Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и структура философии




Мы приступаем к изучению основ философского знания, которое своими корнями уходит в глубокое прошлое. Первые философские учения появились на заре человеческой цивилизации в древних государствах Индии, Китае, Египте, Греции.

История философского знания, насчитывает, по крайней мере, две с половиной тысячи лет.

Честь формирования понятия “философия” приписывают Пифагору. Слово “философия” буквально, означает любовь к мудрости. Пифагор считал, что мудрым может быть только Бог, человек же может лишь стремиться к мудрости, любить ее. Такого человека он называл философом.

Уже мыслители древности пытались раскрыть сущность философского знания, ответить на вопрос, что изучает философия, т.е. определить ее предмет.

К примеру, Цицерон считал философию наукой об исцелении души.

ФилософПиррон усматривал суть философии в сомнении. Он сомневался во всем, даже в существовании окружающего мира. Поэтому, когда слушатели его расходились, он продолжал свои рассуждения. А если его спрашивали, почему он так поступает, отвечал, что никаких оснований считать, что эти слушатели существуют у него нет, а значит, он может вести себя так, как ему захочется, не сообразуясь с видимостью их присутствия или отсутствия. Легенда утверждает, что ходил он, не разбирая дороги; часто друзья и ученики спасали его от мчащейся колесницы или останавливали, когда нога его была занесена над пропастью.

Я в свою очередь, сомневаюсь, что Пиррон действительно вел себя столь экстравагантно, в противном случае едва ли дожил бы до девяноста лет. Кстати, когда мы будем говорить об истории философии, ваше внимание, вероятно, привлечет тот факт, что многие философы отличались завидным долголетием. Это не удивительно: современная медицина утверждает, что активная умственная работа способствует продлению жизни. Вот вам лишний повод не избегать философских размышлений. “Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает не недозрелым, не перезрелым для здоровья души” (Антология мировой философии. - Т.І. - Ч.І. - М., 1969. - С. 354). Эти слова принадлежат древнегреческому философу Эпикуру. Впрочем, справедливости ради, а также для доказательства того, что всякая философская идея имеет свою альтернативу, приведу и высказывание Платона, которое в какой-то мере противоречит сказанному Эпикуром: “Философия прелестна, если заниматься ею умеренно и в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она - погибель для человека. (Энциклопедия афоризмов. – М., 1999. – С. 615).

Были античные философы, которые утверждали, что смысл философии состоит в том, чтобы научить человека достойно жить и достойно умереть. Некоторые из них примером собственной жизни и смерти подтверждали такое понимание философского знания.

Например, античный философ Зенон Элейский, который являлся для современников образцом благородства, на склоне лет вступил в борьбу с тиранией. Заговор против тирана Неарха был раскрыт. Зенона схватили, от него требовали имена других заговорщиков. Он называл имена, но все это были имена прихлебателей тирана. Самому же тирану он смело заявил: “Только ты пагуба нашего города”. А потом, бросив окружающим обвинение в трусости и раболепстве, откусил свой язык и выплюнул его в лицо тирану. За это его истолкли в громадной ступе. Народ же Элеи, возмущенный расправой с философом восстал, и тирана забросали камнями.

В истории философской мысли можно найти и скептические оценки философского знания. Вольтер, например, говорил, что философия - это беседа, в которой слушающий не понимает говорящего. Но это было бы еще полбеды, беда в том, что говорящий сам себя не понимает.

А иные мыслители даже заявили, что философия - пустая и безрезультативная говорильня, имеющая ценность не более чем поиски черной кошки в темной комнате, в которой вообще нет кошек.

Первое близкое к научному определению философии дал Платон. Он объявил философию знанием, стремящимся охватить всю совокупность знаний о мире в целом.

Тогда, когда научное знание еще только зарождалось, когда оно не было расчленено, когда слово “философ” было равнозначным словам “ученый”, “мудрец”, понимание философии как универсального всеобъемлющего знания было вполне правомерно.

Однако много позднее, вместе с процессом бурной дифференциации науки, который начался в XVII веке и продолжается до наших дней, философия утратила роль науки наук. Вышедшие из ее лона многочисленные частные науки, казалось, полностью “растащили”, приватизировали ее предмет, разложив его на многие составляющие. Мать всех наук оказалась в положении короля Лира, который отдал свое наследство дочерям, а сам остался нищим и сирым.

Так называемые позитивисты ХІХ века Огюст Конт и Герберт Спенсер заявили даже, что философия исчерпала свой предмет, на смену философии пришла точная, позитивная (положительная) наука, которая сама себе философия.

Однако последующее развитие философского знания и его взаимоотношение с наукой не подтвердили эту точку зрения. Наследие оказалось столь велико, что его хватило на всех. По всей видимости, и дальше из философии будут выделяться новые дисциплины, но это не приведет к ее исчезновению.

Хотя, разумеется, философии в этих условиях пришлось уточнить свой предмет, что она делает до сих пор и будет делать в обозримом будущем.

Каков же предмет современной философии?

В любом учебнике философии советских времен вы можете найти следующие определение: философия – это наука о наиболее общих (или всеобщих), законах развития природы общества и человеческого познания. Следовательно, предметом философии выступают некие всеобщие законы развития.

Однако такое определение сущности философии и ее предмета удовлетворяет далеко не всех философов. Одни не согласятся с отнесением философии к науке и будут в известной мере правы. Другие заявят, что нет универсальных, всеобщих законов. Во всяком случае, никакой опыт не может подтвердить универсальности какого-либо положения, претендующего на роль всеобщего закона.

Наконец, третьи будут отрицать саму идею развития, по крайней мере, прогрессивного развития, которое предполагает приведенное выше определение философии.

Попробуем сформулировать такое определение философии, которое устроит всех или почти всех.

Философия - это сфера гипотетического знания, в центре внимания которого находятся мировоззренческие вопросы, это способ духовного самоопределения человека.

Данная дефиниция требует некоторых пояснений.

Во-первых, почему философия – это сфера гипотетического, т.е. предположительного знания? Потому что в философии нет неоспоримых идей, нет истины типа «дважды два четыре». Философское знание всегда альтернативно, представляет собой борьбу мнений и идей.

Конечно же, в процессе своего многовекового развития философия устанавливала некоторые неоспоримые факты. Однако, как только она это делала, эти факты и добытые ею неоспоримые знания переставали быть предметом ее исследования и переходили в ведение какой-нибудь частной науки, которая выверяла их практикой, развивала и дополняла.

В связи с этим в философии заметное место занимают так называемые «вечные вопросы»: о природе бытия, о возможности познания мира, о сущности человека. Эти вопросы являются вечными не только в силу их предельной сложности и невозможности в обозримом будущем дать исчерпывающие ответы на них, но и в силу их личностной значимости для мыслящего человека. Какое бы я не выработал представление о смысле человеческой жизни (а это один из вечных философских вопросов), это будет мое представление. Вы не можете просто перенять его. Ответы на такие вопросы человек должен дать самостоятельно, только тогда они будут иметь для него действительную ценность.

Порою, психологи спорят о том, когда человек становится личностью. Я думаю, важным показателем здесь может быть именно то, когда человека начали «мучить» вопросы о смысле жизни и цели бытия, о счастье, о добре и зле, о долге и ответственности, о жизни и смерти.

Как-то одна знакомая рассказала мне, что ее пятилетний сын обратился к ней с удивительным вопросом: «Мама, а зачем я?». Если ребенок всерьез задумался над такими вопросами, значит, начался активный процесс его становления как личности. А не задумался никогда, пусть даже дожил до седых волос, то по большому счету личностью так и не стал.

Во-вторых, в приведенном выше определении говорится, что в центре внимания философии стоят мировоззренческие вопросы. Но что такое мировоззрение? Почему вопрос о том, существует ли Бог или нет, является мировоззренческим, а вот вопрос, как варить украинский борщ, едва ли можно признать таковым?

Мировоззрение – это система политических, правовых, этических, религиозных, эстетических знаний, определяющих жизненные позиции и ценностные ориентации людей.

От того, как я решу вопрос о Боге, существенно зависит вся моя жизнь, то или иное решение этого вопроса не может не повлиять на формирование моих жизненных принципов и идеалов. Разумеется, ничего подобного нельзя сказать касательно вопроса о борще.

Таким образом, именно решение философских, мировоззренческих проблем способствует моему духовному самоопределению и становлению как личности.

Однако данное нами определение хотя и дает первоначальное представление о сущности философского знания, но не говорит конкретно о его предмете. Каждая наука имеет свой конкретный объект исследования: физика - изучает физическую реальность, физическую форму движения материи, химия - химическую реальность экономика – экономические отношения в сферах производства, обмена и потребления и т. д. А что же философия, она имеет конкретный объект, или все, что можно сказать о ее объекте сводится к рассуждениям о мире в целом, о задаче философии нарисовать некую обобщенную картину бытия?

Думаю, правомерно и даже необходимо говорить о вполне конкретном предмете философии. Таким предметом являются субъектно-объектные отношения. Субъект – просто и коротко говоря - это человек. А объект – это окружающий человека мир, который он познает и преобразует. Эти сложнейшие отношения между человеком и миром и призвана исследовать философия.

Особенность предмета философии во многом определяет ее специфичность как формы общественного сознания, ее отличие от других наук.

Какова же структура философии?

Философское знание сложно структурировано, философия включает в себя многие дисциплины, некоторые из которых всегда будут составлять ядро философского знания, а некоторые, по всей видимости, рано или поздно выделятся из него и образуют самостоятельные науки.

Назовем дисциплины, на сегодняшний день входящие в философское знание, являющиеся элементами его структуры.

Онтология – учение о бытии или первоначалах всего существующего.

Гносеология – учение о познании.

Логика – наука о формах и правилах последовательного и доказательного мышления.

Этика – наука о нравственности.

Эстетика – наука о проявлениях прекрасного в жизни и искусстве.

Философская антропология – учение о человеке.

Социология - наука об обществе как целостной системе.

Культурология – теория культуры.

Религиоведение – учение о религии, религиозных ценностях и отношениях.

Эвристика – наука о творческом мышлении.

Аксиология – философское учение о ценностях.

История философии – своего рода философский самоанализ и ретроспекция.

Кроме перечисленных дисциплин в состав философии входят и такие разделы философского знания как философия естествознания, философия истории, философия права, философия образования, философия науки, философские проблемы экономического знания и др.

Говоря о функциях философии, прежде всего отметим, что под функциями философии (от лат. functio – совершение, исполнение) понимают те роли, которые она играет в обществе в целом, в науке, в духовной жизни людей.

Обычно выделяют следующие функции философии:

1) мировоззренческая: определяет возможность системного, целостного знания о мире;

2) гносеологическая (познавательная): обеспечивает приращение нового знания о мире;

3) методологическая: способствует выработке общенаучного метода познания, определению гениральных направлений научных исследований;

4) идеологическая: генерирует социальные идеи, используемые социальными группами (прежде всего классами) в политической борьбе.

 

1.2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА.

Чтобы наглядно представить себе место философии в духовной культуре общества обратимся к следующей схеме:


 

 

 


В этой схеме представлены основные компоненты духовной культуры общества. Поговорим сначала о науке и других феноменах духовной культуры, которые представлены в правом четырехугольнике нашей схемы.

Коротко сущность науки можно определить как экспериментально-теоретическое исследование мира. Сущность других компонентов духовной культуры также кратко можно охарактеризовать как духовно-практическое освоение действительности, прежде всего действительности социальной.

Цель науки состоит в выявлении законов мира, цель прочих компонентов состоит в социальной ориентации.

С помощью каких средств выражает свои цели и сущность наука? Это эмпирические факты, законы, гипотезы, теории. Что же является языком политики, права, морали, искусства и религии? Это лозунги (политические), нормы и принципы (морали и права), идеалы (политические, нравственные, эстетические), наконец, догмы и каноны (религии).

Что же касается философии, то все сказанное о прочих элементах духовной культуры, относится также и к ней. Она является, как и наука, если не экспериментальным, то, конечно же, теоретическим исследованием мира, но она же есть форма его духовно-практического освоения. Философия ставит задачу выявления законов мира, но в не меньшей мере она нацелена на социальную ориентацию человека. Наконец, в философии присутствуют и нормы, и принципы, и идеалы, а также лозунги, а порой и догмы.

Показательно и то, что названные в нашей схеме феномены духовной культуры осмысливаются на мировоззренческом уровне отдельными философскими дисциплинами: философией науки, политологией (которая лишь недавно превратилась в самостоятельную науку), философией права, этикой, эстетикой, религиоведением.

Поэтому размещение философии в центре нашей схемы неслучайно, можно сказать, что она является квинтэссенцией духовной культуры общества. Особую значимость философии подчеркивал еще Аристотель, говоря о ней как об искусстве искусств и науке наук.

Итак, мы обратили внимание на то, что объединяет философию с другими феноменами духовной культуры и позволяет ей занять среди них центральное место.

Посмотрим теперь на то, что отличает философию от науки, религии и искусства.

Об отличии философии от науки мы частично уже говорили. Прежде всего, это отличие в предмете той и другой. Наука исследует исключительно объективный мир. Даже мир субъективный (мир эмоций, чувств, мышление человека) психолог будет исследовать как нечто объективное, независимое от него как исследователя. Философа тоже может интересовать практически все в объективной реальности, однако, не само по себе, а в связи с человеком вообще и им как познающим субъектом в частности. Физик, химик и биолог не имеют право внести в объект своих исследований что-либо от себя. В противном случае их исследование перестает быть объективным, а всякий субъективизм претит науке.

Другое дело философ, он воспринимает объект в органической связи с субъектом, смотрит на него сквозь призму интересов и целей человека.

Поэтому здесь мы имеем весьма интересный феномен: если бы не родился естествоиспытатель Ньютон, то кто-нибудь другой (возможно чуть позже) открыл бы закон всемирного тяготения, а вот если бы не родился философ Гегель, то никто не написал бы “Феноменологии духа”, хотя, вероятно, те или иные гегелевские идеи в какой-то иной форме и ином контексте высказал бы кто-нибудь еще.

Поэтому, несмотря на то, что многие моменты связывают философию с наукой (уважение к фактам, доказательность, логическая непротиворечивость, признание, что высшим критерием истины является практика) было бы неправильно сводить философию к науке, объявлять философию наукой (пусть даже специфической) и ставить на этом точку.

Философия - это особая форма общественного сознания, имеющая многие признаки научного знания, но не сводимая к нему.

Подчеркивая роль философии по отношению к частным наукам, справедливо говорят о том, что она выполняет методологическую функцию, т.е. вырабатывает общие диалектические принципы и методы познания, используемые во всех науках.

А вот с задачей теоретического обобщения достижений частных наук, задачей, которую многие вменяют в обязанность философии, она на сегодняшний день, на мой взгляд, справиться не может. Возможно, эта задача окажется ей по плечу в будущем, когда разрешить ее позволит дальнейшее развитие информационных технологий.

Особый разговор можно вести относительно того, как науки питают философию. Ограничимся в этой связи заявлением, что не только философия выполняет продуктивные функции по отношению к науке, но и, наоборот, философия «подпитывается» от науки и в отрыве от нее превращается в схоластическую болтовню. К примеру, марксизм как философская концепция базируется на экономической теории К. Маркса. Маркс, будучи доктором философии и автором теории прибавочной стоимости, изложенной им в фундаментальном труде «Капитал», явился создателем нового философского течения, которое иногда именуют экономическим материализмом. (Отметим, что под экономическим материализмом понимают также вульгарно социологическую доктрину, упрощающую материалистическое понимание истории).

Остановимся на отличии философии от религии.

В основе религии лежит вера, в качестве доказательства в ней принимается ссылка на авторитет священного писания или отцов церкви. Показательно в этой связи изречение христианского богослова Тертуллиана «Верую, ибо нелепо». Абсурдность с точки зрения человеческого разума отдельных положений Библии доказывает, по его мнению, боговдохновенность этой книги.

Философия же не может не считаться с доводами логики и эмпирическими фактами. В основе философии лежит не вера, а сомнение.

Впрочем, некоторые философские системы на практике оказываются весьма близки к религии. И я имею в виду даже не школы религиозной философии, а философию марксизма, азбукой которой В. И. Ленин называл атеизм.

Религия обещает царствие небесное, марксизм – идеальное коммунистическое общество. В марксизме есть и свой мессия, только это не Христос или какой-нибудь другой пророк, а передовой революционный класс – пролетариат. Идеи классиков марксизма превратились на деле в догмы, а авторитет Маркса, Энгельса и Ленина в нашей стране в советские времена был ничуть не менее непререкаем, чем авторитет отцов церкви.

Но главное, марксистская философия стремилась, как и религия, к объяснению всего и вся. И надо сказать, что постфактум ей это всегда удавалось. Сложнее обстояло дело с возможностями прогнозирования. Здесь тоже перекличка с религией. Верующий человек все вообще может объяснить: достаточно сказать, что на то была воля Бога. Но в отличие от ученого он мало что в состоянии предвидеть.

Известная познавательная ограниченность, невозможность исчерпывающего знания есть признак науки вообще и научной философии в частности.

Касательно философии и искусства также можно констатировать, что есть нечто, что их объединяет, но есть и то, что ведет к их существенному различию.

Их роднит личностное начало. Как без Льва Толстого не было бы «Войны и мира», так без Фридриха Ницше не было бы «По ту сторону добра и зла».

Как и искусство, философия обращена к человеку, но если философия есть форма теоретического знания высокой степени абстракции, то искусство форма конкретно-чувственного восприятия действительности, отражающая мир посредством художественных образов.

Ни с чем не сравнимое значение философской мысли для развития человеческой культуры подчеркивали многие мыслители. К примеру, Рене Декарт писал: «Философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров… каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов» (Декарт Р. Начала философии // Избр. произведения. М., 1950, с. 412).

Впрочем, позитивную оценку роли философии в развитии общества и государства могли давать только прогрессивно настроенные люди. Реакционеры рассуждали прямо противоположно. Например, один из министров просвещения царской России распорядился прекратить преподавание философии в учебных заведениях страны, мотивировав свое решение тем, что польза философии не доказана, а вред несомненен.

Интеллект и свободная мысль всегда раздражали власть имущих, боящихся инакомыслия, не в чести они были и у обывателей, занятых насыщением своего желудка. Поэтому нет не гонимых философов, философ всегда гоним, если он философ.

 

1.3. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Субъектно-объектным связям, являющимся, как мы уже узнали, предметом философского знания, посвящен так называемый основной вопрос философии. Этот вопрос формулирует Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

В ней он пишет: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.21. – С. 232).

В этом вопросе Энгельс выделяет две стороны. Первая сторона представлена вопросом, что первично: дух или природа, сознание или материя? Творит ли сознание объективный мир или, напротив, сознание появляется в процессе длительного развития материи?

Философы, в зависимости от того, как они отвечали на первую сторону основного вопроса философии, разделились на два больших лагеря. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира,... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (там же, с. 283).

(Здесь имеет смысл обратить внимание на то, что само различение противоположных мировоззренческих позиций, материализма и идеализма, сложилось в философии задолго до Энгельса, то есть ошибочно считать, что Энгельс формулировал основной вопрос философии, ни на что не опираясь, на пустом месте. Так немецкий философ Ф. Шлегель писал «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю» (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т.1, М., 1983. С.104-105.)

В свою очередь философы-идеалисты тоже делятся на две группы: объективные и субъективные. Объективные идеалисты за первоначало всего существующего принимают независимый от сознания человека (а значит, объективно-реальный) мировой дух, мировой разум, первичный по отношению к природе, материи. Этот мировой разум в их представлении первичен и по отношению к сознанию человека. Субъективные идеалисты первичным считают сознание субъекта, человека, мир же, в их понимании, есть порождение человеческого сознания, есть комплекс ощущений субъекта. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, утверждающий, что существуют только Я и мои ощущения.

Кроме материализма и идеализма в ответе на первую сторону основного вопроса философии выделился так называемый дуализм, признающий дух и природу, идеальное и материальное равноправными началами и утверждающий, что ни материя, ни сознание не первичны и не вторичны, что они существуют параллельно, независимо друг от друга.

Вторая сторона основного вопроса философии, по Энгельсу, так же может быть сформулирована в виде вопроса. Коротко он звучит так: познаваем ли мир? Или более развернуто: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, верно ли, правильно ли отражается мир в мышлении человека?

Если наши мысли о мире соответствуют самому этому миру, то человек в состоянии познавать действительность, если же нет, то познание невозможно.

Подавляющее большинство философов, как материалистов, так и идеалистов, признают познаваемость мира. Показательны в этом отношении восторженные слова выдающегося немецкого философа, объективного идеалиста Гегеля: «Дерзновение в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских знаний. Человек должен уважать самого себя и признавать себя достойным наивысочайшего. Какого бы высокого мнения мы ни были о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. – М. – 1974. – С. 83).

Философы, отрицающие познаваемость мира, получили название агностиков, а философская система, отрицающая познаваемость мира, соответственно носит название агностицизм. Исторически первой формой агностицизма был скептицизм, который исповедовали некоторые философы античности. Скептицизм означает сомнение в возможности познания объективного мира.

Зададимся вопросом, справедливо ли считать основной вопрос философии в его энгельсовской интерпретации действительно основным? Некоторые мыслители склонны это отрицать. К примеру, философы-экзистенциалисты основным вопросом философии называют вопрос о человеке, его существовании. «…Проблема человека, - писал Николай Бердяев, – есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке» (Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931. – С.50). А французский представитель этого философского течения Альбер Камю даже называет основной философской проблемой вопрос о самоубийстве. «Есть лишь одна действительно философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, - это ответить на основной вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или двенадцатью категориями - приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить» (Цит. по: Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия ХХ века. – М., 1970. – С. 277).

Действительно, проблема человека весьма важна для философии, ее даже можно назвать центральной. Однако значимость основного вопроса философии состоит в том, что он определяет те мировоззренческие и методологические подходы, с позиций которых можно отвечать на все остальные философские проблемы. Так проблему человека можно решать с материалистических, а можно решать с идеалистических позиций. Между прочим, экзистенциализм решает проблему человека именно с идеалистических позиций.

Итак, мы убедились, что вопрос о соотношении материального и идеального, объективного и субъективного действительно является основным гносеологическим вопросом философии.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что в буквальном смысле означает термин “философия”?

2. Как понимали сущность философского знания мыслители прошлого?

3. Какова специфика современного философского знания, что сближает и отличает философию от науки, искусства, религии?

4. Как можно определить предмет современной философии?

5. Что такое мировоззрение?

6. Какие дисциплины, включает в себя современное философское знание?

7. Какое место занимает философия в духовной культуры общества.

8. Как формирует основной вопрос философии Ф. Энгельс?

9. Какие стороны включает в себя основной вопрос философии?

10. Как разделились философы в зависимости от ответа на первую сторону основного вопроса философии?

11. Как разделились философы в зависимости от ответа на вторую сторону основного вопроса философии?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. – №1. – С. 159–183.

2. Какая философия нам нужна?: Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества / Сост. Ю.Н. Соломин. – Л.: Лениздат, 1990. – 238 с.

3. Качан М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. – 1997. – № 9. – С. 36–46.

4.. Лебедев С.А. Предмет и природа философского знания // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 2002. – № 5. – С. 21–52.

5. Миголатьев А. Философия. Её роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1. – С. 52–63.

6. Образ філософії на межі тисячолітть // Філос. думка. – 2002. – № 1. – С. 3-10.

7. Туровский М.Б., Туровская С.В. Предмет философии // Философские науки. – 1991. – № 5. – С. 44–58.

8. Философское сознание: драматизм обновления / Отв. ред. Н.И. Лапин. – М.: Политиздат, 1991. – 413 с.

9. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8. – С. 113–123.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.