КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этос, логос, пафос. Этические нравы оратора.
Аспекты отношения ритора к аудитории, которые проявляются в оценке аудитории образа оратора. Этос – проявляющиеся в слове кач-ва ритора. Кач-ва оратора (этические) которые делают основания аудитории доверять ему. Этическая норма: правовая (оценка поступка, критерий справедливости – клевета, плагиает, оскорбление, разжигание вражды - несправедливо); мораль (оценка поведения – достойное/недостойное); честность (уместность/неуместность публичной речи). Ораторская честность проявляется в компетентности оратора. Не только в знании, но и опыте. Психологическое давление на аудиторию. Оценка помыслов. Помыслы оратора видны через доброжелательность и отзывчивость. Техническая речевая норма – оценка качеств речи (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Дефект речи, темп, высота голоса. Логос – совокупность ходов мыслей, приводящих к принятию позиции оратора (ритора). Ключевые понятия – аргументация. Аргументация состоит из 3 частей: 1) эпидейктическая аргументация – оратор должен показать аудитории на основе каких принципов он собирается отстаивать свою позицию. 2) судительная часть – факт подтверждения позиции, которую приводит оратор в защиту. 3) совещательная – будущее, резуьлтат аргументации, принятие решений. Пафос – настроение, воодушевление. Общий и частный. Сентиментальный пафос – главное это личное переживания оратора предмета речи. Романтический пафос – создается путем столкновение предмета речи и пропозиции. Основывается на отождествлении образа оратора с идеалом. ОГП – высшая форма любви, которая объединяет предмет речи с идеалом и она возможна, если оратор способен видеть в ближнем подобие Бога. потребовал описания личностной парадигмы оратора, в которой определялись бы основные составляющие ораторской деятельности. Она включает этос, логос и пафос оратора. " Этос, логос и пафос существуют в любой публичной речи и являются ее объективными свойствами. Оратор вольно или невольно проявит в своей речи нрав, который будет импонировать аудитории или вызовет недоверие. Он обязательно приведет факты и рассуждения, которые убедят или будут оценены скептически. Речь непременно вызовет у слушателей чувства, благоприятные или препятствующие целям выступающего."[20, 6] Таким образом, этос — это нравственная (этическая) основа речи; логос — это идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос — это средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи). Вот что пишет об изучении этих категорий в общей и частной риторике А.А. Волков. Об этосе: "В общей риторике изучаются условия этической оценки образа ритора аудиторией по результатам речи. Смысловые позиции этой оценки, так называемые ораторские нравы, означают одновременно и нравственные задачи, которые ритор ставит перед собой"; о логосе: "В частной риторике изучаются приемы аргументации, свойственные конкретным видам словесности, например, аргументация богословская, юридическая, естественнонаучная, историческая. В общей риторике изучается метод построения аргументации в любых видах слова"; о пафосе: "Эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмоциональный образ речи взаимосвязаны. Они по-разному проявляются в конкретных формах словесности, но и роман, и философский трактат, и ораторская речь, и проповедь могут быть выдержаны в сентиментальном, романтическом, героическом духе и вызвать различные риторические эмоции — гнева, сострадания, патриотизма, солидарности и т. д. Но сентиментальная речь не может побудить аудиторию к решительным действиям, а героический пафос не способствует состраданию к ближнему. Это значит, что в общей риторике изучаются технические приемы создания литературного пафоса и риторических эмоций." Этос - те условия, к-ые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации. Этос-категория доверия. Ее опред-ют статус, имидж, доброжелательность и чувство справедливости говорящего. Логос видим в речи оратора, этос и пафос невидимы. Пафос скрыт в душе создателя речи, этос-в предшествующих реч.действиях, они находятся в чел-ке. Чел-к слушающий-носитель этоса, чел-к говорящий-носитель пафоса. Т.об, этос создает условия для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса. (Пафос - намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем опред.и интересующую его тему. Логос- словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи.) Пафос - намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную интересующую его тему. Пафос ограничивается: категорией этоса, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени, и словесными ср-вами, к-ыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи. Он опред-ся эмоциями оратора; описывается как волевая категория, осн.мотив к-ой-стремление к тому, чтобы аудитория приняла реш-е. В этой ситуации возникает воля к конструированию действит-ти с помощью слова. Рит. пафос объединяет в себе ироничес-й, героический, общий, романтич, сентиментал, натуралистич и оратор.эмоции. Логос видим в речи оратора, этос и пафос невидимы. Пафос скрыт в душе создателя речи, этос-в предшествующих реч.действиях, они находятся в чел-ке. Чел-к слушающий-носитель этоса, чел-к говорящий-носитель пафоса. Т.об, этос создает условия для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса. (Этос - те условия, к-ые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется ее тема. Логос- словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи.) Логос- словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные ср-ва, понимание которых было бы доступно получателю речи. Логос-аргументация речи, связ. с пониманием действит-ти, знание уместности речи. Имеет дело с прогнозом, будущей реальностью и предполагает изменение мировоззрения поср-вом речи, т.е.формирует состояние аудитории, что явл-ся реализацией соединения реальности с образом. Логос видим в речи оратора, этос и пафос невидимы. Пафос скрыт в душе создателя речи, этос-в предшествующих реч.действиях, они находятся в чел-ке. Чел-к слушающий-носитель этоса, чел-к говорящий-носитель пафоса. Т.об, этос создает условия для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса. (Пафос - намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную интересующую его тему. Этос - те условия, к-ые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется ее тема.)
6.Какую роль играет топика в изобретении содержания высказывания? Опишите основные смысловые модели
Топика – наука о топосах(стандартных типах речевых ситуаций), общие места в разговорах(о погоде и т.д.). Универсальная схема топоса: что это за событие, где оно произошло, когда произошло, как оно произошло, почему произошло? · «Топика» — сочинение Аристотеля, посвященная изучению топов («диалектических мест») — приёмов аргументирования. · «Топика» — сочинение Цицерона о применении общих мест в риторике. · Топика в традиционной логике и классической риторике — название раздела, изучающего общие места («топы») — общезначимые утверждения, доводы или темы (синонимы: диалектика, инвенция), а также (редко) само такое утверждение или довод.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |