Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика выполнения курсовой работы




Выбор темы курсовой работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Согласно учебному плану студенты дневного и заочного отделения специальностей “Менеджмент” и «Национальная экономика» выполняют курсовую работу по дисциплине “Маркетинг”. Основные цели курсовой работы заключаются в следующем:

· углубленное изучение теоретических и практических положений маркетинга;

· освоение навыков разработки механизмов совершенствования маркетинга на предприятии (организации).

Для достижения этих целей в курсовой работе должна быть обоснована актуальность избранной темы, рассмотрены дискуссионные вопросы по теме исследования и отражена позиция автора, показаны возможности реализации теоретических положений маркетинга на практике с целью повышения эффективности управления маркетинговой деятельностью.

Объем курсовой работы в целом не регламентируется, зависит от цели и исследуемой проблемы (ориентировочно 30-50 страниц машинописного текста). Оформление работы производится согласно ГОСТ 7.32-81 “Отчет о научно-исследовательской работе”. Основные требования к оформлению изложены в разделе 2 данных методических указаний.

 

 

Выбор темы зависит как от актуальности различных проблем маркетинга для отечественных предприятий, так и от индивидуальных предпочтений студента, от его заинтересованности в конкретных направлениях маркетинга.

Возможны три направления выбора темы:

1. Элементы маркетинга. Темы данного направления касаются отдельных аспектов маркетинга – концепций, инструментов и т.д. Примерный список дан в Приложении 1 к настоящим указаниям.

2. Маркетинг на предприятии (в организации). Работа пишется о совершенствовании маркетинга на конкретном предприятии.

3. Товарно-рыночная система. Работа пишется об особенностях функционирования и развития конкретной товарно-рыночной системы.

Темы могут быть подобраны индивидуально. Если студент затрудняется в выборе темы, он может обратиться за консультацией к руководителю курсовой работы.

Избранная тема в любом случае должна быть согласована с руководителем работы. Если согласование не было произведено, студенту может быть отказано в приеме курсовой работы независимо от качества ее исполнения.

 

 

Курсовая работа должна включать в себя введение, три основных раздела, заключение, список использованных литературных источников, при необходимости- приложения (отклонения могут быть согласованы с руководителем индивидуально). Примерные планы курсовых работ даны в Приложении 2.

Во введении автор должен раскрыть:

- актуальность выбранной темы, ее значение для совершенствования управления маркетинговой деятельностью;

- основные цели и задачи исследования;

Кроме того, во введении необходимо дать краткую характеристику основных разделов работы. Общий объем введения не должен, как правило, превышать 4-5 страниц машинописного текста. Содержание дальнейших разделов зависит от характера выбранной темы. Содержание курсовой работы должно быть хорошо структурированным, внутренне логически увязанным, представлять собой целостное и законченное исследование. Основанием для снижения оценки может служить:

- небрежное оформление работы (грубые отклонения от ГОСТа, неаккуратность);

- поверхностное рассмотрение теоретических вопросов (слишком ограниченное количество источников, непонимание сути, отсутствие собственного мнения);

- слабая связь между разделами работы;

- поверхностный анализ реальной ситуации;

- неумение представлять информацию в наглядном и конкретном виде (недостаточное и неверное использование графического анализа, табелирования и т.п.);

- недостаток, необоснованность практических предложений по решению проблем;

- непонимание источников эффективности предлагаемых мероприятий.

 

Содержание работы по отдельным аспектам маркетинга

 

Первый раздел должен содержать анализ теоретического материала по избранной теме. Задача раздела – раскрыть сущность рассматриваемого аспекта маркетинга:

- показать, взаимоотношения каких хозяйствующих субъектов связаны с рассматриваемым аспектом маркетинга, что представляют собой эти субъекты, в чем заключаются их цели и интересы;

- показать механизмы и способы взаимодействия субъектов (каким образом, через какие каналы, в какое время и т.д.);

- показать с точки зрения маркетинга предприятия (организации), какую роль играет рассматриваемый аспект в достижении маркетинговых целей, в реализации принципов маркетинга.

В этом разделе должны быть отражены:

- принятая автором трактовка основных понятий и категорий, относящихся к исследуемой теме;

- обзор теоретических сведений, относящихся к теме работы, сформированный на базе анализа маркетинговой литературы и публикаций в экономической прессе. Теория предмета должна быть представлена не абстрактно, а в связи с проблемами маркетинга российских предприятий и организаций (исключением могут быть темы, касающиеся маркетинговой деятельности в зарубежных странах);

- сведения об истории развития исследуемой проблемы;

- выводы и собственная точка зрения автора по дискуссионным вопросам темы.

Во втором разделе на базе литературы, публикаций в прессе, материалов практики студентов анализируется ситуация в области исследуемой темы в современных российских условиях:

- классификация реально действующих хозяйствующих субъектов, сложившиеся взаимосвязи между ними;

- влияние макроэкономических, политических, социальных, природных, технических, рыночных условий на исследуемые вопросы;

- статистика и тенденции развития событий;

- специфика исследуемой проблемы в России;

- переломные, кризисные пункты в развитии ситуации и решения, принимаемые хозяйствующими субъектами;

- наиболее существенные практические проблемы в области исследуемой темы с точки зрения менеджера по маркетингу, источники их возникновения;

- общие подходы решения исследуемых проблем в сложившейся ситуации;

- анализ практики решения подобных задач в России и за рубежом;

- в случае необходимости - влияние правовых аспектов на возможность решения исследуемых проблем.

При этом следует использовать различные методы экономического и логического анализа, системный подход, приводить при необходимости графики, расчеты, табличный материал.

В третьем разделе должны быть изложены:

- практические рекомендации и механизмы решения выявленных проблем применительно к российским условиям;

- обоснование мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности в разрезе избранной темы;

- предложения по методике расчета экономического эффекта от предлагаемых мероприятий и механизмов. В случае, если в работе использованы материалы конкретного предприятия, может быть проведен расчет конкретных значений эффекта.

 

Содержание работы по совершенствованию маркетинга на предприятии

 

В первой главе работы необходимо дать характеристику (паспорт) предприятия:

- название, адрес, ФИО руководителей, организационно- правовая форма, форма собственности, структура капитала, отраслевая принадлежность;

- дочерние и зависимые общества, вхождение в другие фирмы и форма вхождения;

- время существования и история преобразований;

- основные собственники и доля в капитале, ФИО топ - менеджеров, карьерные справки, участие в капитале

- ФИО, названия фирм основных партнеров, история сотрудничества, участие в капитале предприятия

- численность персонала, в т.ч. управленческого, среднемесячная заработная плата (по различным категориям персонала), текучесть кадров;

- номенклатура производимой продукции, объем продаж в разрезе основной номенклатуры в динамике;

- число покупателей всего, основные покупатели и доля в сбыте;

- доля оптовых продаж, бартера, экспорта и госзаказа;

- звенность системы распределения;

- динамика отпускных и конечных цен на продукцию;

- переменные затраты валовые и на единицу по номенклатуре по статьям, постоянные затраты валовые по статьям;

- внереализационные доходы, расходы и прибыль;

- затраты на маркетинг и сбыт;

- содержание соцсферы, штрафы, пени, неустойки;

- структура запасов и затрат;

- структура дебиторской задолженности, в т.ч. просроченная, основные дебиторы и их доля;

- структура кредиторской задолженности, просроченная кредиторская задолженность, основные кредиторы и их доли;

- основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия: (размер и динамика прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, финансовой устойчивости, деловой активности);

- объем основных фондов, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений;

- производственные мощности, законсервированные мощности, уровень загрузки, узкие места;

- уровень износа активной части ОФ, их уровень в сравнении с передовыми отечественными предприятиями;

- скорость освоения новых изделий;

- данные по обучению кадров, затраты на обучение;

- доля рынка основных товаров;

- стадия ЖЦП основных товаров с прогнозом;

- данные по стратегическим партнерствам и долгосрочным вложениям;

- затраты на НИОКР, количество изделий на стадиях НИОКР, подготовки и освоения производства, уровень разработок;

- доля новой продукции в реализации;

- престижность и имидж товара;

- агрегированный баланс в динамике;

- сведения по истории развития предприятия.

В силу различных причин в работе может отсутствовать 20-30% информации из приведенного списка. Информация должна быть представлена в динамике по крайней мере за два последних полугодия.

Во второй главе необходимо показать, как и в каких условиях функционирует система маркетинга предприятия в настоящее время:

- основные элементы маркетинговой среды предприятия (рыночные условия, макроэкономические, законодательные, технические, природные условия);

- основные положения Устава предприятия, касающиеся деятельности на рынке

- подробная структура службы маркетинга и сбыта

- основные положения Стандартов, Приказов и других документов предприятия, касающиеся ключевых вопросов управления маркетингом

- численность персонала в системе маркетинга и сбыта, структура по возрасту, полу, квалификации, образованию, текучесть кадров

- состав центра принятия основных решений в области маркетинга, распределение ролей (пользователи, селекторы информации, принимающие решения, подготовка решений)

- взаимосвязи службы маркетинга и сбыта с другими подразделениями предприятия;

- формальные и реально выполняемые цели, функции и задачи;

- план мероприятий в области маркетинга на текущий год, реально реализованные мероприятия, размер планового и фактического бюджета маркетинга;

- особенности товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики.

Обратить внимание, что документация предприятия (Уставы, балансы, Положения, Стандарты и т.п.) не должна входить в основной текст работы, а размещается в случае необходимости в Приложениях к работе.

Далее необходимо определить основные проблемы в области маркетинга на предприятии в области стратегии, оперативных результатов и организации, определить источники возникновения этих проблем. Завершить главу следует анализом истории развития предприятия с точки зрения маркетинга (с 1985-1990 годов по текущий период):

- какие критические, кризисные моменты возникали на предприятии, в чем заключалось существо кризиса;

- по каким показателям можно было судить о наличии кризиса;

- по каким причинам возникали проблемные ситуации;

- каким путем предприятие выявляло приближение проблемной ситуации;

- какие методы и приемы использовались для решения проблем

В третьей главе на базе проведенного анализа следует выработать рекомендации по совершенствованию маркетинга на предприятии. Рекомендации могут касаться:

- информационного обеспечения;

- комплекса маркетинг-микс;

- организации маркетинга на предприятии.

Рекомендации должны быть проработаны и обоснованы, связаны с предыдущим материалом.

 

Содержание работы по товарно-рыночной системе

 

В первой главе дается характеристика конкретной товарно-рыночной системы (как правило, рынка определенного товара или группы товаров на территории г.Ижевска или Удмуртии). Необходимо определить:

- товарные границы рынка;

- географические границы рынка;

- круг основных хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, и их ориентировочная доля в формировании рынка.

Во второй главе описывается функционирование товарно-рыночной системы:

- динамика спроса, предложения, цен, доли участников;

- цели и стратегии основных участников, особенности взаимоотношений участников, распределение сил;

- кризисы в развитии системы, их причины, способы разрешения;

- тенденции развития системы, оценка среднесрочной конъюнктуры и распределения сил;

В третьей главе даются предложения по совершенствованию маркетинга с точки зрения одного из участников системы (производителя или торговца):

- эффективная стратегия маркетинга и сбыта;

- совершенствование информационного обеспечения маркетинга;

- совершенствование комплекса маркетинга

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.