Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективные и субъективные признаки утомления и переутомления, усталости. Их причины и профилактика




Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка. К числу дополнительных факторов можно отнести:

• факторы внешней среды (температура, влажность, газовый состав, барометрическое давление и др.);

• факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

• факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов, и выключение сенсорных раздражений;

• социальные факторы, мотивация, взаимоотношения в команде и др.

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

Субъективные и объективные признаки утомления весьма многообразны, и их выраженность в значительной мере зависит от характера выполняемых упражнений и психофизиологических особенностей человека. К субъективным признакам утомления относится чувство усталости, общее или локальное. При этом появляются боли и чувство онемения в конечностях, пояснице, мышцах спины и шеи, желание прекратить работу или изменить ее ритм и др.

Еще более разнообразными являются объективные признаки. При любом виде утомления детальное обследование может обнаружить изменения в характере функционирования любой системы организма, начиная от двигательной, сердечнососудистой и центральной нервной системы и кончая такими, казалось бы, не связанными с непосредственной работой системами, как пищеварительная и выделительная. Такое многообразие изменений отражает закономерности функционирования организма как единого целого и характеризует непосредственные реакции обеспечения функциональной нагрузки, а также адаптационные и компенсаторные сдвиги.

Профилактика:

Прежде всего, не нарушать природный биологический ритм жизнедеятельности организма, придерживаться более или менее постоянного режима дня, ежедневно, чередовать работу с активным отдыхом и полноценным ночным сном, отказаться от курения и других вредных привычек.

Оборудовать свое рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда и гигиены.

Правильно (рационально) питаться патентованных витаминно-минеральных смесей.

В аптечной сети - витаминные смеси предназначенных для мужчин и женщин разного возраста, учитывающих их физиологические потребности, условия трудовой деятельности и другие индивидуальные особенности.

Занятия физической культурой

 

32. Общ.физич.подготовка-процесс совер-я двигат.физич.кач-в, напр-х на всестороннее и гарм-ое физич.развитие человека. Способствует повыш-ю функц.возм-ей, общ.работосп-ти, явл-ся основой для спец.подг-ки и дост-я выс.рез-ов в избр.сфере труд.деят-ти или спорте. Задачи: достичь гармон.раз-я муск-ры тела и соотв.силы мышц; приобрестиобщую вынос-ть; повысить быстроту выпол-я разнообр.дв-й, общ.скорос.спос-ти; увел-ть подв-ть основ.суставов, эласт-ть мышц; повысить ловкость в разнообр.действиях, спос-ть координировать простые и сложные движ-я; науч-ся выполнять дв-я без излишних напр-й, овладеть умением расслабляться. ОФП тесно связана с дост-ем физич.совер-ва. ОФп направлена на укрепление здоровья и повыш-е общ.работ-ти деят-ти студента.

 

33. Выносливость -спос-ть противостоять утомлению: общая (основа воспитания спец.выносл-ти)-спос-ть выполнять работу с невыс.интен-тью в теч. продолжит.времени за счет в основном аэробных ист-ов энергообеспечения; специальная( скоростная, силовая-спос-ть длит.время выполнять упраж-я, статическая(спос-ть в теч. длит.времени поддерживать мышеч.напр-я без изм-й позы))-спос-ть эфф-но выполнять работу в опред.труд. или спорт.деят-ти, несмотря на возникшее утомление. Равномер.работа при импульсе 130-150 ударов, обеспечиваемая аробн.процессам в орг-ме спос-ет восп-ю общ.вынос-ти

 

37.Гибкость -спос-ть выполнять движ-я с бол.амплитудой.: динамическая-прояв-ая в движ-и, статическая-позв-ая сохр-ть позу и положение телаактивная-спос-ть достигать бол-амплитуд в каком либо суставе, пассивная- опр-ся наивысш. амплитудой. Зависит от эласт-ти мышц, связок, суст.сумок. Для восп-я гибкости прменяют упр-я на растягивание мышц, мышеч.сухожилий, и суст.связок с пост-но возр-ей амплитудой движений.

 

38.Ловкость -спос-ть быстро, точно, целесообразно, экономно решать двиг.задачи, выр-ся в умении быстро овладевать нов.движ-ми., точно диффер-ть разл.хар-ки дв-й и управлять ими. При восп-и ловкости реш-ся задачи: освоение коордиц-но слож.двигат.заданий; быстр.перестройка двигат.дей-й в соот-и с измен.обстановкой; повыш-е точности воспр-я зад.двиг.действий. Нужно совер-ть специал.восприятия-чувства времени, темпа, развив.усилий, положения тела и частей в прост-ве. Методы восп-я: равномерный(на начал.стадиях), повторный, сил.спос-ти

 

39. Спорт-обобщ.понятие, обозн-ее один из комп-ов ФК общ-ва, истор-ки сложив-ся в форме соревноват.деят-ти и спец.практики подготовки человека к соревн-м: массовый(цель-укрепить здоровье, улучшить физич.развитие, функ.подг-ть и активно отдохнуть); спотр высш.достижений-большой(достижения максим-но возм.спорт.рез-ов или побед на крупн.спорт.сорев-х).Ф-и спорта: сорев.-эталонная, нормат-я, зрелищная, оздор-я, информ.-прогнастическая, гуманис-ая.

 

40. Мотивация в выборе вводов спорта и физич.упраж-й: укрепление здоровья, коррекциинедостатков физ.разв-я; повыш-е функ.возм-ей орг-ма; псохофиз.подгот-ка к буд.профессии(предполагает направ.выбор видов спорта, систем физ.упр-й), овладение жизненно необ.умениями и навыками; актив.отдых; достижение наивысш. спорт. рез-ов(прдполагает попытку совмещения успеш.подг-ки к избр.профессии в вузе с объемной, физ-ки и псих-ки тяж.спорт.подг-ой к дост-ми выс.рез-ов в бол.спорте). Мотивация- интерес – знания - регул. занятия - эффект-ть.

 

41. Хар-ка и класс-я видов спорта: 1.виды спорта, разв-ие выносливость -одно из дейст-х сред-в достиж-я выс-работосп-ти, кот. основана на уст-ти центр.нер.сист-мы и ряда функ.систем орг-ма к утомлению-спорт.хотьба, бег на дистанции, велосип.спорт, лыж.гонки, плавание, триатлон; 2. виды спорта, разв-ие силу и скор.-сил. кач-ва (тяж.атлетика -вид спорта, в кот. упр-я выпол-ся с мак.мышеч.напр-м при поднимании воз-но бол.тяжестей; атлет.гимнастика-сист-ма упр-й с разнообр.отягощением; толконие ядра и прыжки). 3. виды спорта, разв-ие быстроту( необ.эл-т в подг-ке предст-ей спорт.дисциплин)-дист-и легк.атлетики, конькобеж.спорт, фехтование, 4. виды спорта, разв-ие корд-ю дв-й-ловкость-опр-ет успешность овладения нов.спорт. и труд. дв-ми – спорт.акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фиг.катание, спорт.игры, 5.виды единоборств, 6.спорт.игры, 7.многоборья.

 

43.Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: 1.воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; 2.сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; 3.всесторонняя физическая подготовка студентов; 4.профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; 5.приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, 6.методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; 7. совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; 8.воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.

44. Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.

Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья

Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:

1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);

2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).

3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации — у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции — у бегунов, пловцов, игровые комбинации —у футболистов, волейболистов и т. п.);

4) имитационные.упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках — для конькобежца);

5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для прыгуна в воду).

Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье — имитационные упражнения.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: общая физическая подготовка спортсмена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и определяющих спортивный результат физических способностей.

Общепедагогические и другие средства и методы, используемые в спортивной тренировке.

В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные средства и методы, включенные в систему подготовки спортсмена.

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру. Для руководства тренировочной деятельностью спортсмена, его обучения и воспитания тренер использует в первую очередь методически разработанные формы речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления. Хорошо известно, что роль слова в качестве педагогического средства и метода исключительно велика и многогранна. С его помощью тренер влияет фактически на все стороны деятельности спортсмена в процессе тренировки. К этим методам относятся инструктирование перед выполнением заданий, сопроводительные пояснения, вводимые по ходу упражнений и в интервалах между ними, указания и команды, замечания и словесные оценки поощрительного или коррекционного характера.

Для обеспечения необходимой наглядности и достоверности восприятий при постановке, выполнении заданий и анализе фактических результатов их выполнения наряду с традиционными средствами и методами наглядного обучения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий и т. д.) в современной практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность в самом широком смысле этого слова (как направленное воздействие на все органы чувства, участвующие в управлении движениями), дают объективную информацию о параметрах выполняемых действий и способствуют их исправлению по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:

средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок с записью техники спортивных движений, анализ видеомагнитофонных записей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);

методы и приемы направленного «прочувствования» движений, связанные с использованием специальных тренажерных устройств (например, гимнастических тренажеров с механическим приспособлением, задающим направления вращения, маятниковых тренажеров для прочувствования динамики усилий при толкании ядра);

средства и методы избирательной демонстрации, ориентирования и лидирования (воссоздание пространственных, временных и ритмических характеристик движений с помощью электронной и механической аппаратуры, позволяющей воспринять их зрительно, на слух или тактильно; введение в Обстановку действия предметных и других ориентиров; выполнение упражнений под звуколидер или светолидер и т. д.).

Методы психорегулирующей тренировки используется до и после тренировочных занятий, но отдельные методы, не связанные с продолжительной релаксацией (состоянием внушенного расслабления), могут иметь место и в ходе тренировочного занятия

 

48. Формы самост.занятий: утрен.гигиен.гимнастика(в распорядке дня в утрен.часы после пробуждения от сна); упражнения в теч-е раб.дня(в перерывах м-у учеб. занят-ми, пред-ют наст. утомление 10-15 мин через 1-1,5 часы работы в хорошо прветр.помещениях); самост. тренир.занятия (индив-но или в группе, время выбир-ся самост-но). Средством самост.занятий явл-ся физич.упр-я разл-напр-ти-хотьба, бег, плавание, ритм.гимнастика и т.д.подбор средств опр-ся целенаправленностью этих занятий. Содержание самост.подготовки опираетяся на конкр.напр-ть. Струкура -разминка, основная часть занятия, заключ.часть.

 

49.Управление процессом самост.занятий Планирование самост.занятий физич.упраж-ми связано с наличием времени, свободного от учебы и др.дел. Один из главных педагог.принципов физич.воспитания-систематичность, т.е. постоянство и регул-ть проведения тренир.занятий. Орган-я самост.занятий: заключение врача; предвар.конс-я со стороны препод-ля; освобождение-предв.конс-я у врачей. Струкура -разминка, основная часть занятия, заключ.часть. Управление самост.занятиями: осущ-ся методом самоконтроля, при этом ориен-ся на объек. (пульс-его восст-ие, вес) и субъек.пок-ли

 

50.Метод.принципы(положения) самост.занятий. Необ-мо учитывать сле.факторы: исходное положение- изменение формы и вел-ны опорн.пов-ти при выпол-и упраж-й, изм-е пол-я центра тяжести тела; темп выполнения-медленный, быстрый, средний; амплитуда движений; вел-на и кол-во участ-их в упраж-и мышеч.групп; кол-во повторений упр-я; степень сложности упр-й- зависит от кол-ва участ.мыш.групп; степень и хар-р мышеч-напр-я; мощность мышеч.работы-зависит от времени ее выпол-я, развиваемой скорости и силы при движении; прод-ть и хар-р пауз отдыха м-у упр-ми

 

51. Врачебный контроль-неотъемлимая сост.часть системы ФВ и спор.тренировки. Задачи: обеспечение прав-ти и высок.эф-ти всех физкул.и спорт.мер-й, шир.исп-е ФК и спорта в интересах всестор.раз-я. ВК направлен на изучение сост-я здоровья, физ.раз-я, физ.подг-ти заним-ся и влияние на низ занятий физич.упраж-ми и спортом. Основ.форма ВК-врачеб..обсле-е: первичное-чтобы решить вопрос о допуске к занят-м физ.упр-ми и спортом, повторное-чтобы убедится, насколько объем и инт-ть нагрузки соот-ют сост-ю здоровья, допол-ое-чтобы решить вопрос о возм-ти приступить к тренировкам после перен.забол-й и травм). Переод-ть ВК зависит от квал-и спортсмена и вида спорта. Студенты -1раз в год, спортсмены-2, студенты спецюгрупп –не реже сем 1раз в семестр.

 

52.Самоконтроль -регул.набл-я за сост-ем своего здоровья, физич.развитием и физич.подг-ой и их изм-ми под влиянием регул.занятий упр-ми и спортом. Цель-орг-ть регул.самост.набл-я простым и доступным спос-ми за своим физ.развитием, сост-м орг-ма, влиянием на него физ.упр-й или вида спорта. Задачи: ознак-ся с прост.дост.методиками самоконтроля, приобрести навыки в оценивании здоровья и собств.психофиз.подг-ти, опр-ть уровень и динамику своего физ.раз-я, трен-ти. Методы: визуальный, инструм-ый, дневник самоконтроля

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.