КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды спора. Полемические приемы.
Спор – это: 1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает свое мнение. 2. Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д. 3. Поединок битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). 4. Состязание, соперничество. Общим для всех значений слова спор является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. Виды:1)по цели: Спор из-за истины. Для убеждения кого-либо. Спор ради спора. Спор для победы. Спор для поиска истины. 2)по соц.значимости предмета спора(вопросы, отражающие общечел.интересы, национал.интересы, групповые интересы). 3)по кол-ву участников: Спор – монолог (человек спорит сам с собой, внутренний спор);Спор – диалог (два человека спорят друг с другом);Спор – полилог (ведется несколькими многими лицами), в свою очередь спор полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (в споре участвует выделенная группа). 4)по форме проведения: устная форма(непосредственное общение конкрет.лиц друг с другом, ограниченное во времени и замкнутое в пространстве); письм.форма (опосредованное общение, более продолжительное во времени). Условия для начала спора:1.Наличие минимум двух сторон имеющих индивидуальный взгляд на предмет спора.2.Наличие разногласий у сторон-спорщиков и личную заинтересованность в разрешении этих разногласий.3.Готовность спорящих к спору и наличии у каждой стороны аргументов различной степени убедительности. Способы опровержения мнения противника:1) применение юмора, иронии, сарказма(могут смутить оппонента, поставить его в затруднительное положение, разрушить тщательно построенное док-во) 2) «доведение до нелепости», «сведение к абсурду»(показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности) 3) «возвратный удар»(тезис/аргумент обращается против тех, кто его высказал, при этом сила удара ув-ся во много раз) 4) атака вопросами. «Полемическое мастерство»-знание предмета спора и его разновидностей, соблюдение осн.требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника. Полемика–не просто спор, при к-ом имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Цель полемики-одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Полемика–наука убеждать. Искусство ведения спора называется эристикой. Эристика не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность «практического искусства». Эристику подразделяют на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократом, впервые применившим само слово «диалектика» для обозначения искусства вести эффективный спор, диалог, в котором путем обсуждения проблемы и противоборства мнений достигается истина. Софистика же, ставившая целью спора победу в нем, а не истину, существенно скомпрометировала саму идею искусства спора. Основные рекомендации эристики относительно поведения в споре. 1.Не следует спорить без особой необходимости. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать. 2.Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет. 3.Тема спора не должна изменяться или подменяться другой на всем протяжении спора. 4.Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т. д. 5.Спор предполагает определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис. 6.Успешное ведение спора требует определенного знания логики. 7.Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь. 8.В споре нужно проявлять гибкость. 9.Не следует допускать крупных промахов в стратегии и тактике спора. 10.Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки.
Полемика – вид языкового общения нескольких партнеров и в этом смысле – диалог. В полемике есть элемент состязательности, борьбы, соперничества, проявляющийся в виде реплик с критикой и опровержениями высказываний соперника. Цель полемического диалога - одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Участники: спорящие стороны (оппоненты). Содержание - утверждение и защита принятой позиции, опровержение позиции противника. Участников объединяют предмет спора. Владение предметом спора, изучение оппонента - условие успеш.ведения полемики. Важные правила, чтобы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным: не упускать из виду глав.положений, из-за к-ых ведется спор; не терять предмета спора; разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела; быть эрудированными и компетентными; позиции, взгляды участников д.б. четко определены; д.б.общая цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и добиться истины; уметь правильно оперировать понятиями и терминами; уважение оппонентов друг к другу; умение сохранять спокойствие; умение доказывать свою точку зрения (тезис, аргументы, демонстрация); нужно сводить к min логические ошибки, уметь найти их в рассуждениях оппонентов и разоблачить(опровержение ложного тезиса фактами). Типы полемики: 1)познавательная(логическая, диалектическая)-ориентированная на логический, текстовой уровень. 2)деловая(дипломатическая, коммерческая, процессуальная, конформистская)-направленная на достижение и фиксацию нек-ого опред., социально весомого рез-та-договор, акт экспертизы, протокол совещания, соглашение, приговор. Важно, что в этом акте д.б.отмечена общая цель–взаимовыгодный, взаимоприемлемый мир, устраивающий все стороны соглашение. 3) игровая (спортивная, эристическая)- на первый план выступают личностные мотивы. Такая полемика подобна спортивному поединку, где достижение субъективных целей оказывается важнее истины и согласия.
Полемика –двусторон. И многосторон.публич. общение, свобод.обмен мнениями, спор в процессе обсуждения какг-либо вопроса в целях наилучш.реш-я расмотренной проблемы. Полемика – вид языкового общения нескольких партнеров и в этом смысле – диалог. Она отличается от др.форм диалога–бесед, прений, дебатов, диспута, совещания, к-ые происходят в форме взаимного обогащения информацией и могут оказаться скрытыми монологами, когда единое рассуждение, целостная аргументация воспроизводится последовательно разными персонажами, к-ые совместными усилиями, вместе, дополняя друг друга, обосновывают общее положение. В полемике же-элемент состязательности, борьбы, соперничества, проявляющийся в виде реплик с критикой и опровержениями высказываний соперника. Цель полемического диалога - одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Участники: спорящие стороны (оппоненты). Содержание - утверждение и защита принятой позиции, опровержение позиции противника. Участников объединяют предмет спора. Владение предметом спора, изучение оппонента - условие успеш.ведения полемики. Диспут -коллектив.обсуждение нравтв.науч, полит, литератур и др.проблем.к-е не имеют однознач.реш-я. Дискуссия -обсуждение какой-либо темы; хар-ся отсутствием тезиса; акивизация изучения проблемы; спором ее нельзя назвать.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |