Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения звук0пр0изн0шения




Карточка 1.15.

Карточка 1.14.

Карточка 1.13.

Карточка 1.12.

Карточка 1.11.

Карточка 1.10.

Карточка 1.9.

Карточка 1.8.

Карточка 1.7.

Карточка 1.6.

Карточка 1.5.

Карточка 1.4.

Карточка 1.3.

Карточка 1.2.

Карточка 1.1.

Опорные звуки

Звуки, произношение которых нарушается Опорные
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
[с] - [ф]
[ш] [т], [р] [с]
[р] [ж], [д] -
[л] * [д] -
[к] - [т]
[г] - [д]
[х] - [с]
[ j] - [з']

Примечание. Также для [л] опорным является гласный звук [ы], который обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной артикуляции свистящих звуков.

Дополнительные вопросы

3. Как образуются следующие звуки речи:

§ гласные;

носовые;

§ глухие (шумные);

§ мягкие?

4. Как известно, звуки русского языка резонируют в различные полости. На какие группы по соотношению резонаторных полостей можно разделить все фонемы русского языка?

5. На какие группы по участию голоса делятся все звуки русского языка? Назовите эти группы.

6. Как изменяется звук, если в его артикуляционном укладе появляется дополнительный подъем средней части спинки языка, а все остальные артикуляционные характеристики остаются прежними?

7. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля. (СНОСКА: При разработке карточек было использовано пособие: Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть 1: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — М., 1996.)

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [с]:

1) Согласный

2) Носовой

3) Ротовой

4) Глухой

5) Щелевой

6) Смычно-взрывной

7) Смычно-проходной

8) Губно-зубной

9) Переднеязычный

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ш].

1) Гласный

2) Согласный

3) Ротовой

4) Звонкий

5) Глухой

6) Щелевой

7) Смычно-щелевой

8) Переднеязычный

9) Заднеязычный

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л].

1) Согласный.

2) Ротовой.

3) Сонорный.

4) Звонкий.

5) Глухой.

6) Щелевой.

7) Смычно-проходной.

8) Переднеязычный.

9) Твердый.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ц].

1) Согласный.

2) Носовой.

3) Ротовой.

4) Глухой.

5) Щелевой.

6) Смычно-взрывной.

7) Смычно-щелевой.

8) Дрожащий.

9) Переднеязычный.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [з].

1) Согласный.

2) Ротовой.

3) Сонорный.

4) Звонкий.

5) Щелевой.

6) Смычно-проходной.

7) Губно-зубной.

8) Переднеязычный.

9) Твердый.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [х].

1) Согласный.

2) Ротовой.

3) Сонорный.

4) Звонкий.

5) Глухой.

6) Щелевой.

7) Среднеязычный.

8) Заднеязычный.

9) Твердый

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [р'].

1) Согласный.

2) Носовой.

3) Ротовой.

4) Сонорный.

5) Глухой.

6) Дрожащий.

7) Переднеязычный.

8) Губно-зубной.

9) Губно-губной.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [г].

1) Согласный,

2) Ротовой.

3) Сонорный.

4) Звонкий.

5) Щелевой.

6) Смычно-взрывной.

7) Губно-губной.

8) Переднеязычный.

9) Заднеязычный.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л'].

1) Согласный.

2) Носовой.

3) Ротовой.

4) Сонорный.

5) Звонкий.

6) Глухой.

7) Смычно-щелевой.

8) Смычно-проходной.

9) Губно-зубной.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ж].

1) Согласный.

2) Ротовой.

3) Звонкий.

4) Щелевой.

5) Смычно-взрывной.

6) Смычно-щелевой.

7) Смычно-проходной.

8) Дрожащий.

9) Губно-губной.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [к].

1) Гласный,

2) Согласный.

3) Ротовой.

4) Сонорный.

5) Звонкий.

6) Глухой.

7) Смычно-взрывной.

8) Заднеязычный.

9) Твердый.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ч].

1) Согласный,

2) Носовой.

3) Ротовой.

4) Глухой.

5) Щелевой.

6) Смычно-взрывной.

7) Смычно-щелевой.

8) Смычно-проходной.

9) Дрожащий.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [г'].

1) Гласный,

2) Согласный.

3) Носовой.

4) Ротовой.

5) Глухой.

6) Щелевой.

7) Смычно-взрывной.

8) Смычно-щелевой.

9) Дрожащий.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [р].

1) Согласный,

2) Носовой.

3) Ротовой.

4) Сонорный.

5) Глухой.

6) Дрожащий.

7) Переднеязычный.

8) Твердый.

9) Мягкий.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [з'].

1) Согласный,

2) Носовой.

3) Ротовой.

4) Сонорный.

5) Звонкий.

6) Глухой.

7) Щелевой.

8) Переднеязычный.

9) Мягкий.

Практические задания

1. Законспектируйте главу 2 книги: Гранин Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая ЛА. Секреты орфографии. — М., 1991. — С. 35-48.

2. Подберите игры и упражнения на развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания.

Рекомендуемый библиографический список

1. Акишина АА., Барановская Ф.А. Русская фонетика. — М., 1990.

2. Гамезо М.В., Домашенко И А. Атлас по психологии. — М., 2001.

3. Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л А. Секреты орфографии. — М., 1991.

4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979.

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 2001.

6. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н. Ярцева. — М., 1990.

7. Постникова И.И., Подгорецкая И.М. Фонетика — это интересно. — М., 1992.

8. Реформатский А.А. Введение в языковедение. — М., 1997.

9. Речь. Речь. Речь/ Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1983.

10. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть I: Материалы для практического усвоения системы фо нем русского языка. — М., 1996.

11. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ ношения. — М., 1989.

12. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.

13. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

14. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.

Семинарское занятие № 2

План

1. Физиологические и патологические нарушения звукопроизношения.

2. Характеристика нарушений произношения звуков:

§ распространенность и частотность нарушений звукопроизношения;

§ виды нарушений звукопроизношения по количеству дефектных звуков;

§ формы и уровни.

3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темой — знакомство с возможными нарушениями звукопроизношения, их характеристиками в зависимости от вида, формы и структуры дефекта.

Готовясь к ответу по первому пункту плана, обратите внимание на то, что неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).

Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обусловленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной логопедической помощи ребенку, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, [р] — 26 %, [л] — 10 %, звонких — 4,5 %, заднеязычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже.

Дефекты искажения таких простых звуков, как [м], [н], [т], [п], и особенно гласных, наблюдаются очень редко (например, при снижении слуха).

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук [т] может или смягчаться или заменяться звуками [п] или [к], а вариантов нарушения произношения звука [р] насчитывается свыше 20.

Если у детей нарушается только одна группа звуков, например только шипящие или только сонорные, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное (схема 2.1).

Схема 2.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.