Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокомментируйте античный риторический канон. Каким этапом в системе правил пополнился современный канон




Античный риторический канон, служивший своего рода схемой работы над речью, указывавший последовательность действий будущего оратора. 1. Изобретение (инвенция) предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. На этом этапе оратор задавался вопросом: что сказать? 2. Расположение (диспозиция) представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать? 3. Выражение (элокуция) — это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать? 4. Запоминание (мемория) — это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п. 5. Произнесение (акция) — общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности. На этом античный канон заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап: 6. Рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь. Первые три части канона представляют собой докоммуникативный этап, когда идет работа над текстом речи. Произнесение — коммуникативный этап, взаимодействие оратора и аудитории. Рефлексия может быть охарактеризована как посткоммуникативный этап — анализ проделанной работы и выводы на будущее.

Риторический идеал – это образ хорошей речи, существующий в сознании носителей языка. Это система наиболее общих ожиданий и требований к своей и чужой речи. Впервые это понятие возникло в Древней Греции. Существует два риторических идеала: Сократовский – главное условие хорошей речи – её истинность, нравственность, польза для общества; свойственна упорядоченность речи в смысловом и формальном отношении; идеал софистов – предполагает манипулирование сознанием слушателей, формальное, словесное изящество, логическая правильность; самовыражение говорящего в речи. Риторический идеал характеризуется такими свойствами: историческая изменчивость, культуроспецифичность, социальная обусловленность, зависимость от политических форм правления.

Современный риторический идеал отличается от того, что считалось хорошим, лучшим в прошлом веке. Эталон меняется вместе с действительности. Сейчас красота речи определяется ее функциональностью. Мыслительный каркас, стройность, умелый и уместный выбор языковых средств. Риторический канон. Современная риторика понимает под образцовой речью целесообразную эффективную, гармонизирующую речь. Правила которые показывают как действовать чтобы создать речь изложены еще в античном каноне. Имея предметом мысль, канон показывает откуда они подчерпываются, как приводятся в порядок, и как излагаются.

В какой же последовательности оратор должен работать над речью? С чего начать, если необходимо создать текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон, служивший своего рода схемой работы над речью, указывавший последовательность действий будущего оратора.

1. Изобретение (инвенция) предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. На этом этапе оратор задавался вопросом: что сказать?

2. Расположение (диспозиция) представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать?

3. Выражение (элокуция) — это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать?

4. Запоминание (мемория) — это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п.

5. Произнесение (акция) — общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности.

 

На этом античный канон заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап:

6. Рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.

Первые три части канона представляют собой докоммуникативный этап, когда идет работа над текстом речи. Произнесение — коммуникативный этап, взаимодействие оратора и аудитории. Рефлексия может быть охарактеризована как посткоммуникативный этап — анализ проделанной работы и выводы на будущее.

Античная риторика после Аристотеля. При учениках Аристотеля риторика начинает видоизменяться (классическая Эллада->эллинистическая эпоха Александра Македонского). Обожествление власти. Задача риторики-не убеждать, а скорее нравиться (Чем речь короче, тем прекраснее – по Аристотелю). Пышность. Риторика – искусство о красивом говорении (Теофраст, Дионисий Галикарнасский). В этот момент возникает другая линия риторики- латинская, I в. до н.э. Марк Тулий Цицерон. С одной стороны, Цицерон и остальные – ученики эллинистической риторики, с др.стороны их деятельность происходила в эпоху республики, снова стало более важным убеждение. Они ближе к Аристотелю. Почти единство двух начал (убеждение красотой). Эпоха принципата, римская империя, проявляются эллинистические качества, направленность на услаждение-Марк Фабий Квинтиллиан, красота-на первом месте (главное-явить истину через красоту). Вполне сложившийся риторич.канон, 5 частей риторики: (Дионисий Галикарнасский) 1. Инвенцио – изобретение (определение поставленной цели в соответствие с аудиторией, подбор аргументов, выбор доказательств). 2. Диспозицио – распределение (линейное построение текста. Логическиое и словесное построение. Энтимема – силлогизм (Аристотель) или усеченный силлогизм (Дионисий) – главный способ выражении логической мысли). 3. Элокуцио – украшение (как украсить речь). 4. Мемориа – память (как запоминать речь – практическая часть. Чтение на память). 5. Акцио – поведение (жесты, артикуляция, одежда).// Сформировались части, методы и цели риторики Риторика как наука, обращенная к истине – традиционная/классическая риторика. В эпоху поздней античности была очень востребована христианством (необходимость убеждать окружающих в истине).

Зрелость риторики при Ломоносове предрекает ее отход на перифериюК середине XVIII в. риторика полностью сформировалась, но начинает отходить на периферию. Не изучена роль риторики в развитии литературной критики. Риторика превращается в филологию. Качественное изменение процессов в литературе: условность стадиального деления. Михайлов и Аверинцев предложили периодизации. Аверинцев: Европ.лит-ра – дорефлективно-традиционалистская эпоха (фольклор), рефлективно-традиционная эпоха, конец традиционной эпохи (XIX в.). Минус – оценочная периодизация. Михайлов: та же периодизация, но другие обозначения. Вывел фольклор за пределы периодизации (нет рефлексии – нет лит-ры). Культура готового слова: Рефлективный период: 6-7 век до н.э. Нет контактов между автором и действительностью. 18 век – готовое слово для определенного жанра. Сила традиции. Нужно быть на кого-то похожим (исключение – роман).

1960е гг. – риторика вновь активно развивается. Изменение представлений о мире – относительность любой истины. Ограничены возможности логического доказательства. Вместо логики – риторика, т.к. она не доказывает, а убеждает. Меняются представления о речевой деятельности. Трансформация риторики: классическая ->неклассическая/неориторика. Общее между классической и нео: понимание предмета – весь процесс речевой коммуникации (не текст!): автор, адресат, текст, канал связи, предмет риторики – не текст (поэтика), не стиль (стилистика), а весь процесс речевой коммуникации Междисциплинарный характер: риторика – общая форма знаний (логика, психология, социология, литвед – разные типы риторики). Явная и сознательная ориентация неориторики на классические риторические традиции. Интернациональный характер риторики. Различия классической и нео: риторика сейчас развивается в условиях культуры неготового слова. Все трактаты классической риторики варьируют одну идею. Нео вариативна: есть дидактическая (использование приемов в практических целях) и аналитическая (риторика как наука). Есть теоретические риторики общие и частные. Сейчас есть различные методологические основы: структурализм, деконструктивизм. Нео ориентируется на язык, цель – убеждение, троп останавливает воздействие логики, а классическая риторика в основном направлена в равной степени на логику и на язык, сейчас – истина в языке, тогда была вне языка, истина доказуема посредством логики или являема в языке. Классическая – обучающая, нео – научная, обучающая. Раньше риторика – не просто искусство, но и отношение к миру. Уверенность в абсолютной истине. Нужно указать на истину, а не просто красиво говорить. Благо, справедливость, красота. Нео – чисто языковая аргументация, наука.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.