КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие вопросы методики логопедического воздействия при дислалии
План 1. Подготовительный этап. 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков: § постановка звука; § автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах; § дифференциация звука. 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Методические рекомендации и дополнительный материал Отвечая на вопросы плана, сформулируйте цели и содержание каждого этапа работы по преодолению нарушений звукопроизношения (табл. 5.1). Таблица 5.1 Цели и содержание этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения
Раскрывая содержание подготовительного этапа работы над произношением, научитесь выполнять перед зеркалом упражнения артикуляционной гимнастики. Упражнение 1. Верхние и нижние зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке («Заборчик»). Упражнение 2. Исходное положение — упражнение 1. Губы вытянуть вперед («Трубочка»). Упражнение 3. Рот открыть, круговая мышца рта не напряжена. Язык спокойно лежит в ротовой полости («Окошко»). Упражнение 4. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе («Блинчик»). Упражнение 5. Рот широко открыть, язык высунуть. Кончик языка и его боковые края поднять («Чашечка»). Упражнение 6. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, растягивая подъязычную складку («Лошадка»). Упражнение 7. Рот открыть, язык присосать к нёбу («Грибок»). Упражнение 8. Рот раскрыть, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Вернуться в исходное положение («Гармошка»). Упражнение 9. Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, провести от верхних резцов до мягкого нёба и назад («Маляр»). Упражнение 10. Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта («Вкусное варенье»). Упражнение 11. Рот открыть. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх («Горка»). Упражнение 12. Рот открыть. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта («Катушка»). Упражнение 13. Исходное положение — упражнение 4. Похлопать верхней губой по языку, произнося: «пя-пя-пя» («Накажи непослушный язычок»). Упражнение 14. Рот закрыть. Языком провести между верхней губой и верхними зубами («Почисти верхние зубки»). Упражнение 15. Рот закрыть. Языком провести между нижней губой и нижними зубами («Почисти нижние зубки»). Упражнение 16. Исходное положение — упражнение 4. Подуть на язык («Остуди блинчик»). Упражнение 17. Рот открыть, напряженным языком попеременно тянуться к носу и подбородку («Качели»). Упражнение 18. Губы вытянуть в трубочку, округленный кончик языка просунуть между губами («Закрой бутылочку пробкой»). Упражнение 19. Исходное положение — упражнение 5. Задвинуть язык в рот («Занеси чашечку в рот»). Упражнение 20. Исходное положение — упражнение 19. Подуть на язык («Остуди чай»). Упражнение 21. Рот приоткрыть. Облизать нижнюю губу («Помой нижнюю губку»). Упражнение 22. Рот приоткрыть. Облизать верхнюю губу («Помой верхнюю губку»). Упражнение 23. Рот закрыть. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку («Футбол»). Упражнение 24. Рот широко открыть. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта («Змейка»). Упражнение 25. Рот открыть. Узкий направленный язык выдвинуть вперед («Иголочка»). Упражнение 26. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта («Часики»). Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову). 1. Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный). 2. Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: § фонематический анализ (выделение звука на фоне сло ва, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); § фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с задан ным количеством звуков и т.д.); § фонематические представления. 3. Прием связи звука и буквы. Ознакомьтесь с некоторыми особенностями методики логопедической работы при разных по своей причинной обусловленности формах дислалии, выделенных Л.Г. Парамоновой (1997). При сенсорной функциональной дислалии такие особенности заключаются в следующем: § преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков); § акцентирование внимания на работе по формированию у детей фонематических процессов; § целенаправленная работа над устранением или предупреждением буквенных замен на письме; § обязательный этап дифференциации при наличии в речи ребенка смешиваемых звуков. Преодоление моторной функциональной дислалии имеет также свои особенности. В подготовительный период преимущественное внимание уделяется развитию артикуляционной моторики ребенка, вы работке у него достаточно четких и скоординированных артикуляционных движений. Что касается развития слухового восприятия, то здесь важно научить ребенка отличать правильное звучание звука от дефектного (например, нормальное произношение звука [ш] от межзубного). Как правило, не возникает необходимости в специальном выделении 4-го этапа работы — этапа дифференциации смешиваемых звуков. При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимости от преобладающей симптоматики в разных вариантах комбинируют приемы работы, применяемые для преодоления моторной и сенсорной функциональных дислалии. Основная особенность преодоления механической дислалии заключается в том, что при этом в большинстве случаев не удается ограничиться только логопедической помощью, а необходимо комплексное медико-педагогическое воздействие. Даже полное устранение анатомического дефекта обычно не приводит к нормализации звукопроизношения. Это объясняется тем, что, помимо аномалий в строении артикуляторного аппарата, нарушение произношения зуков при механической дислалии обусловливается еще и вторичными функциональными нарушениями движений речевых органов. Нередко именно эти нарушения функции здорового органа и препятствуют успешному проведению ортодонтического лечения. По этой причине логопедическая работа, и прежде всего активная артикуляторная гимнастика, важна в этих случаях не только для коррекции нарушенного звукопроизношения, но и для устойчивого исправления самого анатомического дефекта. Последовательность применения методов медицинского и логопедического воздействия предполагает возможность их варьирования. С точки зрения коррекции звукопроизношения было бы целесообразнее сначала устранить анатомический дефект, однако это оказывается не всегда возможным. В ряде случаев логопедическая работа проводится параллельно с ортодонтическим и/или хирургическим лечением. Дополнительные вопросы 1. На функционировании каких анализаторных систем базируется коррекция звуков по подражанию? 2. Сформулируйте цели основных этапов логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей. 3. Раскройте содержание каждого этапа коррекционной работы над произношением. 4. Определите роль развития фонематических процессов на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения у детей. 5. Раскройте роль артикуляционных упражнений на подготовительном этапе логопедической работы над произношением. 6. Объясните понятие «постановка звука» и прокомментируйте роль этого этапа в коррекции неправильного произношения у детей. 7. Перечислите основные способы постановки звуков. 8. Объясните роль звукоподражательных игр и игровых приемов на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей. Практические задания 1. Выполните артикуляционные упражнения, опираясь на зрительный контроль. Определите, какие органы артикуляции задействованы при выполнении определенных упражнений. 2. Законспектируйте главы: «Формирование правильного произношения и приемы постановки звуков», «Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи» из книги А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой «Учителю о детях с недостатками речи» (М., 1997. — С. 40—60). Рекомендуемый библиографический список 1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997. 2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. — СПб., 1999. 3. Жукова Н.С. Букварь. — М., 2001. 4. Ковшиков В. Л. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. — СПб., 1995. 5. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002. 6. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997. 7. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997. 8. Pay Е.Ф., Синяк В А. Логопедия. — М., 1969. 9. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Се ливерстова. — М., 1997. 10. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999. 11. Токарева О. А. Функциональные дислалии// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверсто ва. — М., 1997. 12. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. 13. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969. 14. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997. Семинарское занятие № 6
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |