Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обшая характеристика приемов воспитательной работы




В основе слушания лежит исполнение музыкальных произведе­ний. Исполнение, как вокальное, так и инструментальное, должно точно передавать художественный образ произведения, быть про­стым и эмоционально-выразительным. С одного раза дети не могут хорошо ознакомиться с произведением и вслушаться в него. По­этому новую вещь нужно исполнить повторно. Следует также возвращаться к прослушанным произведениям на последующих за­нятиях. Задача педагога - направлять музыкальное восприятие ре­бенка. В ее решении важную роль играет слово педагога. Словом раскрывается содержание произведения. Оно помогает детям глуб­же его прочувствовать и понять. Педагог пользуется различными формами словесного руководства: сообщает название произведе­ния, проводит краткую беседу перед и после слушания музыки или в нескольких словах знакомит детей с содержанием исполняемого. Например, перед исполнением сцены «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова педагог говорит, что весной в наши края прилетают из-за моря птицы, они вьют гнез­да, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пени­ем. Затем детям предлагается послушать, как прилет и пение птиц передаются в музыке. Но не всякое произведение вызывает конк­ретный образ в восприятии ребенка. Иногда музыка может вызы­вать и создавать только определенное настроение. Следовательно, не всякое произведение требует особого пояснения. Если оно не­сложное, доступно пониманию детей (например, Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, Вальс Н. Леви, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского), пе­дагог может ограничиться перед слушанием только его названием. После исполнения такого произведения педагог беседует с детьми, спрашивает о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.

Слушанию музыки может предшествовать и поэтическое слово, и короткий образный рассказ, отвечающие теме музыкального произведения. Например, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин», а затем исполняет «Птичку» Э. Грига. Образный рассказ, состав­ленный педагогом, предлагается перед исполнением музыки к сю­жетной игре, этюду. Однако не следует слишком часто пользоваться рассказом перед исполнением музыки, чтобы дети не воспринима­ли его как единственно возможное толкование музыкального про­изведения, не искали конкретное образное содержание в каждом произведении.

Если в музыкальном произведении есть какие-либо яркие осо­бенности, то педагог в беседе с детьми обращает на них специаль­ное внимание и тут же проигрывает соответствующие части или фразы. Например, после исполнения песни М. Красева «Весе­лая дудочка» педагог обращает внимание на вступление, в котором изображается игра на дудочке, а после исполнения «Песни и пляс­ки птиц» Н.А. Римского-Корсакова указывает на изобразительные моменты: подражание кукованию кукушки, высокий регистр, то тихое, то громкое звучание - поют то маленькие, то большие пти­цы. То есть педагог в беседе с детьми указывает на те средства му­зыкальной выразительности, которыми пользуется композитор, со­здавая музыкальный образ произведения.

Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соот­ветствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе: радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т. д.

Формы словесного руководства зависят также от конкретных воспитательных задач данного занятия и от возрастных особен­ностей детей.

В беседах, пояснениях педагог использует наблюдения детей за окружающей жизнью, природой, опыт знакомства с различными рассказами и сказками. Учитывая особенности того или иного воз­раста, педагог во время бесед может показать соответствующие кар­тинки, игрушки, в младших возрастных группах - ставить вопросы и как бы от имени ребенка самому отвечать на них: «Ты, Коля, ко­нечно, знаешь, что характер этой пляски бодрый»; «Маша очень внимательно на меня смотрит, она хочет сказать, что музыка звуча­ла сначала громко, а потом тихо» и т. д. В старших группах, пользу­ясь рекомендациями Д.Б. Кабалевского, проводить беседы по воп­росам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Что музыка изображает?» и т. д.

Постановка перед детьми познавательных задач формирует их оценочные суждения.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Даже на самом раннем этапе развития дети различают характер музыки в целом, т. е. ее эмоциональное содержание. Родители, вос­питатели наблюдали случаи, когда дети двух, двух с половиной лет сердились, если играли печальную музыку, и радовались, слушая веселую.

Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образа­ми. Внимание их неустойчиво и зависит от новизны и привлека­тельности объектов восприятия. Внимательно они могут прослу­шать только небольшие по объему музыкальные произведения.

У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной памяти и внимания несколько увеличивается. Они приобретают известный навык слушания музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать музыку, но и узнавать ее. Например, детям предлагается узнать пес­ню по мелодии, спетой без слов, по мелодии, исполненной на ин­струменте, по вступлению. Если дети первое время пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения инстру­ментальной музыки, он напоминает им о том, что эту музыку надо только слушать.

Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваря­ющим детское пение и музыкально-ритмические движения, ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младших группах в процессе слушания музыки педагог стре­мится:

♦ накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;

♦ развивать умение различать звуки по высоте, динамике, темб­ру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запо­минать его;

♦ развивать умение чувствовать характер музыки, различать про­стейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:

♦ формировать умение слушать музыку заинтересованно, внима­тельно, до конца, откликаясь на ее характер и настроение;

♦ развивать память путем узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

♦ воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления;

♦ средствами музыки содействовать возникновению чувства люб­ви к окружающему.

На занятиях в процессе слушания музыки дети получают еще очень ограниченные сведения, направленные на разъяснение про­изведений, которые они слушают. Тем более важно требовать от детей точных, конкретных ответов.

Систематические упражнения в слушании музыки вырабатыва­ют у детей устойчивость слухового внимания. Именно это помогает ребенку эмоциональнее, сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил поведения и процессе слушания музыки и ее простейшего анализа постепенно становится потребностью и в дальнейшем приводит к воспитанию культурного слушателя.

В целом в музыке для детей младшего и среднего дошкольно­го возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнооб­разной, но должна относиться к близким и понятным детям явле­ниям жизни.

В практике детских садов необходимо стремиться к известной стабильности (постоянству) репертуара, к ограниченному количе­ству произведений. То, что некоторые песни, инструментальные пьесы будут сначала слушаться детьми, потом, в другой возрастной группе, исполняться, а затем войдут в быт, приведет к прочному усвоению детьми музыкального репертуара.

Слушание музыки проходит по трем этапам:

1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведе­нием.

2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения вни­мания детей к основным средствам музыкальной выразительности.

3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выра­зительности.

На каждом из этих этапов применяются определенные методи­ческие приемы обучения.

На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произ­ведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требова­ние. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление и сознании ребенка.

На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушивать­ся, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержа­ние. Важно тщательно продумать вступительное слово перед пер­вым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, ко­торые будут сопутствовать исполнению.

В младших группах в ходе пояснений педагог может использо­вать художественную игрушку, помогающую восприятию музы­кального образа.

Судить об активном музыкальном восприятии следует по вы­сказываниям детей, а также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые свидетельствуют о за­интересованности детей или об отсутствии таковой.

На втором этапе - повторном слушании - перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает вни­мание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно ис­пользовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картин­ку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, пе­дагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь.

Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к от­дельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавших­ся представлениях о музыке.

В результате частого повторения произведений дети запомина­ют, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется изби­рательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их люби­мые произведения потому, что хотят вновь пережить вызванные ими чувства.

Желательно, чтобы знакомые детям музыкальные произведения исполнялись на разных инструментах - аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкальное восприятие и слух детей, развивает их память, воображение.

Рассмотрим конкретные примеры.

 

 

   
 
 
 

 

     
 
 
 

 

 


В старших группах продолжается и углубляется работа по слу­шанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методи­ческий прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети за­мечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопо­ставляют знакомые произведения по их образному содержанию, ха­рактеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний, и чувств. Значитель­ные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Вни­мание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать до­вольно сложные произведения.

Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом, на звучание музыки в грамзаписи.

В старших группах в процессе слушания музыки педагог стре­мится:

¨ приучать детей со вниманием слушать музыку, все свои эмо­ции выражать после слушания;

¨ воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке; прививать интерес к слушанию народной музыки, классичес­кой и современной в исполнении солистов, хора, инструмен­тальных ансамблей разных составов, оркестра;

¨ приучать запоминать произведения по вступлению и заклю­чению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

¨ развивать умение различать характер музыки, средства музы­кальной выразительности, высказывать суждения о них; разли­чать двух - и трехчастную форму, песенный танцевальный, мар­шевый жанры;

¨ развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту;

¨ вызывать желание неоднократно слушать любимые произ­ведения.

Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности.

Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. Инструментальная становится более разнообразной по образ­ному содержанию, сочетанию средств музыкальной вырази­тельности.

В основе развития музыкального восприятия по-прежнему ле­жит выразительное исполнение произведений педагогом или слу­шание музыки при помощи технических средств обучения, а также умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов при­кладного искусства. Словесные приемы становятся более развер­нутыми, способствующими углубленному восприятию музыкаль­ных произведений.

Широко используется жизненный опыт детей, новые произве­дения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музы­кальных произведений требования к детям постепенно повышают­ся. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Беседы, в которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведе­ния о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопостав­лений музыкальных произведений, с постепенным введением но­вых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений об услы­шанном. Иногда перед слушанием программной музыки педагогу следует сочинить короткий образный рассказ. Например: «У одно­го мальчика был конь, игрушечный конь. Любил он на нем скакать быстро, быстро. Мчится конь - только копыта стучат», - и испол­нить пьесу Р. Шумана «Смелый наездник», конечно, назвав ее. Активному участию детей в анализе музыкального произведения способствуют вопросы педагога о его характере, средствах выра­зительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы, заинтересовывать детей, побуждать к оценоч­ным суждениям и их аргументации.

Для того, чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Если говорить о музы­ке тусклым, будничным языком, то проводимая работа не достиг­нет цели. Перед исполнением произведения очень хорошо заинте­ресовать детей поэтическим словом - фрагментом стихотворения или текста песни.

Например, перед тем, как дать послушать песню «Рыбка» (му­зыка М. Красева, слова М. Клоковой), педагог говорит:

«Дети, про нашу рыбку, которая живет в аквариуме, я знаю песню. Она так и называется "Рыбка". Написал ее композитор Михаил Красев.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыба, рыбка озорница,

Мы хотим тебя поймать!»

Исполняет песню.

К словесным приемам также относятся пояснения и уточнения. Например, перед слушанием пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского педа­гог поясняет ее название. Говорит о том, что клоуны — это артисты цирка. На следующем занятии педагог вспоминает с детьми, какую новую музыку они слышали и уточняет ее содержание словами: «Вот как весело, задорно прыгают и кувыркаются клоуны! А кто такие кло­уны?» Педагог обращает внимание детей на характер музыки, а дети высказывают свои впечатления об услышанном и называют пьесу. Конечно, все пояснения, уточнения, дополнения должны быть тесно связаны с непосредственным восприятием самой музыки.

Помимо исполнения всего музыкального произведения, можно проигрывать наиболее характерные отрывки из него, но ни в ко­см случае не на первом занятии. Это делается тогда, когда произведение уже знакомо детям. Так, в пьесе «Рыбка» М. Красева яр­ко изобразительным является заключение. Проиграв его, педагог спрашивает: «Дети, как вы думаете, что здесь рыбка делает?» Дети отвечают, что рыбка плавает.

Раскрывая содержание музыки, педагог по-прежнему опирает­ся на имеющийся у детей запас жизненных представлений. Иногда специально организует наблюдения над теми или иными явления­ми. Так, перед тем, как дать послушать ту же пьесу «Рыбка», жела­тельно понаблюдать за движениями рыбок в аквариуме в уголке природы.

Наблюдение - весьма важный прием воспитательной работы, используемый педагогом при слушании музыки.

Процесс знакомства детей старших групп с музыкальными про­изведениями также включает три этапа. На примере русской на­родной песни «Земелюшка-чернозем» в обработке А. Лядова рас­смотрим методику слушания музыки в ходе четырех музыкальных занятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.