Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика порождения устных и письменных высказываний.




Создание текста как решение эмоциональной и мыслительной задачи. Потребность субъекта общения в реализации коммуникативного намерения, замысла высказывания. Роль внутренней речи в формировании высказывания (обдумывание замысла; планирование; выбор класса поведения; первоначальное представление о путях реализации замысла).

Переход к внешней речи. Рациональный характер обработки содержания высказывания. Вербализация и структуризация высказывания. Озвучивание (говорение) или запись (письмо) высказывания. Оценка созданного высказывания. Коммуникативный успех (эффект) речевой деятельности. Коммуникативные помехи и причины их появления.

Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон – путь от замысла к слову. Инвенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать). Диспозиция (расположение содержания высказывания). Элокуция (выражение, обличение мысли в слова). Запоминание и произнесение созданного текста.

Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний: проверка домашнего задания (беседа, педагогический диалог; оценочные высказывания; подведение итогов, обобщение); объяснение нового материала (эвристическая, дидактическая беседа; объяснительный монолог); формирование умений и навыков (комментарий, инструктаж, письменный отзыв о самостоятельной работе); общение с коллегами, родителями (доклад, лекция, отчет, отзыв, рецензия, реферат, деловое письмо); организационная учебно-методическая деятельность (аннотация, статья, характеристика и др.).

Взаимодействие различных видов речевой деятельности в процессе общения.

Литература

Основная

Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учимся быстро читать: Книга для учащихся старших классов. – М., 1991.

Богин Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста. – Тверь, 1993.

Величко Л. И. Работа с текстом на уроках русского языка. – М., 1983.

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М., 1993.

Винокур Т. Г. Разговорная речь, разговорный стиль, устная форма // Разновидности городской устной речи. – М., 1988.

Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991.

Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. – М., 1984.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

Жинкин Н. И. Психологические основы развития мышления и речи // Русский язык в школе. – М., 1985. - № 1.

Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.

Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. – М., 1995. - № 3.

Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: Ознакомительное чтение // Русский язык в школе. – М., 1998. - № 2.

Ипполитова Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: Изучающее чтение // Русский язык в школе. – М., 1999. - № 1.

Ипполитова Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс – минус. – М., 1999. - № 5.

Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. – М., 1998.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М., 1997. – Часть 2-ая.

Лосева Л. М. Как строится текст. – М., 1980.

Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – Главы 2-4.

Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. – Свердловск, 1991.

Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М., 1998.

Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М., 1996.

Троянская Е. С. Обучение чтению научной литературы. – М., 1989.

Тумина Л. Е. Обучение слушанию на уроках риторики в V классе // Русская словесность. – М., 1996. - № 3.

Тумина Л. Е. К проблеме профессионального педагогического слушания // Язык и литература в школе. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. – Харьков, 1997. - № 2.

Тумина Л. Е. Учимся слушать. Обучение восприятию информационной речи (Уроки риторики в VI классе) // Русская словесность. – М., 1997. - № 5.

Тумина Л. Е. Культура слушания в педагогическом общении // Язык и литература в школе. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. – Харьков, 1998. - № 1-2.

Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1997.

Дополнительная

Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998.

Богин Г. И. Типология понимания текста. – Калинин, 1986.

Жинкин Н. И. Язык и творчество: Избр. труды. – М., 1998.

Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. – М., 1983.

Ломоносов. Хрестоматия. / Авт.-сост. С. А. Минеева, О. Л. Лейбович, - Пермь, 1994.

Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М., 1996.

Стоунс Э. Психопедагогика. Психолингвистика. Теория и практика обучения / Пер. с англ., Под ред. Н. Ф. Талызиной. – М., 1984.

Цицерон. Топика // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что общего и что различного в таких видах речевой деятельности, как слушание и чтение?

2. Опишите, как вы слушаете лекцию. Совпадает ли ваш опыт слушания с характером (спецификой) этого вида речевой деятельности?

3. Назовите признаки хорошего, зрелого чтения. Проанализируйте, как протекает процесс чтения учебной литературы в вашей практике. Умеете ли вы читать?

4. Проанализируйте слдующее высказывание. О каких свойствах и видах чтения в нем говорится?

“Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детективы Конан Дойла – страницами”.

(Лаборатория развития образования, г. Хьюстон)

5. Назовите общие и различные свойства устной и письменной речи. В чем заключается основное отличие устной речи от письменной?

6. В чем отличие понятий “устная речь”, “разговорная речь”, “устная озвученная речь”?

7. Всем известно выражение “И говорит, как пишет”. Хорошо это или плохо?

8. Назовите основные этапы создания письменного текста. Как этот процесс происходит в вашей речевой практике?

9. Посмотрите в словарях, как трактуются понятия “текст” и “дискурс”. Что общего в содержании этих понятий? В чем их различие?

10. Что такое риторический канон? Назовите его основные этапы. Сопоставьте содержание риторического канона (риторика) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса создания текста? Что в них общего?

11. Цицерон утверждал: “Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия”. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

12. Каким образом различные виды речевой деятельности взаимодействуют друг с другом в процессе общения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.