КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Недостатки произношения звонких и глухих согласных звуков
Карточка 11.5. Карточка 11.4. Карточка 11.3. Карточка 11.2. Карточка 11.1. Не имеют мягкой пары звуки: 1) [н]; 2) [ш]; 3) [х]; 4) [ж]; 5) [ц]. Не имеют твердой пары звуки: 1) [ч]; 2) [ж]; 3) [щ]; 4) [ш]; 5) [й]. Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, являются: 1) прогения; 2) слабость мышц языка; 3) короткая подъязычная связка; 4) снижение физического слуха; 5) узкое, высокое твердое нёбо. Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков определяется: 1) работой голосовых складок; 2) наличием преграды в ротовой полости; 3) подъемом средней части языка к нёбу; 4) участием в артикуляции мягкого нёба; 5) способом образования звука. Возможны следующие виды дефектов твердости и смягчения звуков: 1) замена мягких звуков их твердыми вари антами; 2) замена одних мягких звуков другими мягкими звуками, одинаковыми по месту, но различными по способу образования; 3) излишнее смягчение; 4) искажение твердого звука и его мягкого варианта (носовое, боковое, межзубное и т.п.); 5) смешение твердого и мягкого звуков в речи. Практические задания 1. Составьте таблицу твердых и мягких звуков русского языка:
2. Нарисуйте профили артикуляции следующих звуков: [т] - [т'], [д] - [д'], [в] - [в'], [л] - [л'], [х] - [х']. Объясните разницу в их артикуляционных укладах, дайте характеристику каждой паре звуков. 3. Заполните таблицу:
4. Подготовьте сообщение о причинах, вызывающих недостатки твердости и смягчения согласных звуков. 5. Составьте комплекс артикуляционных подготовительных упражнений для устранения дефектов твердости и смягчения согласных звуков. 6. Придумайте или подберите из имеющихся пособий игры на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков. Рекомендуемый библиографический список 1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.,2002. 2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. 3. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. 4. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. Семинарское занятие №12 План 1. Дефекты озвончения и оглушения. 2. Методы исправления дефектов озвончения и оглушения. Методические указания и дополнительный материал Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения. Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з] —[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков. Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при: § снижении физического слуха; § несформированности фонематических процессов; § нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами. Виды дефектов озвончения и оглушения Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных зву ков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»). Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»). Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков. Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих. Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] ® [д] ® [г]. Подготовительные упражнения: § поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе; § сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного. Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани. Общие приёмы для постановки звонких звуков Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани при кладыватьтыльную сторону кисти руки). Далее он сам про износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужно го согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э]; громко — [э]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з]. Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к]. Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д... Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонко го звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.). Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам. Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко. Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф —» в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в]. Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани. Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты: § звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи; § установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит много кратное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з. Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |