Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Излишек потребителя и излишек производителя.




Взаимовыгодность добровольного обмена.

 

Поскольку обмен является добровольным актом, и покупатель, и продавец рассчитывают получить в результате сделки выгоду. Мерой такой выгоды является излишек потребителя и излишек производителя. С помощью рис.2.7 мы уже рассматривали понятие рынка продавца и покупателя, определили, что сделки между ними могут совершаться на взаимовыгодной основе только в зоне AЕС. Рассмотрим эту область еще раз более подробно. Для этого представим, что количество товаров и покупателей дискретно: при цене б р. товар X готовы купить 6 покупателей, при цене 7 р. – 5 покупателей, при цене 8 р. – 4 покупателя, при цене 9 р. – 3 покупателя, при цене 10 р. – 2 покупателя, при цене 11 р.– один покупатель. При цене 12р. желающих купить данный товар не найдется (рис. 1.10).

Максимальная цена, которую индивид готов платить за определенное благо называется резервной ценой для этого покупателя.

Индивид, согласный заплатить за товар 11 р., фактически заплатит за него лишь 6 р., ибо такова равновесная цена продажи товара. Таким образом, чистая выгода, или излишек, данного потребителя составит 5 р.

Другой потребитель согласен купить товар за 10 р., но заплатит лишь 6 р. Чистая выгода этого потребителя составит 4 р. Таким образом, выгода наших потребителей составит: 5 + 4 + 3 + 2 + 1 + 0 = 15 р.

 

Рис. 1.10. Излишек потребителей и производителей и общественная выгода.

 

Геометрически величина излишка всех потребителей равна площади заштрихованной ступенчатой фигуры. Если покупателей не 6, а неопределенное число то величина излишка потребителя равна площади треугольника AEF.

Излишек потребителя – это разница между резервной ценой покупателей и количеством денег, которые покупатели действительно заплатили за товар.

Рассуждая аналогичным образом об особенностях продажи товаров производителями, получим понятие излишка производителя. Для продавца резервной ценой является готовность продать товар при минимальной цене за определенное благо. Поэтому излишек производителя равен площади треугольника FEC.

Излишек производителя – это разница между резервной ценой продавца и количеством денег, которые продавцы действительно получили за товар.

Сумма излишка потребителя и излишка производителя называется общественной выгодой продавцов и покупателей. Геометрически величина общественной выгоды равна площади треугольника AЕС, т. е. совпадает с рынком продавцов-покупателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.