КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Недостатки произношения средне и заднеязычных звуков
Карточка 9.5. Карточка 9.4. Карточка 9.3. Карточка 9.2. Карточка 9.1. Карточка 8.5. Карточка 8.4. Карточка 8.3. Карточка 8.2. Карточка 8.1. По способу образования звук [р] является: 1) щелевым; 2) смычно-взрывным; 3) смычно-щелевым; 4) смычно-проходным; 5) дрожащим. По месту образования звук [р] является: 1) губно-губным; 2) губно-зубным; 3) переднеязычным; 4) среднеязычным; 5) заднеязычным. Опорными для звука [р] являются звуки: 1) [ж]; 2) [с]; 3) [д]; 4) [з]; 5) [т]. Фонетическим дефектом звука [р] являются: 1) горловой; 2) одноударный; 3)глухой; 3) боковой; 4) замена на [j]. Фонетико-фонематическим дефектом звука [р] являются: 1) замена на [в]; 2) двугубный; 3) замена на [л]; 4) горловой; 5) замена на [г]. Практические задания 1. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуляции звуков [р] и [р'], охарактеризуйте их различия. 2. Дайте характеристику звуков [р], [р'] по следующей схеме: 3. Заполните таблицу.
4. Из книги В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» (М., 1989) подберите игры для автоматизации звука [р]. 5. Раскройте последовательность работы по закреплению и дифференциации звуков [л] и [р]. Подберите речевой материал для дифференциации этих звуков. Рекомендуемый библиографический список 1. Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь для детей 5—7 лет с нарушениями произношения звуков речи. — М., 2000. 2. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.,2002. 3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1989. 4. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. 5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989. 6. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. 7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. Семинарское занятие № 9 НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л] И [Л'] План 1. Правильная артикуляция звука [л]. 2. Нарушения произношения звуков [л] и [л']. 3. Методы исправления ламбдацизма. Методические указания и дополнительный материал Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что недостатки произношения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом. Истинным, или фонетическим, ламбдацизмом является отсутствие звука [л] и его искажение. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене [л] другим звуком русского языка, носят название параламбдацизм. Отвечая на первый пункт плана, надо четко описывать правильную артикуляцию звука [л]: § губы нейтральны и занимают положение последующе го гласного; § зубы разомкнуты; § язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены; между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кон чик языка и задняя часть спинки подняты; передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены; § мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые складки напряжены, сближены и вибрируют; § воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук [л] и называют боковым. Мягкий звук [л'] отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки; смыкается не только язык с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко [л'] вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами. Отвечая на второй пункт плана, обратите внимание на то, что нарушения произношения и твердого, и мягкого [л] встречаются редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуляции. В зависимости от этого формирование звука [л] часто запаздывает и наблюдается достаточно много вариантов его неправильного произношения. Наиболее распространенными видами ламбдацизма являются: § отсутствие звука [л] или удлинение смежных гласных (аампа, паака, стоо вместо «лампа», «палка», «стол»); § двугубное произношение [л] наподобие краткого [у], встречающегося в некоторых диалектах, или звука [w], свойственного фонетическому строю английского языка; § произнесение [л] в виде заднеязычного носового звука типа английского или немецкого [ng]; § возможно межзубное произношение [л], когда слышится акустически правильный звук, а артикуляция зву ка изменена, кончик языка находится между резцами; § встречается боковое одностороннее произношение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка. Такое произношение [л] обычно сочетается с боковым произношением шипящих звуков и [р]. Более многочисленны случаи параламбдацизма в виде замен звука [л] кратким гласным [ы] (ыампа, паыка, стоы), когда задняя часть спинки языка поднята. Часто встречаются замены звука [л] губно-зубным согласным [в] (вампа, павка, стов) или гласным [у] (уампа, паука, стоу). При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык. Возможна замена [л] мягким или полумягким [л], среднеязычным [j] (йампа, пайка, стой). В последнем случае кончик языка остается внизу, а средняя часть спинки языка поднимается вверх, образуя щель с твердым небом. Изредка встречается замена звуком [р]. Звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог). В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов. Как говорилось выше, мягкий [л'] нарушается редко: наблюдается полумягкое произнесение или замена его звуком [j]. Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука [л], могут быть следующие: § укороченная подъязычная связка; § слабость мышц языка; § несформированность фонематических процессов. Останавливаясь на методах исправления ламбдацизма, обратите внимание на то, что для правильного произношения звука [л] надо выработать: § подъем кончика языка вверх; § подъем задней части спинки-языка вверх; § умение опускать боковые края языка и выдыхать воз душную струю между боковыми краями языка и коренными зубами; § нейтральное положение губ. Необходимые артикуляционные навыки достигаются выполнением комплекса подготовительных упражнений. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы. Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение. Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у]. В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л'], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л'] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»). Постановка звука [л] при заменах его другими звуками может иметь свои особенности. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы. Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при замене звука [л] на [л'], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в переднесредней части его, а не в задней. Иногда все попытки поднять корень языка, т.е. получить вместо мягкого звука [л'] его твердое звучание, оказываются безуспешными. В этих случаях можно использовать следующие приемы: § предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голо ву вперед и в этом положении тянуть звук [л] на воз можно низком тоне; § механическая помощь: двумя пальцами — указатель ным и безымянным — провести легкий нажим на шею снаружи так, чтобы каждый палец приходился в точ ку у внутреннего края задней трети левой и правой вет вей нижней челюсти. При этих упражнениях важно обратить внимание ребенка на возникающие при них кинестетические ощущения от подъема корня языка. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в]. При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают. Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи). Дополнительные вопросы 1. Опишите механизм образования звуков [л], [л']. Объясни те, почему звук [л] смычно-проходной. 2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефек ты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними 3. Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма. 4. Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л']. 5. Нужно ли при наличии дефектов произношения звуков [л], [л'] обследовать состояние артикуляционной моторики, ды хания и голоса? 6. В каких случаях нарушения произношения звуков [л], [л'] необходима проверка состояния фонематического слуха? 7. Назовите особенности подготовительного этапа коррекционной работы при раличных видах ламбдацизма. 8. Какими приемами постановки звука [л] вы воспользуетесь при двугубном, носовом, боковом ламбдацизме, при параламбдацизме и при отсутствии звука [л] в речи ребенка? 9. На какие анализаторные системы опирается логопед в процессе работы по дифференциации звуков [л] и [р]? Какова роль каждого анализатора? 10. Ответьте на вопросы, поставленные в карточках программированного контроля. Звук [л] по способу образования является: 1) щелевым; 2) смычно-взрывным; 3) смычно-щелевым; 4) смычно-проходным; 5) дрожащим. Звук [л] по месту образования является: 1) губно-губным; 2) губно-зубным; 3) переднеязычным; 4) среднеязычным; 5) заднеязычным. Фонетическим дефектом звука [л] является: 1) его отсутствие; 2) межзубное произношение; 3) двугубное произношение; 4) замена на звук [в]; 5) носовое произношение. Фонетико-фонематическим дефектом звука [л] является: 1) его отсутствие; 2) замена звуком [в]; 3) горловое произношение; 4) замена звуком [р]; 5) замена звуком [ы]. Звук [л] можно поставить от звуков: 1) [ы]; 2) [и]; 3) [а]; 4) [у]; 5) [р]. Практические задания 1. Дайте характеристику звуков [л], [л'] по следующей схеме: 2. Нарисуйте в тетради профили артикуляции звука [л] и его мягкой пары, объясните отличия графических изображений. 3. Заполните таблицу.
4. Графически изобразите профили артикуляции звука [л] при разных видах параламбдацизма; сравните рисунки с профилем правильного звука [л], выявите отличия. 5. Составьте перечень упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, используемых на подготовительном этапе работы с детьми, имеющими различные виды параламбдацизма. 6. Из сборника В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» (М., 1989) подберите игры для автоматизации звука [л]. 7. Подберите упражнения на дифференциацию звуков [л] и [в] (в изолированном варианте, в словах, фразах, в стихах, в загадках, в поговорках и т.д). Рекомендуемый библиографический список 1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.,2002. 2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. 3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1989. 4. Филичева Т.Е., Чевелева НА.., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. 5. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997. 6. Фомичева М.Ф. В оспитание у детей правильного произношения. — М., 1989. 7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. 8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997. Семинарское занятие №10 План 1. Правильная артикуляция звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j]. 2. Нарушения произношения среднеи заднеязычных звуков. 3. Исправление каппацизма, гаммацизма, хитизма и йотацизма. Методические указания и дополнительный материал Подготовку к данной теме следует начать с усвоения определений недостатков произношения среднеи заднеязычных звуков. Фонетический дефект, проявляющийся в отсутствии или искажении звуков [к], [к'], носит название каппацизма; [г], [г'] — гаммацизма; [х], [х'] — хитизма и [j] — йотацизма. Нарушение произношения среднеи заднеязычных звуков, выражающееся в их замене другими звуками русского языка, называется паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитиз-мом и парайотацизмом, соответственно и по своей структуре является фонетико-фонематическим дефектом. Ответить на первый пункт плана вам поможет таблица 10.1, которая разработана на основе материалов М.Ф. Фомичевой. При ответе на второй пункт плана охарактеризуйте основные виды нарушений произношения звуков [к], [г], [х], [j]. Встречаются следующие виды паракаппацизма: замена звука [к] звуком [т] («колбаса» — талбаса, «окно» — отно и т.д.). Другим видом паракаппацизма является замена взрывного звука [к] фрикативным [х] («компот» — хомпот, «рука» — руха и т.д.). Примером истинного каппацизма является искажение звука [к], в результате которого слышится характерный фарин-гальный щелчок, который возникает вследствие того, что голосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка разрывается, и воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Недостатки произношения звука [г] проявляются в заменах его звуком [д] — парагаммацизм («гиря» — диря, «рога» —рода и т.д.). Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук. Таблица 10.1
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |