углекислый газ при температуре 273 К (0 °С) и давлении 3,5 МПа обладает способностью сжижаться с уменьшением объема в 400—450 раз по сравнению с газообразным состоянием. Углекислота хранится в стальных баллонах по 40 л с давлением до 5 МПа. По Правилам Регистра при пожаре нужно заполнять 30 % объема наибольшего сухогрузного трюма и 40 % МО. По Правилам Регистра 85 % расчетного количества углекислого газа должно быть введено в течение не более 2 мин — в машинные помещения, помещения аварийных дизель-генераторов и пожарных насосов, другие помещения, где применяются жидкое-топливо или иные воспламеняющиеся жидкости; 10 мин — в помещения с автотранспортом и топливом (кроме дизельного) в баках, а также в помещения, где нет жидкого топлива или других воспламеняющихся жидкостей. Различают системы углекислотного тушения высокого и низкого давлений. В системе высокого давления число баллонов для хранения сжиженного углекислого газа определяется в зависимости от степени наполнения (количества углекислого газа на 1 л вместимости), которая должна быть не более 0,675 кг/л при расчетном давлении баллона 12,5 МПа или не более 0,75 кг/л при расчетном давлении баллона 15 МПа и более. В системе низкого давления расчетное количество сжиженного углекислого газа должно храниться в одном резервуаре при рабочем давлении около 2 МПа и температуре около 255 К (—18 °С). Степень наполнения резервуара должна быть не более 0,9 кг/л. Резервуар должен обслуживаться двумя автономными автоматизированными холодильными установками, состоящими из компрессора, конденсатора и охлаждающей батареи. Клапаны баллонов должны иметь конструкцию, исключающую самопроизвольное их открытие в условиях эксплуатации судна. Заполнение баллонов и выпуск из них углекислоты осуществляются через выпускную головку — клапан (рис. 41), располагаемый в верхней части баллона. Клапан соединяется с сифонной трубкой, которая не доходит до дна баллона на 5—10 мм. Внутренний диаметр трубки 12—15 мм, а диаметр проходного канала в выпускном клапане баллона 10 мм, что обеспечивает уменьшение площади проходного канала на 20—30 мм2 по сравнению с площадью поперечного сечения сифонной трубки. Это делается для предотвращения замерзания углекислоты при выпуске ее из баллона. Предохранительная мембрана из калиброванной латуни
Рис. 41. Выпускная головка углекислотного баллона с приводом от троса или валика: а — клапан закрыт; б — клапан открыт 1-предохранительная мембрана; 2-нажимной рычаг; 3-пусковой рычаг; 4- тарелка; 5-шток; 13 - трос или валик
или оловянистой бронзы выдерживает давление 18±1 МПа и разрушается при давлении более 19 МПа. Соединенные с баллонами предохранительные трубопроводы и мембраны позволяют выпускать углекислоту в атмосферу при увеличении давления в баллонах сверх допустимого. Это предотвращает ее произвольный выход в трубопроводы системы. Углекислота выпускается в систему через мембрану, которая прорезается перемещением вниз ножа-трубы. Типовая углекислотная установкас одной станцией приведена на рис. 42. Она состоит из группы баллонов 1, где хранится жидкая углекислота, коллекторов 2, 5 для сбора углекислоты, выходящей из баллонов, и трубопроводов 15 для ее подачи в помещения. Истечение углекислоты происходит через сопла (насадки) 16 из кольцевого трубопровода 17, проложенного под подволоком помещения. При истечении углекислота испаряется и превращается в инертный углекислый газ СО2, который тяжелее воздуха и поэтому оседает вниз, вытесняя кислород из атмосферы. На трубопроводах системы установлены клапаны (главный стопорный 13, пусковые 14), обеспечивающие герметичность перекрывания трубопровода и быстрый пуск системы в действие. Давление в системе контролируется манометром 12. Каждый баллон снабжен специальной выпускной головкой 11 (см. рис. 5.48). Включение всех выпускных головок производится дистанционным пневматическим приводом 9, при поступлении в который сжатого воздуха по трубе 10 поршень 8 перемещает тяги 6 и 4. Отработанный воздух уходит в атмосферу по трубе 7. Для указания начала работы системы установлен извещатель 3. В помещении станции температура воздуха не должна превышать 313 К (40 °С), что объясняется большим давлением (примерно 13 МПа) углекислоты при такой температуре. Станции размещают в надстройках и рубках, имеющих непосредственный выход на открытую палубу, оборудуют вентиляцией и тепловой изоляцией. Для тушения пожаров применяют также ручные углекислотные огнетушители ОУ-2 и ОУ-5 вместимостью 2 и 5 л. Недостатками углекислотной системы пожаротушения являются большое количество баллонов, высокая стоимость оборудования станции, значительные расходы на перезарядку баллонов и опасность для личного состава при несоблюдении мер предосторожности. Система пенотушения. Предназначена для тушения пожара путем подачи пены на горящую поверхность либо заполнением пеной защищаемого помещения. Система применяется для тушения пожаров в грузовых наливных отсеках, МО, грузовых насосных отделениях, кладовых легковоспламеняющихся материалов и веществ, малярных, закрытых грузовых палубах паромов и трей-лерных судов для перевозки автотранспорта и подвижной техники с топливом в баках и др. Систему пенотушения не допускается использовать для тушения пожаров в грузовых помещениях контейнеровозов, а также в помещениях, в которых находятся химические вещества, выделяющие кислород или другие окислители, способствующие горению, например нитрат целлюлозы; газообразные продукты или сжиженные газы с точкой кипения ниже температуры окружающей среды (бутан, пропан); химические вещества или металлы,
вступающие в реакцию с водой. Не допускается использовать систему пенотушения для ликвидации пожаров находящегося под напряжением электрооборудования. В качестве огнегасящего средства в системе пенотушения применяется воздушно-механическая пена низкой (10: 1), средней (50: 1 и 150: 1) и высокой (1000: 1) кратности. Под кратностью пенообразования понимается отношение объема полученной пены к объему исходного пенообразователя. Химическая пена образуется при реакции растворов кислот и щелочей в присутствии специальных веществ, придающих ей клейкость. Воздушно-механическая пена получается в результате растворения пенообразующего состава в воде и смешения раствора с атмосферным воздухом. Пена в несколько раз легче воды и нефтепродуктов и поэтому плавает на их поверхности. В отличие от других огнегасительных веществ ею можно эффективно тушить горящие нефтепродукты на поверхности моря. Пена не опасна для людей, не электропроводна, не портит грузы и нефтепродукты, не вызывает коррозии металлов. Выпущенная на очаг пожара пена изолирует его от кислорода атмосферного воздуха, и горение прекращается. Химическую пену получают из пенопорошков в пеногенераторах. Пенопорошки хранят на судне в герметически закрытых металлических банках. Основным недостатком химического пенотушения является неподготовленность пеногенераторов к немедленному действию, так как при возникновении пожара надо вскрыть банки с порошком, что весьма трудоемко и занимает много времени. Поэтому химическое пенотушение на современных судах применяется редко. Чаще применяют воздушно-механическую пену, состоящую по объему из 90 % воздуха, 9,8 % воды и 0,2 % пенообразователя (жидкость специального состава). В последнее время на морских судах получили большое распространение две разновидности систем воздушно-механического пенотушения, различающиеся способом смешения пенообразователя с водой и конструктивной разновидностью устройств, в которых получается пена. На рис. 43 показана принципиальная схема автоматической дозирующей установки с подачей пенообразователя насосом. Дозирующие устройства предназначены для получения раствора пенообразующей смеси заданной концентрации с автоматической регулировкой. Пенообразователь поступает в цистерну 3 через палубную втулку 2 с палубы /. Слив пенообразователя из цистерны производится через клапан 5, переборочный стакан и гибкий рукав 4. Пенообразователь поступает в насос 6, защищенный от повышения давления предохранительным клапаном 8, клапан 10 открывает поступление пенообразователя в дозатор 12, где он смешивается с водой, поступающей из водопожарной системы через клапан 14. Давление воды перед дозатором измеряется манометром 13. Из дозатора раствор пенообразующей смеси поступает в магистраль системы пенотушения //. Клапан ручной регулировки 9 позволяет излишнее количество пенообразователя направить в цистерну 3 при открытом клапане 7. Концентрация раствора пенообразующей смеси автоматически регулируется клапаном 16 с приводом 15. Устройство воздушно-пенного ствола показано на рис. 44. При прохождении через суживающееся сопло струя растворенного пенообразователя приобретает большую скорость, с которой она входит в дырчатый диффузор. Через отверстия диффузора подсасывается окружающий воздух, в результате чего образуется воздушная пена. На рис. 45 показана схема системы пожаротушения пеной высокой кратности с цистерной пресной воды и дозирующим устройством. Система состоит из резервуара с запасом пенообразователя, стационарных пеногенераторов, разобщительной арматуры. Под давлением поступающей от насоса воды пенообразователь вытесняется по трубопроводу в магистраль к пеногенераторам. Дроссельные шайбы создают различные скоростные напоры потоков воды и пенообразователя, за счет чего обеспечивается их смешение в определенной пропорции и получение эмульсии. В пеногенераторах при смешении эмульсии с воздухом образуется пена. Примененные в системе пеногенераторы типа ГСП обладают высокой кратностью пенообразования (свыше 70), большой подачей (свыше 1000 л/с), дальностью выброса струи пены 8 м при Рис. 44. Воздушно-пенный ствол 1 — соединительная гайка; 2 — резиновое кольцо; 3 — сопло; 4 — винт; 5 — кожух; 6 — диффузор; 7 — пенопровод Рис. 45. Принципиальная схема системы пожаротушения пеной высокой кратности / — цистерна с пресной водой; 2, 5, 6, 8, 9, 12, 16, 19 — проходные запорные клапаны; 3 — центробежный, насос; 4, 10 — нанометры; 7 — резервуар с пенообразователем; // — пено: генератор; 13 — трубопровод подачи пенообразователя; 14, 18 — дроссельные шайбы; 15 — магистраль к пеногенераторам; 17 — сливной трубопровод; 20 •— пожарная магистраль
давлении перед генератором 0,6 МПа. Генераторы ГСП могут быть стационарными и переносными. Переносной генератор показан на рис. 46. Он состоит из распылительной головки 1 с быстросмыкаемой гайкой типа PC или РОТ, конфузора 2, корпуса 3 и выходного диффузора 4 с фланцем 5. К гайке головки присоединяется шланг, по которому к генератору подводится эмульсия. В диффузоре установлена сетка 6, обеспечивающая выпуск компактной струи пены. Безотказность и быстродействие системы многократного пенотушения обеспе-чивают ее высокую эффективность при тушении нефтепродуктов. Благодаря этим качествам системы пенотушения получили широкое применение на сухогрузах и особенно на танкерах.
Рис. 46. Переносной пеноге-нератор Рис. 47.Принципиальная схема системы ОХТ
Система объемного химического тушения. Эти системы получили распространение для тушения пожаров в МО и грузовых трюмах сухогрузных судов объемным способом, т. е. парами легко-испаряющихся жидкостей. Преимущество системы объемного химического тушения (ОХТ) по сравнению с системой углекислотного тушения состоит в том, что легкоиспаряющаяся огнегасительная жидкость хранится при низком давлении, вследствие чего возможность ее потерь от утечки значительно снижается. В качестве огнегасительной жидкости применяются состав БФ-2 — смесь бромистого этила (73 %) и фреона Ф-114-В (27 %) — или чистый Ф-114В2. Применение БФ-2 в судовых условиях предпочтительно, так как при вибрациях и повышенной температуре происходят утечки огнегасящей жидкости через соединения трубопроводов. Жидкость ОХТ по огнетушащим качествам превышает углекислоту: на каждый 1 м3 объема помещения для тушения пожара нефтепродуктов требуется 0,67 кг/мин углекислоты, а состава БФ-2 — всего 0,215 кг/мин. Жидкость ОХТ хранят в цистернах и подают к месту пожара с помощью сжатого воздуха с давлением 0,5—1 МПа. Баллоны размещают на станции жидкостного тушения. От баллонов в каждое охраняемое помещение проводится трубопровод, который заканчивается в верхней части помещений распылительными головками. При высоте помещения более 5 м устанавливают два яруса распылителей. На рис. 47 приведена принципиальная схема системы ОХТ. Огнегасительная жидкость находится в баллоне 1, а сжатый воздух, необходимый для работы системы, — в баллоне 2. Система снабжена манометром 9 и клапанами: запорными 4, 8, предохранительным 10, редукционным 5, в котором давление воздуха снижается до требуемого. Поступающий в баллон сжатый воздух вытесняет огнегасительную жидкость через сифонную трубку 11 в раздаточную магистраль 6. С помощью распылителей жидкость распиливается по всему помещению. По окончании работы трубопроводы системы должны быть продуты сжатым воздухом черев трубопровод 3 и клапан 7 для удаления остатков жидкости. Помещение необходимо хорошо провентилировать. Система инертных газов. Противопожарные системы танкеров совершенствуются с учетом передового отечественного и зарубежного опыта. В последние годы Международная морская организация (ИМО) и морской Регистр особое внимание уделяют той группе противопожарных систем, которые обеспечивают предупреждение пожаров или взрывов на танкерах. К ним в первую очередь можно отнести систему инертных газов для грузовых и отстойных танков и устройства для предотвращения проникновения пламени в танки. Система инертных газов предназначена для активной защиты грузовых отсеков танкера от пожара и взрыва путем создания и постоянного поддержания в них инертной (невоспламеняющейся) микроатмосферы с содержанием кислорода по объему не более 8 %. В такой обедненной кислородом среде невозможно воспламенение углеводородных паров, выделяемых перевозимым
грузом или его остатками на внутренних поверхностях грузовых танков. Рассмотрим систему инертных газов современного танкера типа «Победа», где в качестве защитных инертных газов используются отрабо-тавшие дымовые газы одного из двух вспомогательных котлов. При тепловых нагрузках не менее 40 % котлы являются генераторами инертных газов с низким (до 5 % по объему) содержанием кислорода и температурой в районе отбора газов, не превышающей 533 К (260 °С); по достижении номинальной тепловой нагрузки температура газа возрастает до 638 К (365 °С). Максимальное количество отбираемых из дымохода котла отработавших газов в 1,25 раза превышает суммарную подачу установленных на танкере грузовых насосов, что соответствует 7500 м3/ч или 30 % от общего количества дымовых газов, выбрасываемых в атмосферу через дымоход. С такими параметрами инертные газы поступают в систему технического кондиционирования и подаются в грузовые и отстойные танки. Система работает следующим образом (рис. 48). За счет разрежения во всасывающем участке, создаваемого работающей газодувкой, инертные газы последовательно проходят через контактно-прямоточные охладители-очистители газов первой и второй ступени, конструкция которых приведена на рис. 49. Инертные газы охлаждаются за счет интенсифицированного контакта с забортной водой, подводимой в аппарат снизу через завихритель с лопатками. При температуре забортной воды 30 °С температура инертных газов на выходе из аппарата второй ступени составляет 35 °С. В системе предусмотрена двухступенчатая очистка газов от сажи, механических примесей и сернистых соединений. Наличие двух ступеней очистки увеличивает время активного контакта двухфазной среды (газы — вода) и тем самым способствует повышению эффективности этой операции. В результате из отработавших газов удаляется от 99,1 до 99,6 % сернистых соединений. Охлажденные и очищенные инертные газы на выходе из активной зоны аппаратов подвергаются первичной сепарации содержащейся в них воды.
Эта операция осуществляется в брызгоотбойнике с профилированными лопатками, где при движении газового потока центробежные силы разделяют газоводяную смесь на фазы; при этом вода удаляется из аппаратов за борт, а инертные газы поступают в каплеотделитель (рис. 50). В нем производится вторичная сепарация, основанная на принципах изменения направления потока влажных газов и центробежного разделения сред в завихрителе с профилированными лопатками. Отсепарированная влага удаляется за борт через общий сливной трубопровод, а инертные газы нагнетаются газодувкой в палубную распределительную магистраль через палубный водяной затвор. Последний предотвращает попадание углеводородных паров в судовые помещения через проходящие транзитом трубопроводы инертных газов при неработающей газодувке. Принцип работы водяного затвора (рис. 51) основан на гидравлическом закрытии трубопровода инертных газов при неработающей газодувке, а при ее работе — на отжатии уровня воды за отражатель для прохода инертных газов. Этим предотвращаются переток пожароопасных углеводородных паров в судовые помещения и унос воды из затвора в грузовые отсеки при установившемся режиме работы системы. Для этой цели затвор оборудован специальным поворотным устройством, состоящим из заслонки с противовесом, к которому крепится открытый конец гибкого шланга, служащего для удаления воды из водяной полости затвора и обеспечения непрерывной циркуляции в ней воды при работающей и неработающей системе инертных газов. Циркуляция воды в затворе осуществляется двумя центробежными насосами, один из которых является резервным. Вода из затвора сливается за борт через кингстон, расположенный в грузовом насосном отделении. Затвор снабжен смотровыми стеклами, водоуказательной колонкой, паропроводом обогрева водяной полости и средствами автоматического контроля уровня и температуры воды. Из палубного водяного затвора через установленный за ним невозвратно-запорный клапан инертные газы поступают в палубную распределительную магистраль и подаются в грузовые отсеки, на ответвлениях к которым также установлены невозвратно-запорные клапаны. Система инертных газов работает в следующих случаях: при первоначальном заполнении грузовых отсеков инертными газами перед приемом груза; во время перехода танкера с грузом или балластом, при погрузке танкера для поддержания заданного избыточного давления инертных газов от 2 до 8 кПа и периодической их подкачки в танки при падении давления ниже указанного значения; при выгрузке нефтепродукта для замещения его инертными газами; во время мойки танков стационарными средствами, в том числе сырой нефтью; при вентиляции грузовых отсеков инертными газами и дега- зации танков наружным воздухом.
Трубопровод подвода инертных газов и продувочная труба разнесены как по длине танка, так и от ДП, чем обеспечивается эффективный газообмен, способствующий ускорению создания равномерной низкой концентрации кислорода или близкой к атмосферному воздуху по концентрации кислорода среды после дегазации. Для продувки (в случае необходимости) инертными газами грузовой системы между ней и системой инертных газов предусмотрена перемычка, снабженная по условиям безопасности запорными органами и воздушной головкой.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |