Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование произносительной стороны речи




Карточка 3.7.

Карточка 3.6.

Карточка 3.5.

Карточка 3.4.

Карточка 3.3.

Карточка 3.2.

Карточка 3.1.

Карточка 2.3.

Карточка 2.2.

Карточка 2.1.

Какие особенности не характерны для нарушений речи?

1) Самостоятельно не исчезают, а закрепляются.

2) Безграмотность речи.

3) Несоответствие возрасту говорящего.

4) Оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка.

5) Являются диалектными особенностями языка данной местности.

Фонетическим дефектом является:

1) [с] — межзубный;

2) [р] — горловой;

3) отсутствие звука [л] в речи;

4) замена [т] = [с];

5) [л] - двугубный.

Фонетико-фонематическим дефектом является:

1) замена [т'] = [т];

2) смешение [ш] = [с];

3) [л] — двугубный;

4) отсугствие звука [р] в речи;

5) замена [р] = [л].

Карточка 2.4.

Фонематическим дефектом является:

1) замена [к] = [т];

2) смешение [р] = [л];

3) отсутствие звука [л]

4) замена [л] = [j];

5) [л] — межзубный.

Практические занятия

1. Разработайте содержание беседы с родителями, в которой в убедительной форме обоснуйте необходимость устранения нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте.

2. Назовите сходства и различия фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи. Материал, проиллюстрированный примерами, оформите в виде таблицы.

Фонетический дефект Фонетико-фонематическое недоразвитие
   

3. Решите задачи практического характера.

Задача 2.1.

На приеме у логопеда — ребенок шести лет с мамой, которая жалуется на «плохую», малопонятную речь сына.

При обследовании произносительной стороны речи отмечаются одноударный [р], межзубные свистящие звуки. Комбинации слогов: ca-за-са; ко-го-ко; ca-шa-ca и др. повторяет правильно. Общий звук в словах сова, пылесос, слон, стол; рог, пирожное, портной, мир и т.д. выделяет без ошибок. В указании предметных картинок на слова-паронимы затруднений не испытывает.

Сформулируйте логопедическое заключение.

Задача 2.2.

В результате проведенного обследования речи ребенка 5,5 лет логопедом отмечена замена звука [л] на [в], нарушение фонематического слуха, проявляющееся в затруднении воспроизведения комбинации слогов: ла-ва-ла, вы-лы-вы.

Какое логопедическое заключение соответствует описанным выше нарушениям?

Задача 2.3.

Во время диспансерного обследования детей перед школой у мальчика из семьи дипломатов, который родился и воспитывался в Великобритании, были обнаружены искажения звуков: [Р], [Р'] — одноударные; [с], [с'], [з], [з'], [ц] — межзубные. Жалоб со стороны родителей на плохую речь ребенка нет, попыток обращения к логопеду не предпринималось, т.к. родители считали, что ребенок прекрасно владеет двумя языками (английским и русским).

Необходимо ли ребенку заниматься с логопедом?

Задача 2.4.

При обследовании детей средней группы ДОУ выявлено, что Дима Б. звук [л] произносит двугубно, а Вова М. заменяет звук [л] на [в].

Сформулируйте возможные варианты логопедических заключений для этих детей.

Рекомендуемый библиографический список

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия/ Под ред. Н.А. Власовой. — М., 1981.

2. Гриншпун Б.М. Дислалия// Хрестоматия по логопедии. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

3. Ковшиков В Л. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы. — СПб., 1995.

4. Лапшин В А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1991.

5. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

7. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2002.

8. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997.

9. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М., 1997.

10. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

11. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей// Хрестоматия по логопедии. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

12. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.

14. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

15. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения// Хрестоматия по логопедии. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Се ливерстова. — М., 1997.

16. Ястребова А.В. Особенности устной речи учащихся 1 класса// Хрестоматия по логопедии. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

Семинарское занятие № 3

ДИСЛАЛИЯ

План

1. Определение дислалии и ее формы. История развития учения о дислалии.

2. Структура дефекта при дислалии.

3. Функциональная дислалия.

4. Механическая (органическая) дислалия.

Методические рекомендации и дополнительный материал

При ответе на первый пункт плана дайте определение дислалии, перечислите ее формы, приведите сведения о распространенности данного дефекта.

Прежде чем приступать к анализу истории развития учения о дислалии, ознакомьтесь со следующими статьями:

§ Гриншпун Б.М. Дислалия// Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1995. — С. 66-68.

§ Куссмаулъ А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. Т. 1. — С. 8-13.

§ Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристи ка дислалии и дизартрии// Там же. — С. 22-29.

§ Мелехова Л.В. Дифференциация дислалии// Там же. — С.29-33.

§ Токарева ОА. Функциональные дислалии// Там же. — С.76-84.

Раскрывая понятие «функциональная дислалия», обратите внимание, что при данной форме дислалии не наблюдается патологии в строении артикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.

Причинами сенсорной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков (звонких — глухих, мягких — твердых, шипящих — свистящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную замену одного звука речи другим. Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер, в дальнейшем обычно сопровождается однотипными буквенными заменами на письме.

Моторная функциональная дислалия вызывается функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора, что обусловливает неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка и приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается.

При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной формы функциональной дислалии наблюдаются случаи смешанной — сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.

Однако причиной функциональной дислалии в ряде случаев может быть «чистое подражание», которое обусловлено неблагоприятным социальным окружением ребенка с абсолютно нормальным речевым аппаратом.

Переходя к четвертому пункту плана, дайте определение понятия «механическая дислалия», раскройте ее механизмы; проанализируйте, в чем основные отличия механической дислалии от функциональной. Перечислите, какие конкретно отклонения от нормы в строении челюстей, зубов и языка могут лежать в основе этой формы дислалии.

При этом важно учитывать, что нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.

При этой форме дислалии одновременно страдают целые группы звуков, имеющих общие моменты в артикуляции. На пример, межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков [с], [з], [ц], [щ], [ж], [ч], [ш], [т], [д], [н], [л] у ребенка с открытым передним прикусом обусловлено невозможностью удерживать кончик языка за передними зубами.

Дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что при различении звуков на слух ребенок стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляционно го аппарата звучание получается искаженным (например, [р] произносится одноударно, но не заменяется другим звуком). Возможно, что вследствии неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух неверного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отличить нормальное звучание [р] от одноударного).

Дополнительные вопросы

1. Какие дефекты строения артикуляционного аппарата мо гут быть причиной механической дислалии?

2. Какие дефекты строения артикуляционного аппарата отражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстрируйте ответ примерами.

3. В каких случаях дефекты строения артикуляционного аппарата не приводят к нарушению звукопроизношения?

4. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.

Укажите возможные причины дефектов строения артикуляционного аппарата.

1) Привычка ребенка постоянно держать пальцы во рту.

2) Неблагоприятное речевое окружение ребенка.

3) Физическая ослабленность ребенка.

Какие аномалии строения зубного ряда могут быть причиной механической дислалии?

1) Сверхкомплектные зубы.

2) Расположение зубов внечелюстной дуги.

3) Наличие диастемы.

4) Редкое расположение зубов.

Произношение каких групп звуков может нарушаться при укороченной или приросшей подъязычной связке?

1) Шипящих.

2) [р], [р'].

3) [л], [л'].

4) Свистящих.

5) Заднеязычных.

Произношение каких групп звуков может нарушаться при различной патологии прикуса?

1) Заднеязычных.

2) Шипящих.

3) [р], [р'], [л], [л'].

4) Свистящих.

5) Среднеязычных.

Произношение каких групп звуков может нарушаться при высоком твердом небе?

1) Заднеязычных.

2) [р], [Р'].

3) [л], [л'].

4) Свистящих.

5) Шипящих.

К какому специалисту вы направите ребенка с патологией прикуса?

6) К стоматологу.

7) К хирургу.

8) К ортодонту.

9) К невропатологу.

К какому специалисту вы направите ребенка с патологией подъязычной связки?

1) К хирургу.

2) К невропатологу.

3) К стоматологу.

4) К ортодонту.

Практические задания

1. Схематически изобразите следующие дефекты строения артикуляционного аппарата: прогению, прогнатию, открытый боковой прикус (однои двусторонний), открытый передний прикус, глубокий прикус.

2. Сравните современное определение дислалии с определениями косноязычия, данными рядом авторов.

3. Все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании, называются косноязычием (А. Кус-смаулъ, 1879).

Косноязычием называются разнообразные фонетические недостатки речи при относительной словарно-семантической и синтаксической норме и сохранности в подавляющем большинстве случаев речевой функции в целом (М.Е. Хватцев, 1959).

Недостаток речи в этих случаях (при косноязычии) выражается в неспособности правильно произносить или образовывать некоторые звуки или ряды звуков (М. Зееман, 1962).

Под термином «дислалия» подразумевают такое расстройство речи, при котором ребенок не может правильно произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает звуки между собой (О.И. Мартынова, 1963).

Косноязычием называется стойкое нарушение произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний, от чего речь в большей или меньшей степени становится невнятной, малопонятной для окружающих и теряет свою четкость и выразительность (Е.Ф. Pay, В А. Синяк, 1969).

Дислалия — нарушения звукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабость дифференцировок) функциональной или органической природы. Своеобразные фонетические нарушения звукопроизношения, не изжитые детьми в дошкольном возрасте, в дальнейшем самостоятельно не исчезают, а переходят в стойкие дефекты произношения (О.А. Токарева, 1969).

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (Б.М. Гриншпун, 1989).

Рекомендуемый библиографический список

1. Гриншпун Б.М. Дислалия// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

2. Куссмауль А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

3. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.

4. Основы, логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

5. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2002.

6. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.

8. Pay Е.Ф., Синяк В А. Логопедия. — М., 1969.

9. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. — Екатеринбург, 2001.

10. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997.

Семинарское занятие № 4

План

1. Обзор методических пособий по обследованию звукопроизношения.

2. Этапы логопедического обследования ребенка.

3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению.

Методические указания и дополнительный материал

Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей.

В настоящее время отработаны приемы выявления неправильного звукопроизношения с учетом принципов деятельностного и индивидуального подхода, системного анализа речевых нарушений, что отражено в современной литературе.

Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принципы обследования речи детей, в том числе и звукопроизношения, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной.

На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения» (СНОСКА: См.: Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003; Чиркана Г.В., Чевелева НА., Филичева Т.Б. Основы логопедии. — М., 1989; Большакова СЕ. Логопедическое обследование ребенка. — М., 1995 и др.)*.

Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком;

2) дифференцировочный этап, включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта;

3) обследование всех компонентов языковой системы, включая звукопроизношение и фонематические процессы;

4) заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносятся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:

§ Паспортные данные.

§ Анамнез.

§ Данные объективного обследования специалистов.

§ Состояние когнитивных и сенсорных процессов.

§ Состояние моторики.

§ Строение и подвижность органов артикуляции.

§ Произносительная сторона речи.

§ Состояние фонематических процессов.

§ Результаты обследования лексико-грамматического строя речи.

§ Состояние письма и чтения (для детей школьного воз раста).

§ Проявления заикания (для заикающихся детей).

§ Логопедическое заключение.

§ План коррекционной работы.

§ Результаты исправления речи.

При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение.

Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях.

При заполнении в Речевой карте блока «Обследование произносительной стороны речи» используются следующие условные обозначения (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Форма нарушения звукопроизношения Условные обозначения Примеры Состояние фонематических процессов
Отсутствие звука 0 отс (отсутствует) [р] - 0 [л] — отс N
Искажение звука м/з (межзубный) бок (боковой) горл (горловой) нос (носовой) вел (велярный) увул (увулярный) [с] — м/з [л] — бок [р] — горл [л] — нос [р] — вел [р']- увул и т.д. N
Замена звука [з] Þ [с] [р] Þ [л1 страдает
Смешение звуков [р] Û [л] страдает

Дополнительные вопросы

1. Перечислите основные принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?

2. Определите цель беседы с родителями в процессе обследования речи ребенка.

3. Объясните, почему в процессе обследования произношения необходимо обращать внимание на строение и подвижность органов артикуляции.

4. Какие фонетические группы звуков обследуются у детей?

Практические задания

1. Оформите альбом для обследования состояния звукопроизношения у детей.

2. При посещении ДОУ или школы обследуйте состояние звукопроизношения одного ребенка с дислалией. Результаты занесите в речевую карту.

Рекомендуемый библиографический список

1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., 1998.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. — М., 1999.

3. Логопедическое обследование ребенка/ Авт.-сост. СЕ. Большакова. — М., 1995.

4. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.,2002.

5. Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2002.

6. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997.

Семинарское занятие № 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.