Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция. Ее виды и формы




Конкуренция является естественным атрибутом рынка. Конкуренция (от латинского слова «конкурс» — сталки­ваться) — это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, реализации и приобретения товаров. Она является формой проявления активности про­давцов и покупателей, направленной на реализацию их эко­номических интересов. Поэтому конкуренцию можно счи­тать движущей силой рыночного процесса.

На рынке сталкиваются интересы производителей, про­давцов и покупателей. Производители и продавцы заинте­ресованы в получении наибольшего дохода от своей хозяй­ственной деятельности. Они хотели бы продать свой товар подороже, с наибольшей выгодой для себя. Интересы поку­пателей противоположны. Они стремятся приобрести необ­ходимые им блага подешевле и получить от их использова­ния как можно большую пользу. Разрешение данного про­тиворечия между участниками рыночной сделки зависит от соотношения между спросом и предложением данного товара. На рынке, где объем предложения товаров больше спроса на них, имеют место наилучшие условия для реализации интересов потребителей. Рынок, где спрос и предложение примерно равны, создает одинаковые условия для реализации интересов обеих сторон. Когда рынок не может полностью удовлетворить спрос, производители и продавцы диктуют свои условия покупателям.

Конкуренция между производителями и продавцами, с одной стороны, и покупателями — с другой, является инструментом стихийного регулирования рыночных цен. При более сильных позициях на рынке производителей и про­давцов цены растут, изменение соотношения сил в пользу покупателей приводит к их снижению.

Конкуренция между покупателями — это соперничес­тво за право приобретения товаров на дефицитном рынке. Данный вид конкуренции не дает положительных эконо­мических результатов и свидетельствует о наличии моно­полий производителей. Такого рода конкуренция типична для командно-административной экономической системы. Она может проявляется в монопольно-высоких ценах на то­вары, очередях покупателей, реализации товаров по спис­кам и карточкам.

Особо важную роль в рыночной экономике играет кон­куренция между производителями. Она может существо­вать в форме внутри- и межотраслевой конкуренции.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция между производителями, а также продавцами, занятыми в разных отраслях производственной или торговой деятельности. Она представляет собой соперничество за сферы приложения ка­питала. Вновь полученные средства, как правило, вклады­ваются в наиболее прибыльные отрасли. Сюда же устрем­ляется и часть наиболее подвижного капитала, изымаемого из низкорентабельного производства. Механизм межотрас­левой конкуренции обеспечивает распределение новых и пе­рераспределение задействованных капиталов между отрас­лями и сферами хозяйственной деятельности, формируя та­ким образом пропорции общественного производства.

Внутриотраслевая конкуренция — соперничество между субъектами, занятыми производством и реализацией оди­наковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид кон­куренции направлен на завоевание покупателя. В соперни­честве за покупателя производители и продавцы использу­ют ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.

Ценовая конкуренция — это стремление привлечь поку­пателя с помощью более низкой цены. Обеспечить сниже­ние цен, не уменьшая при этом прибыль, можно путем сок­ращения издержек производства. Для этого необходимо эко­номно и рационально использовать сырье и материалы, производственные мощности и рабочее время. Снизить це­ны можно и путем использования новой техники и техно­логий, повышения квалификации работников.

Неценовая конкуренция — это метод конкуренции, при котором основным средством борьбы за покупателя является повышение качества продукции, пред- и послепродажных услуг. Сюда также относятся реклама и те меры, которые предпринимают фирмы для укрепления своей репутации.

Развитие рыночной экономики внесло определенные из­менения во внутриотраслевой механизм конкурентной борь­бы. В условиях чистого капитализма на рынке имела место конкуренция между относительно небольшими предприя­тиями. Ни одно из них не могло повлиять на цену, которая формировалась под влиянием общего соотношения спроса и предложения. Такой тип соперничества получил назва­ние чистой или совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция вела к укреплению эффективно хозяйствую­щих субъектов, издержки производства у которых были ни­же рыночной цены. Производители с издержками, превы­шающими цену, разорялись. Этот процесс обусловил появ­ление монополий.

Для современной рыночной экономики, где существуют монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции, характерна несовершенная конкуренция. Су­ществуют разные ее виды: чистая монополия, монополис­тическая конкуренция, олигополия. Обшей их чертой является способность отдельных фирм или групп предприя­тий воздействовать на рыночную цену и объем производ­ства. Наибольшие возможности для навязывания своих эко­номических интересов другим субъектам рынка имеют мес­то при чистой монополии (только один производитель поставляет продукцию на рынок) и олигополистической кон­куренции (несколько крупных фирм формируют рыночное предложение). Монополистическая конкуренция существует между относительно большим числом фирм, которые про­изводят разнообразную продукцию одного назначения. При монополистической конкуренции небольшая фирма может стать монополистом, если она производит исключительный товар, который никто другой не поставляет на рынок.

Несовершенная конкуренция усложнила рыночное со­перничество. Основной формой конкурентной борьбы стала неценовая конкуренция. Появились такие методы ценовой конкуренции, как применение монопольно высоких цен на готовую продукцию и монопольно низких — на сырье и материалы, использование демпинга (временное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов) и ценовой дискриминации (применение разных цен для различных ка­тегорий потребителей).

Внутриотраслевая конкуренция обладает сильным по­ложительным воздействием на экономику. Она стимулиру­ет развитие производства, повышение его эффективности, выступает в качестве двигателя научно-технического про­гресса. Это утверждение относится к добросовестной кон­куренции, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.

Многочисленные факты недобросовестной рыночной борьбы говорят о том, что существует и значительный отри­цательный эффект конкуренции. Незаконное использова­ние фирменных знаков всемирно известных производителей, ложная реклама, переманивание специалистов, промышлен­ный шпионаж, физическое уничтожение соперников — вот далеко не полный список противозаконных методов конку­ренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 58; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.