КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аристотель о риторике. Совпадает ли взгляд М.В. Ломоносова на риторику с точкой зрения Аристотеля (докажите)?
И рождением и процветанием риторика обязана демократии. Основоположником науки считается аристотель. В период борьбы греков за независимость. Демократический способ устройства гос-ва предполагает что принятие решения зависит от умения убедить сограждан с помощью публичной речи. Аристотель считал, что манипуляции речью нужно исключить. Любое речевое действие нужно направлять на благо человека. Отступление от этого принципа плачевно и безнравственно. Аристотель говорил: «Наука (риторика) носит всеобщий характер. В этом она подобна диалектике. Всякий сущий предмет м/б предметом риторики». Риторика это не наука убеждать, т.к убеждают частные науки, а наука о способах убеждения. Ставит задачу сделать очевидной скрытую истину, показать возможное, верное, правдоподобное.» (не должен нарушать нормы общественной морали). Ломоносов в руководстве к красноречи.: Красноречие есть иск-во о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему мнению. Рито́рика (риторика)— «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие[1][2]. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория. «Р» Аристотеля – первая сохранившаяся. Есть еще и более ранние – восточные, но они до нас не дошли. По Аритотелю, любая речь должна соответствовать трем критериям: предмету (основы учения о трех стилях, стилистическая дифференциация языковых средств), пониманию слушателя и образу оратора (связано, в основном, с публичным красноречием, но в любом дискурсе на самом деле то же самое (Некрасов, Толстой). Риторика: искусство/ремесло, к-ое учит создавать правильные речи, соответствующие этим критериям. Состоит из трех книг, их проблематика часто перекрещивается (1,2 книга), но понятия в них рассматриваются несколько по-разному (особая внутренняя противоречивость). 1 книга: что такое риторика, место риторики в системе человеческих знаний. Риторика-искусство, соответствующее диалектике. Классификация речевой деятельности-3 рода речей: совещательные (цель – благо), судебные (справедливость), эпидеиктические (красота).2 книга: взаимоотношения автора и реципиента: какими качествами должен обладать оратор, чтобы его речи убеждали; те чувства, к-ые автор может стремиться вызвать у своих реципиентов, без этих чувств речь не может быть воспринята; разные типы слушателей (зрелая душа к 49 годам), нужно строить речь в зависимости от хар-ра слушателя; логические доказательства. Вначале нужно привести слушателей к определенному эмоциональному состоянию, а потом пользоваться доказательствами.3 книга: стиль, языковые факторы – кратко. Мера, частота стиля, период, тропы. // Внутренние противоречия – принцип книги. 1)риторика-соответствие диалектики, примененной к речевой деятельности. Риторика не равна диалектике (Р. – чувство + разум, а д. - разум). 2. Р. – искусство находить доводы (логика) vs. Р. – искусство убеждать (не логика). Риторика (в конце первой книги) – искусство, к-ое учит благу, справделивости и красоте, по существу они одно и то же, все это-истина, риторика указывает путь к истине.3. Р. учит убеждать в чем угодно vs. Р. – ремесло, техническая наука, для истины. 4. Р. связана с логикой vs. Р. связана с языком.// Противоречивость предмета позволяет охватить широкий материал. Главное противоречие – между логикой и языком. Язык сверхлогичен. Аристотель разделял поэтику и Р. Самое важное в Р. – краткость. Ломоносов. «Краткое руководство к красноречию…»1743-1744 – «Краткое руководство к риторике». Была широкая начитанность. Рецензент – академик Миллер. Попросили в академии расширить: не понравилась краткость – типа много упущено + написать на латыни и приложить русский перевод. Иностранное академическое большинство поддержало эту «рекомендацию». Появление подобного теоретического труда решало несколько проблем: свод правил, регулирующих стилевые различия (в это время – полное смешение церковного и народного языков), освобождение Р. от влияния богословия, адресование Р. широкому кругу читателей, теория жанров. Высшее достижение европейской риторической мысли. Простота изложения, но глубина и сложность предмета. Нет упрощения. 3 части: 1. Об изображении. 2. Об украшении. 3. О расположении. Главная риторическая проблема: напряженное столкновение языка и логики. Примеры менее жестки, чем правила, поэтому снимается жесткий рационализм. Пафос оды в бесконечной гармоничности мира, но невозможность постичь гармонию не мешает наслаждаться ей. Бог постигаем, но непостижим. Энтимема vs. реальность. Конкретность (новое в Р.): «чисто писать по-русски» значит писать благозвучно, соблюдая периоды и ритм. Зрелость риторики предрекает ее отход на периферию. Особое внимание уделяется высокому стилю. Практическое руководство. Зрелость риторики при Ломоносове предрекает ее отход на перифериюК середине XVIII в. риторика полностью сформировалась, но начинает отходить на периферию. Не изучена роль риторики в развитии литературной критики. Риторика превращается в филологию. Качественное изменение процессов в литературе: условность стадиального деления. Михайлов и Аверинцев предложили периодизации. Аверинцев: Европ.лит-ра – дорефлективно-традиционалистская эпоха (фольклор), рефлективно-традиционная эпоха, конец традиционной эпохи (XIX в.). Минус – оценочная периодизация. Михайлов: та же периодизация, но другие обозначения. Вывел фольклор за пределы периодизации (нет рефлексии – нет лит-ры). Культура готового слова: Рефлективный период: 6-7 век до н.э. Нет контактов между автором и действительностью. 18 век – готовое слово для определенного жанра. Сила традиции. Нужно быть на кого-то похожим (исключение – роман). В 18в. русская риторика развивается под влиянием стилистической теории Ломоносова. Филологические труды «Российская грамматика», «Краткое руководство к красноречию». Первая риторика, так называемая «краткая» написана на русском языке. Ломоносов представил ее на обозрение в Академию Наук, где получил рекомендации переписать ее на латыни. Но Ломоносов рекомендаций не послушался. Эта риторика была издана только после смерти Ломоносова. Появление подобного теоретического труда решало несколько проблем: свод правил, регулирующих стилевые различия (в это время – полное смешение церковного и народного языков), освобождение Р. от влияния богословия, адресование Р. широкому кругу читателей, теория жанров. Ломоносов говорит, что риторика – это наука о красноречии, которая имеет целью склонить слушателя к своей точке зрения, то есть убедить его. Риторика Ломоносова ориентирована на устную речь. Простота изложения, но глубина и сложность предмета. Нет упрощения. 3 части: 1. Об изображении. 2. Об украшении. 3. О расположении. Первая часть представляет содержательную сторону речи. Это собрание разных идей, которые в речи должны быть. Идеи группируются в определенные классы: места риторические или топы. Ломоносов пишет о 16 общих местах. Они дают возможность последовательно раскрыть содержание темы. Анализ эмоционального воздействия оратора на слушателя и анализ причин этого воздействия. Первая часть – идеи, содержание и выбор речей, их подача. Вторая часть «Об украшении» - рассматривает языковые средства, которые создают красоту речи. Рассматривает украшение как изображение речей пристыдными и избранными речениями. Чистота стиля, великолепие и другое. Третья глава «О расположении» - это композиция речи. Идеи, соединенные в порядок. Распоряжение разделяется на натуральное и художественное. Натуральное – такое, какое самой натуре следует (нулевой уровень композиции), а художественное: к доказательству добавить страсти, эмоциональной речи, то есть эмоционально нагрузить текст. Главная риторическая проблема: напряженное столкновение языка и логики. Примеры менее жестки, чем правила, поэтому снимается жесткий рационализм. Особое внимание уделяется высокому стилю. Практическое руководство.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |