КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логопедическая работа по устранению сигматизма
Карточка 6.5. Карточка 6.4. Карточка 6.3. Карточка 6.2. Карточка 6.1. СИГМАТИЗМ План 1. Уклад органов артикуляции при произношении: § свистящих звуков ([с], [с'], [з], [з'], [ц]); § шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]). 2. Недостатки произношения: § свистящих звуков (сигматизм и парасигматизм свистящих звуков); § шипящих звуков (сигматизм и парасигматизм шипящих звуков). Методические указания и дополнительный материал Целью изучения данной темы является знакомство с разнообразными нарушениями произношения шипящих и свистящих звуков. Отвечая на первый вопрос, научитесь описывать и графически изображать правильный уклад органов артикуляции при произношении свистящих и шипящих звуков. Подготовить ответ на этот вопрос вам поможет таблица 6.1 (при составлении таблицы были использованы материалы М.Ф. Фомичевой). При подготовке к ответу на второй вопрос плана обратите внимание на то, что недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигма-тизмом и являются фонетическим нарушением. Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением. Выделяют следующие виды сигматизма: § межзубный — выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами; § боковой сигматизм бывает однои двусторонним. Одно сторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка; — встречается § носовой сигматизм, который возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Имеется несколько видов парасигматизма. § Губно-зубное произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих — на [ф] (например: санки— «фанки», шапка— «фапка», зубы — «вубы», желудь — «фолудь»). Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих — на [т] (например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор»). Достаточно частым случаем парасигматизма является замена свистящих звуков шипящими — шипящий парасигматизм (свисток — «швисток», звезда — «жвежда») и шипящих звуков свистящими — свистящий парасигматизм (шуба — «суба», жираф — «зираф»). Дополнительные вопросы 1. Назовите разновидности сигматизма свистящих и шипящих звуков. 2. Какие виды парасигматизма свистящих и шипящих звуков вы знаете? 3. Дайте характеристику свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ щ], [ч]) звуков по следующей схеме: 4. Охарактеризуйте основные формы неправильного произношения свистящих и шипящих звуков (отсутствие, замена, искажение, смешение), объясните разницу между ними. 5. Перечислите характерные замены свистящих и шипящих звуков. 6. Дайте определение понятий «сигиатизм шипящих», «сигматизм свистящих». 7. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля. Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка примыкают к коренным зубам, по средней линии языка идет холодная воздушная струя, нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты? 1) [з] 2) [ж] 3) [ч] 4) [ш'] 5) [с] Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка примыкают к коренным зубам, по средней линии языка идет холодная воздушная струя, нёбная занавеска поднята, голосовые связки сомкнуты? 1) [с] 2) [ш'] 3) [ч] 4) [з] 5) [ш] Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка упирается в основание верхних резцов, образуя смычку, которая разрывается под действием воздушной струи и «отскакивает» за нижние резцы, нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты? 1) [з] 2) [ш'] 3) [ч] 4) [ц] 5) [ж] Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка поднят к альвеолам, образуя с ними щель, средняя часть языка прогибается, задняя - приподнята к небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, по средней линии языка проходит теплая воздушная струя, нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты? 1) [ж] 2) [ц] 3) [ш] 4) [ш'] 5) [ч] Произнесению какого звука соответствует следующий уклад органов артикуляции: кончик языка поднят к альвеолам, образуя с ними щель, средняя часть языка прогибается, задняя - приподнята к небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, по средней линии языка проходит теплая воздушная струя, нёбная занавеска поднята, голосовые связки сомкнуты? 1) [з] 2) [ш'] 3) [ш] 4) [ц] 5) [ж] Практические задания 1. Графически изобразите в тетради правильный уклад органов артикуляции при произнесении свистящих ([с], [с'], [з], [3'], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ щ], [ч]) звуков. 2. Изобразите в тетради § черным карандашом профиль артикуляции звука [с], § красным карандашом исправьте его так, чтобы полу чился уклад [с'], § синим карандашом измените его так, чтобы получил ся [з'], § зеленым цветом — [з], § желтым — [ц]. 3. То же самое проделайте с профилем звука [ш], нарисованным черным карандашом. Красным цветом измените его на [ж], синим — на [ щ], зеленым — на [ч]. 4. Изобразите схематично в тетради уклад органов артикуляции при всех видах сигматизма и парасигматизма. Рекомендуемый библиографический список 1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002. 2. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997. 3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. 4. Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. 5. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991. 6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ ношения. — М., 1989. 7. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997. Семинарское занятие № 7 План 1. Подготовительный этап работы по преодолению нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. 2. Методика постановки: § свистящих звуков; § шипящих звуков. 3. Автоматизация звуков. 4. Работа по дифференциации звуков. Методические указания и дополнительный материал При ответе на вопрос о методике постановки звуков раскройте основные приемы, используемые при постановке шипящих и свистящих звуков (табл. 7.1). Таблица 7.1
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |