Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение, сущность и функции рынка




Тема 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК

 

Возникновение рынка обусловлено теми же причинами, которые привели к замене натурального хозяйства товарным производством: развитием общественного разделения труда и экономической обособленностью производителей.

Общественное разделение труда было вызвано ограни­ченностью ресурсов и производственных возможностей че­ловека. Оно проявляется в специализации производителей на особых видах трудовой деятельности. Существование раз­ных форм собственности обусловило экономическую обо­собленность производителей как собственников, при кото­рой каждый из них осуществляет хозяйственную деятель­ность в соответствии с собственными интересами.

В условиях развитого общественного разделения труда каждый производитель специализируется на производстве определенных благ. Но для удовлетворения своих потреб­ностей каждому человеку необходимы разнообразные това­ры. Данное противоречие разрешается путем обмена. Про­изводя ограниченный ассортимент благ, но в большем ко­личестве, чем необходимо для удовлетворения своих потребностей, производитель стремится обменять созданный им излишек на продукты других производителей. Таким образом, общественное разделение труда, с одной стороны, разъединяет производителей, а с другой — объединяет их, так как вызывает необходимость регулярного обмена ре­зультатами производственной деятельности.

В соци­ально-экономическом плане рынок — это совокупность экономических отношений между покупателями и продавца­ми, в результате взаимодействия которых формируются спрос, предложение и цена товара.

В организационно-экономическом плане рынок — это хозяйственная деятель­ность, определенным образом организованная и направленная на реализацию товаров.

Рынок, как процесс взаимодействия продавцов и покупателей, может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда существенных для него признаков, первым из которых выступает свобода поведения на рынке продавцов и столь же свободные дей­ствия покупателей. Действия продавца (производителя) могут быть регламентированы ограниченностью ресурсов, но в таком слу­чае у него должна быть свобода выбора рода деятельности. Все зави­сит от его умения найти "нишу" для приложения своих капитала и возможностей. Но производители не должны быть ограничены в своих действиях никакими юридическими актами. В свою очередь покупатели также не должны быть ограничены в своем покупа­тельском выборе товаров. Их действия могут определяться только их предпочтениями и денежными возможностями.

Вторым признаком рынка является свободное колебание цен. На рынке не должно быть монополии. Достигается это за счет того, что здесь действует множество продавцов и покупателей, что не позволяет им сговориться между собой и установить контроль над ценами. Если подобная ситуация все же складывается, государство должно пресекать это посредством разработки и принятия системы антимонопольных мер.

Наконец, третьим признаком рынка является ориентация на потребителя. В обществе должны создаваться товары и услуги, которые нужны потребителям, и поступать они к ним должны че­рез рынок, посредством купли-продажи. Ряд изделий и благ могут изготовляться для собственного потребления, но они не могут выс­тупать в качестве товаров.

Названные признаки в своей совокупности образуют парадигму рынка.

Субъектами рыночных отношений выступают про­изводители, потребители и их посредники. Основные про­изводители (фирмы, предприятия и организации) продают произве­денные ими вещественные блага и услуги и покупают необ­ходимые для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке как покупатели благ потребительско­го назначения и продавцы рабочей силы. Государство поку­пает на рынке товары, необходимые для выполнения его функций. Посредники — оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры и агенты производителей — ока­зывают торговые услуги производителям и потребителям.

Объектами купли-продажи на рынках являются эконо­мические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его фун­кциях. Важнейшей функцией рынка является соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общественного производства.

Рынок объединяет обособленных производителей и пот­ребителей. Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различных товаров, а от потребителей к производителям движутся денежные сред­ства, необходимые для продолжения процесса производства.

Рынок также выполняет функцию регулирования про­изводства и потребления. Через рыночный механизм (вза­имодействие спроса, предложения и цены), количество про­изведенной продукции приводится в соответствие с объе­мом платежеспособного спроса покупателей. Постоянные изменения в соотношении между спросом и предложением влияют на цену товара. При превышении спроса над пред­ложением цена товара растет, что делает его более прибыльным и способствует расширению масштабов его производ­ства. Одновременно рост цен уменьшает потребление дан­ного товара, что неизбежно приводит к новым изменениям в соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данный механизм сбалансирует спрос и предложение. Но это равновесие, как правило, не бывает долговременным. Дальнейшее увеличение производства приведет к тому, что возникнут трудности в реализации, цены начнут падать, доходы производителей уменьшатся, и они начнут сокра­щать объем производства данного товара.

Рынку присуща и стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии, совершенствование ор­ганизации производства.

Одной из функций рынка является информационная. Ры­нок информирует производителей о потребностях покупа­телей, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит о том, что он удовлетворяет опре­деленную потребность. Если товар реализуется по цене, ко­торая возмещает расходы на его производство, то это свиде­тельствует об общественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают и несостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям о том, что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенных благ. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям для принятия решений о способах удовлетворения своих мно­гочисленных потребностей. Например, при высоких ценах на готовую модную одежду для потребителя может оказаться более выгодным ее пошив в ателье.

Санирующую функцию рынок выполняет путем диффе­ренциации производителей в соответствии с эффективнос­тью их хозяйственной деятельности. Экономически эффек­тивные фирмы развиваются, расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные — несут убытки, разоря­ются. Таким путем происходит оздоровление общественно­го производства, освобождение его от экономически слабых предприятий.

Классификация рынков, ее критерии. Основные виды рынков

Современная рыночная экономика представляет собой систе­му взаимосвязанных рынков. Внутреннее строение этой сис­темы довольно сложное. Для характеристики структуры ры­ночной экономики используются различные критерии.

По объектам купли-продажи выделяют следующие ви­ды рынков: товарные, финансовые и рынки труда. Объек­том рыночных отношений на товарных рынках являются вещественные блага и услуги. На финансовых рынках про­даются и покупаются деньги и ценные бумаги. На рынках труда объектом рыночных отношений являются трудовые ресурсы. Каждый из названных рынков состоит из более мелких специализированных рынков.

Товарные рынки объединяют потребительский рынок, рынок ресурсов и товаров производственно-технического наз­начения, рынки информации и научно-технических разра­боток.

Объектами потребительского рынка являются товары и услуги, предназначенные для личного потребления населе­ния. Этот рынок состоит из рынков продовольственных и непродовольственных товаров, услуг и жилья. Потребительс­кий рынок также включает в себя рынок продуктов интел­лектуального труда, объектами купли-продажи на котором являются книги, кинофильмы, произведения искусства и народного творчества.

На каждом из потребительских рынков, в свою очередь, могут быть выделены рынки по отдельным товарным груп­пам (например, рынки мясо-молочных продуктов, зерно­вых, одежды, обуви и др.) и товарам (например, рынки неф­ти, стали, легковых автомобилей, сахара и др.).

Рынок материальных ресурсов — это рынок сырья, топлива, электроэнергии, материалов, земли. Объекты купли-продажи данного рынка являются необходимым условием процесса производства.

Рынок товаров производственно-технического назначения состоит из рынков производственных зданий, сооружений, орудий труда, инструментов, оборудования, средств для перевозок и хранения продукции. Объекты данного рынка также необходимы для процесса производства. Однако на рынке товаров производственно-технического назначения в отличие от рынка материальных ресурсов реализуются то­вары, которые могут быть легко воспроизведены.

Важное место в условиях научно-технической револю­ции принадлежит рынку информации и рынку инноваций. Объектом рыночных отношений информационного рынка выступают информационные услуги: объявления, реклама в средствах массовой информации, услуги консультацион­ного характера в области управления, трудовых и имущес­твенных отношений, финансовой и инвестиционной деятель­ности. На рынке инноваций, т. е. нововведений, осуществля­ется купля-продажа патентов и лицензий на изобретения, технологического опыта, производственных секретов.

К финансовым рынкам относятся инвестиционный рынок, рынок краткосрочных кредитов, ценных бумаг и валюты.

Инвестиционный рынок — это рынок средне- и долго­срочных ссуд. Его субъектами являются заемщики ссудно­го капитала и банки-кредиторы, представляющие денеж­ные средства за плату во временное пользование на срок от 1 до 10 лет.

Рынок краткосрочных ссуд дает возможность заемщи­кам в случае возникновения потребности в денежных сред­ствах получить ссуду на срок до 1 года.

На рынке ценных бумаг объектами рыночных сделок являются государственные облигации, акции корпораций, векселя, сертификаты и др. На валютном рынке осущес­твляется обмен национальной валюты на иностранную.

На рынке труда желающие получить работу предлагают свои способности к труду. Предприятия и отдельные пред­приниматели, нуждающиеся в работниках, нанимают их за определенную заработную плату. По-разному складывают­ся отношения между продавцами — работниками различ­ного уровня квалификации и различных специальностей и покупателями рабочей силы. Это дает основания выделить следующие рынки труда: высококвалифицированной, ква­лифицированной и неквалифицированной рабочей силы, а также рынки труда отдельных специальностей.

По степени зрелости рыночных отношений различают развитый и формирующийся рынки. Система рынков Бела­руси и стран СНГ находится в стадии формирования. Соз­дание рыночной экономической системы предполагает ус­транение деформаций уже существующих рынков и формирование новых рынков, например, таких, как рынки земли и жилья.

По территориальным параметрам выделяют следую­щие рынки: местный, региональный, национальный и ми­ровой. Местный рынок — рынок локального масштаба. Ре­гиональный рынок охватывает определенную территорию внутри страны. Национальный рынок представляет собой совокупность всех рынков страны. Взаимодействующие на­циональные рынки образуют мировой рынок.

По отношению к действующему законодательству раз­личают легальный (официальный) и «теневой» рынки. Последний представляет собой систему товарообменных опе­раций, запрещенных в законодательном порядке.

По механизму функционирования различают рынки со­вершенной и несовершенной конкуренции.

По уровню насыщенности товарами выделяют равно­весный, дефицитный и избыточный рынок. На равновес­ном рынке спрос примерно равен предложению, На дефи­цитном — спрос превышает предложение. Для избыточно­го рынка характерно превышение предложения над спросом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.