КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ротацизм и Методы его исправления
Карт очка 7.4. Карточка 7.3. Карточка 7.2. Карточка 7.1. Дифференциальные признаки звуков
Дополнительные вопросы 1. В какой последовательности ставятся звуки в группе свистящих? 2. В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих? 3. Какой из видов дифференциации звуков используют раньше: дифференциацию на слух или в произношении? Практические задания 1. Подберите наглядный дидактический материал для проведения занятия по дифференциации свистящих и шипящих звуков. 2. Составьте план логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков. 3. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля. В какой последовательности ставятся звуки в группе свистящих? 1) [с] — [ц] — [з]. 2) [ц] — [с'] — [с]. 3) [с] -[з]- [с]. В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих? 1) [щ] - [ш] - [ж] - [ч] 2) [ш]-[ж]-[ч]-[щ] 3) [ш] - [ж] - [щ] - [ч]. Какой звук является базовым в группе свистящих? 1) [ц] 2) [с] 3) [з] Какой звук является базовым в группе шипящих? 1) М 2) [с] 3) [ш] 4) [ж] 4. Решите задачи практического характера. Задача 7.1. У ребенка при обследовании произносительной стороны речи выявлено межзубное произношение звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]. Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план логопедической работы с данным ребенком. Задача 7.2. В результате логопедического обследования у ребенка обнаружено нарушение фонематического слуха и замены звуков: [ш] Þ [с]; [ж] Þ [з]; [ч] Þ [т']. Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план коррекционной работы с данным ребенком. Составьте план-конспект занятия по устранению: § сигматизма свистящих звуков; § парасигматизма свистящих звуков; § сигматизма шипящих звуков; § парасигматизма шипящих звуков. Рекомендуемый библиографический список 1. Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь для детей 5-7 лет с нарушениями произношения звуков речи. — М., 2000. 2. Каше Г.Л. Исправление недостатков речи у дошкольников. — М., 1972. 3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки 3, ЗЬ, Ц. — Ярославль, 1999. 4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000. 5. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. 6. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем// Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968. 7. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. 8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989. 9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова ГЛ. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997. Семинарское занятие № 8 План 1. Правильная артикуляция звуков [р], [р']. 2. Недостатки произношения звуков [р], [р']. 3. Исправление ротацизма. Методические указания и дополнительный материал Цель работы над темой — знакомство с разнообразными недостатками произношения звуков [р] и [р']: отсутствие или искажение этих звуков относятся к ротацизму и являются фонетическими дефектами; замена звука [р] другим звуком, существующим в системе русского языка, называется, параротацизмом и является по своей структуре фонетико-фонематическим дефектом. Готовясь к ответу по первому пункту плана, научитесь описывать правильный уклад органов артикуляции звука [р], который заключается в следующем: § губы занимают положение, необходимое для произнесения предыдущего (последующего) звука; § зубы разомкнуты; § язык принимает форму «ложки»: широкий кончик языка поднят вверх, к альвеолам, напряжен; спинка языка при поднята, между ней и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; § мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; § голосовые складки напряжены, сомкнуты и вибрируют; § воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и вызывает его колебательные движения. Быстрота его колебаний от 2—3 до 30 в секунду. Мягкий звук [р'] отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед. При описании недостатков произношения звуков [р] и [р'] (второй пункт плана) обратите внимание на то, что поскольку данные звуки наиболее сложны по образованию и требуют участия в артикуляции всех мышц языка, то их нарушения бывают многообразными (так, логопед А.Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 вариантов ротацизма) (СНОСКА: Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |