КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы нарушения звуков
1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.). Например, абота (работа), одна (лодка). 2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка. Например: Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими, или моторными. 3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя) — схема 2.2. Схема 2.2 Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличающимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонематическими нарушениями. В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения: 1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков; 2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах; 3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно. Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правдина и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и така
Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения, обратите внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: § фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом — от названия греческой буквы «сигма», обозначающей звук [с], а фонетико-фонематические нарушения в этих группах (например, замены шипящих звуков свистящими и др.) — парасигматизмом; § фонетические нарушения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом, а фонетико-фонематические — параламбдацизмом (от названия греческой буквы «ламбда», обозначающей звук [л]); § фонетические нарушения звуков [р] и [р'] называются ротацизмом, а фонематические — параротацизмом (от названия греческой буквы «ро», обозначающей звук [р]); § фонетические нарушения звука [й] называются йотацизмом, а фонетико-фонематические — парайотацизмом (от названия греческой буквы «йота», обозначаю щей звук [j]); § фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, а фонетико-фонематические — паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом (от названия греческих букв «кап па», обозначающей звук [к], «гамма» — [г], «хи>> — [х]). Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков специальных терминов не имеют. Их называют дефектами: § озвончения и оглушения; § смягчения и твердости согласных звуков. Значительно реже наблюдается неправильное произношение других звуков. Каждый вид имеет несколько разновидностей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым, носовым и др.; парасигматизм — призубным, шипящим и др.). Дополнительные вопросы 1. Объясните, почему устранение иностранного акцента и диалектных особенностей произношения не требует специальной логопедической помощи. 2. Назовите признаки патологических нарушений звукопроизношения, отличающие их от возрастных. 3. Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей? Объясните эту закономерность. 4. Чем отличается простое нарушение звукопроизношения от сложного? 5. Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры. 6. Чем характеризуются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры. 7. Приведите примеры фонематических нарушений звукопроизношения. 8. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |