Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логопедическая работа по устранению сигматизма




Карточка 6.5.

Карточка 6.4.

Карточка 6.3.

Карточка 6.2.

Карточка 6.1.

СИГМАТИЗМ

План

1. Уклад органов артикуляции при произношении:

§ свистящих звуков ([с], [с'], [з], [з'], [ц]);

§ шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]).

2. Недостатки произношения:

§ свистящих звуков (сигматизм и парасигматизм свистящих звуков);

§ шипящих звуков (сигматизм и парасигматизм шипящих звуков).

Методические указания и дополнительный материал

Целью изучения данной темы является знакомство с разнообразными нарушениями произношения шипящих и свистящих звуков.

Отвечая на первый вопрос, научитесь описывать и графически изображать правильный уклад органов артикуляции при произношении свистящих и шипящих звуков. Подготовить ответ на этот вопрос вам поможет таблица 6.1 (при составлении таблицы были использованы материалы М.Ф. Фомичевой).

При подготовке к ответу на второй вопрос плана обратите внимание на то, что недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигма-тизмом и являются фонетическим нарушением. Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.

Выделяют следующие виды сигматизма:

§ межзубный — выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами;

§ боковой сигматизм бывает однои двусторонним. Одно сторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка; — встречается

§ носовой сигматизм, который возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Имеется несколько видов парасигматизма.

§ Губно-зубное произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих — на [ф] (например: санки— «фанки», шапка— «фапка», зубы — «вубы», желудь — «фолудь»).

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих — на [т] (например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор»).

Достаточно частым случаем парасигматизма является замена свистящих звуков шипящими — шипящий парасигматизм (свисток — «швисток», звезда — «жвежда») и шипящих звуков свистящими — свистящий парасигматизм (шуба — «суба», жираф — «зираф»).

Дополнительные вопросы

1. Назовите разновидности сигматизма свистящих и шипящих звуков.

2. Какие виды парасигматизма свистящих и шипящих звуков вы знаете?

3. Дайте характеристику свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ щ], [ч]) звуков по следующей схеме:

4. Охарактеризуйте основные формы неправильного произношения свистящих и шипящих звуков (отсутствие, замена, искажение, смешение), объясните разницу между ними.

5. Перечислите характерные замены свистящих и шипящих звуков.

6. Дайте определение понятий «сигиатизм шипящих», «сигматизм свистящих».

7. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.

Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка примыкают к коренным зубам, по средней линии языка идет холодная воздушная струя, нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты?

1) [з]

2) [ж]

3) [ч]

4) [ш']

5) [с]

Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка примыкают к коренным зубам, по средней линии языка идет холодная воздушная струя, нёбная занавеска поднята, голосовые связки сомкнуты?

1) [с]

2) [ш']

3) [ч]

4) [з]

5) [ш]

Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка упирается в основание верхних резцов, образуя смычку, которая разрывается под действием воздушной струи и «отскакивает» за нижние резцы, нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты?

1) [з]

2) [ш']

3) [ч]

4) [ц]

5) [ж]

Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка поднят к альвеолам, образуя с ними щель, средняя часть языка прогибается, задняя - приподнята к небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, по средней линии языка проходит теплая воздушная струя, нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты?

1) [ж]

2) [ц]

3) [ш]

4) [ш']

5) [ч]

Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка поднят к альвеолам, образуя с ними щель, средняя часть языка прогибается, задняя - приподнята к небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, по средней линии языка проходит теплая воздушная струя, нёбная занавеска поднята, голосовые связки сомкнуты?

1) [з]

2) [ш']

3) [ш]

4) [ц]

5) [ж]

Практические задания

1. Графически изобразите в тетради правильный уклад органов артикуляции при произнесении свистящих ([с], [с'], [з], [3'], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ щ], [ч]) звуков.

2. Изобразите в тетради

§ черным карандашом профиль артикуляции звука [с],

§ красным карандашом исправьте его так, чтобы полу чился уклад [с'],

§ синим карандашом измените его так, чтобы получил ся [з'],

§ зеленым цветом — [з],

§ желтым — [ц].

3. То же самое проделайте с профилем звука [ш], нарисованным черным карандашом. Красным цветом измените его на [ж], синим — на [ щ], зеленым — на [ч].

4. Изобразите схематично в тетради уклад органов артикуляции при всех видах сигматизма и парасигматизма.

Рекомендуемый библиографический список

1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.

3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

4. Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

5. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ ношения. — М., 1989.

7. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997.

Семинарское занятие № 7

План

1. Подготовительный этап работы по преодолению нарушения произношения свистящих и шипящих звуков.

2. Методика постановки:

§ свистящих звуков;

§ шипящих звуков.

3. Автоматизация звуков.

4. Работа по дифференциации звуков.

Методические указания и дополнительный материал

При ответе на вопрос о методике постановки звуков раскройте основные приемы, используемые при постановке шипящих и свистящих звуков (табл. 7.1).

Таблица 7.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.