КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 17. Эпидейктическая речь
Тема 16. Дискуссия. Дискуссионная речь Взаимодействие аргументирующих (аргументативных) высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов. Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения. Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный. Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; “ничейные”; неопределенные. Требования к формулировке темы дискуссии (наличие в ней проблемного, спорного момента – наличие предмета спора; актуальность темы для данного состава участников дискуссии; яркость, “публицистичность” формулировки темы и др.). Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Умение выделить предмет спора и “не потерять” его в процессе дискуссии. Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами. Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии. Владение искусством аргументации. Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аругмента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов. Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели. Функции и специфика заключительного слова в речи ведущего. Требования к речевому поведению ведущего. Дискуссионная речь как разновидность устной публичной речи, которая возникает во время спора (полемики, дискуссии и т. д.). Стилистические особенности дискуссионной речи. Сочетание и переплетение двух разновидностей литературного языка – кодифицированного и разговорного – в устной дискуссионной речи. Взаимодействие монолога и диалога в дискуссионной речи.
Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Правила похвалы и “хулы”. Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи. Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.). Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения. Литература Основная Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск, 1998. – Кн. 1-ая, гл. III, VI, IX. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991. Андреев В. И. Деловая риторика. – Казань, 1993. Анисимова В. Н., Гимпельсон Л. И. Современная деловая риторика. В 2-х частях. – Волгоград, 1999. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998. Баранов А. Н. Что нас убеждает: Общественное сознание и язык. – М., 1990. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов/нД, 1998. Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992. Ломоносов. Хрестоматия / Авторы-составители С. А. Минеева, О. Л. Лейбович. – Пермь, 1994. Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – Главы 1, 5. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления / Изд. 3-е, перераб. – М., 1989. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1999. – Глава II. Риторика: Хрестоматия / Сост. В. И. Аннушкин. – Пермь, 1994. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. – М., 1996. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.
Дополнительная Дебаты: Методическая разработка по проведению учебных дебатов / Сост. И. А. Стеркин. – Воронеж, 1997. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. – М., 1980. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988. Минеева С. А. Полемика – диспут – дискуссия. – М., 1990. Ораторы Греции. – М., 1985. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1991. Пороховщиков П. С. Искусство речи на суде. – М., 1996.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем заключается нравственный долг оратора? Какое значение приобретает это понятие в современных условиях? 2. В чем заключается сущность красноречия? 3. Размышляя о качествах оратора, Цицерон писал: “…Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев”. О каких свойствах личности оратора, обеспечивающих эффективность публичного выступления, говорит Цицерон? 4. Раскройте содержание важнейших риторических категорий – “этос”, “пафос”, “логос”. Приведите примеры их реализации. 5. Назовите основные способы (средства) развития ораторских способностей. Составьте для себя памятку “Что я должен сделать, чтобы стать хорошим оратором”. 6. Назовите отличительные признаки информирующей, агитирующей и информирующей речей? 7. Как сделать интересной информирующую речь? 8. Слушая учебную лекцию (по любому предмету), проанализируйте, какие средства популяризации информации использует преподаватель. 9. Назовите основные приемы установления контакта с аудиторией в процессе публичного выступления. Как определить, есть у оратора контакт с аудиторией или нет? 10. Раскройте содержание понятий “спор”, “полемическое мастерство”. 11. Что общего в содержании следующих понятий: “дискуссия”, “полемика”. “дебаты”. “диспут”? Чем эти понятия отличаются друг от друга? 12. Перечислите основные требования к поведению полемистов. Какие из них наиболее актуальны в современных условиях? 13. Охарактеризуйте доказательство как логическую операцию. 14. Какие полемические приемы используются в споре (в ходе дискуссии)? К каким из них вы прибегаете в ситуации спора? 15. Перечислите основные уловки, к кторым прибегают недобросовестные полемисты? Почему они вынуждены использовать нечестные приемы? 16. Какие требования предъявляются к речевому поведению ведущего? 17. Проанализируйте речевое поведение телеведущих в дискуссионных программах (“Глас народа”, “Национальный интерес” и т. п.). Соответствует ли это поведение требованиям риторики и культуры речи? 18. Что такое эпидейктическая речь? Какова ее основная функция? Приведите примеры удачной эпидейктической речи. 19. Перечислите основные законы эпидейктической речи. 20. Описывая законы эпидейктической речи, Аристотель говорил: “Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное или постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения”. Что, по вашему мнению, имел в виду Аристотель, говоря о “прочих соображениях”, связанных с целью эпидейктической речи?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |