Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Современные условия хозяйствования предполагают конкуренцию, борьбу за рынки между предприятиями




 

Современные условия хозяйствования предполагают конкуренцию, борьбу за рынки между предприятиями. Мировой опыт показывает, что успех предприятия определяется не столько профессиональной компетентностью руководителя, сколько его умением направлять коллектив на достижение поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. В этом состоит значение изучения дисциплины «Основы менеджмента» студентами специальности 6.050200 «Менеджмент организаций».

Преподавание дисциплины направлено на формирование у студентов четкого осознания сущности и важности менеджмента как инструмента достижения экономической независимости, конкурентоспособности и прибыльности предприятий.

Целью изучения дисциплины «Основы менеджмента» является формирование у будущих менеджеров современного управленческого мышления и системы специальных знаний в области менеджмента, понимание концептуальных основ системного управления организациями; приобретений умений анализа внутренней и внешней среды, принятие адекватных управленческих решений.

Задачами дисциплины «Основы менеджмента» является:

1. Теоретическая подготовка студентов по вопросам:

- сущность основных вопросов и категорий менеджмента и управления;

- история развития менеджмента;

- принципы и функции менеджмента;

- сущность организации и взаимодействие ее внутренних элементов и внешней среды;

- система методов управления;

- содержание процессов и технологии управления;

- основы планирования, осуществления мотивации и контроля;

- организация взаимодействия и полномочий;

- содержание и характеристика основных типов организационных структур управления;

- принятие решений в менеджменте;

- информационное обеспечение процесса управления;

- руководство и лидерство, стили управления;

- теория конфликтов;

- организационная культура;

- этика ответственности в менеджменте;

- эффективность управления.

2. Практическая подготовка и формирование умений по вопросам:

- определение миссии и целей;

- анализ и построение различных типов организационных структур управления организацией;

- налаживание эффективных коммуникаций в процессе управления;

- осуществление делегирования полномочий;

- технология разработки, принятия и реализации управленческих решений;

- профилактика и решение конфликтов;

- формирование организационной культуры;

- самоменеджмент;

- преодоление сопротивления организационным изменениям;

- определение и оценка эффективности менеджмента.

Учебным планом специальности 6.050200 «Менеджмент организаций» предусмотрено чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий, индивидуальные занятия со студентами, самостоятельная работа студентов. Усвоение теоретического материала должно осуществляться с помощью изучения лекционного материала, самостоятельной работы с монографической, методической, справочной литературы, периодикой.

Изложение дисциплины «Основы менеджмента» осуществляется после дисциплин «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Предпринимательское право», и, в свою очередь, является основой для изучения современных дисциплин управленческого цикла «Менеджмент торгового предприятия», «Маркетинг торгового предприятия», «Управление персоналом», «Организация труда менеджера», «Стратегическое управление», «Маркетинговый менеджмент».

Дисциплина «Основы менеджмента» изучается в 5, 6 семестрах, форма контроля – экзамен.


2. Содержание лекций, практических и семинарских занятий дисциплины «Основы менеджмента»

 

Название темы и вопросов Название темы семинарского (практического занятия) Литература  
 
         
Содержательный модуль 1. Методологические основы и эволюция менеджмента  
1. Сущность, роль и методологические основы|основание| менеджмента 1. Менеджмент как специфическая сфера человеческой деятельности. 2. Менеджеры и предприниматели – ключевые фигуры рыночной экономики 3. Сущность и специфика управленческой деятельности. 4. Методология менеджмента Семинарское занятие на тему: Сущность, роль и методологические основы|основание| менеджмента 1. Входной контроль знаний студентов по дисциплине “Основы|основание| менеджмента”. 2. Ознакомление с рабочей программой курса. 3. Ознакомление со специальной, методической литературой, рекомендованной для изучения модуля “Основы|основание| менеджмента”. 4. Выбор темы рефератов. 5. Экспресс-опрос по теме. 6. Дискуссия на тему: “Менеджмент – это наука или искусство?” Практическое|практичный| занятие: Психологическое тестирование на определение способностей к управленческой деятельности. 5, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 27, 29, 35, 36, 38, 43, 45, 48, 51, 54, 55, 57, 59, 60, 62, 67, 69, 70, 73, 75, 77, 78, 79, 81, 82, 83, 84, 89  
2. Законы, закономерности и принципы менеджмента 1. Законы и закономерности менеджмента. 2. Сущность, природа и классификация принципов менеджмента Семинарское занятие на тему: Законы, закономерности и принципы менеджмента. 1. Экспресс-опрос по теме. 2. Обсуждение роли принципов менеджмента в достижении цели организации. 3. Обсуждение принципов деятельности ведущих компаний мира. 4. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: обоснование принципов управления современной организацией. 8, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 27, 29, 35, 43, 45, 48, 51, 54, 57, 59, 60, 62, 67, 73, 78, 79,82, 83, 84  
3. История развития менеджмента 1. Исторические предпосылки возникновения научного управления. 2. Подходы к|до| науке управления на основе выделения различных|различный| школ. Семинарское занятие на тему: История развития менеджмента 1. Экспресс-опрос по теме. 2. Подготовка рефератов по освещению вопросов формирования и эволюции теории управления. 3. Тематическое тестирование. 5, 10, 11, 14, 15, 19, 23, 27, 29, 33, 35, 43, 48, 51, 54, 55, 58, 59, 62, 65,  
         
  3. Процессный, системный и ситуационный подходы. 4. Развитие управленческой науки в Украине Практическое|практичный| занятие: 1. Обсуждение особенностей формирования современной модели менеджмента в Украине. 2. Представление краткой характеристики научным школам с определением их вклада, основных представителей, недостатков. 67, 70, 73, 75, 77, 79, 82, 83, 84  
Содержательный модуль 2. Организация и технология менеджмента  
4. Организации как объект управления 1. Понятие, признаки, общие черты и разновидности организаций. 2. Внутренняя среда организаций. 3. Внешняя среда организаций. 4. Жизненный цикл и культура организации. 5. Типы организаций в Украине. Семинарское занятие на тему: Организация как объект управления 1. Экспресс-опрос по теме. 2. Обсуждение преимуществ и недостатков разновидностей организаций. 3. Заслушивание докладов по типам организаций в Украине. 4. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Решение практических|практичный| ситуаций по выявлению|обнаружение| влияния факторов внешней среды на деятельность организаций. 2. Решение практических|практичный| ситуаций по характеристике внутренней среды организации. 5, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 17, 19, 23, 24, 27, 28, 29, 35, 36, 38, 41, 43, 45, 51, 54, 55, 57, 60, 62, 67, 69, 73, 75, 77, 79, 81, 82, 83, 84, 86  
5. Функции и технология менеджмента 1. Функции менеджмента как виды управленческой деятельности. 2. Сущность и содержание процесса управления. 3. Технология процесса управления. Семинарское занятие на тему: Функции и технология менеджмента. 1. Экспресс - опрос по теме. 2. Обсуждение рефератов по теме “Трансформация функций менеджмента в условиях рыночной экономики”. 3. Обсуждение вопросов эффективной организации процесса управления 4. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Ознакомление с положениями о функциональных подразделах|подразделение| и должностными инструкциями специалистов торговых предприятий. 2. Составление должностной инструкции руководителя предприятия. 15, 19, 21, 23, 24, 27, 30, 35, 36, 38, 43, 45, 46, 47, 48, 51, 54, 55, 57, 59, 60, 61, 62, 67, 69, 70, 73, 75, 77, 78, 79, 81, 82, 83, 84, 87  
Содержательный модуль 3. Планирование, организация и мотивация как функции менеджмента  
6. Планирование как общая функция менеджмента 1. Сущность и содержание планирования как функции менеджмента.   Семинарское занятие на тему: Планирование как функция менеджмента 1. Экспресс - опрос по теме. 2. Заслушивание докладов по общей характеристике бизнес-планирования.   4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 19, 21, 24, 25, 30, 35, 36, 37, 42, 43, 44, 45, 47,  
         
6. 2. Виды планирования 3. Понятие миссии в управление та классификация целей организации.   3. Обсуждение концепции управления по целям и направлений ее использования|употребление| современными предприятиями. 4. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Решение практических|практичный| ситуаций относительно|касательно| определения миссии и целей организации. 2. Решение практических|практичный| ситуаций по выбору альтернативной стратегии развития организации. 48, 49, 50, 53, 54, 60, 64, 47, 70, 71, 75, 76, 78, 80, 81, 83, 84, 85, 87  
7. Организационная деятельность как общая функция менеджмента 1. Сущность организационной деятельности и ее место в системе управления. 2. Полномочия, обязанности|долг| и ответственность. Делегирование полномочий 3. Сущность, основные элементы и виды организационной структуры управления. 4. Построение организационных структур управления. Семинарское занятие на тему: Организационная деятельность как общая функция менеджмента. 1. Экспресс опроса по теме. 2. Обсуждение проблем организационного проектирования на предприятиях торговли. 3. Обсуждение вопросов делегирования полномочий и ответственности на предприятиях. 4. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Разработка схем организационных структур управления на предприятиях различных форм собственности. 2. Определение полномочий, обязанностей|долг| и ответственности специалистов аппарата управления. 1, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 24, 27, 29, 35, 36, 38, 43, 45, 48, 51, 55, 57, 59, 60, 62, 67, 69, 70, 73, 75, 77, 78, 79, 81, 82, 83, 85, 87, 89  
8. Мотивирование как общая функция менеджмента 1. Значение человеческого фактора в управлении организацией. 2. Общая характеристика мотивации. 3. Содержательные теории мотивации. 4. Процессуальные теории мотивации. 5. Стимулирование труда: цели, принципы, виды, формы. Семинарское занятие на тему: Мотивирование как общая функция менеджмента. 1. Экспресс - опрос по теме. 2. Обсуждение проблемных вопросов применения теории мотивации в практике деятельности торгового предприятия. 3. Обсуждение рефератов за темой: “Теории человеческого фактора”. 4. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Решение практических|практичный| ситуаций по разработке системы морального и материального стимулирования работников предприятия. 2. Решение практических|практичный| ситуаций по применению процессуальных теории мотивации в практике управления торговым предприятием. 5, 6, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 27, 32, 35, 36, 38, 43, 45, 48, 51, 54, 55, 57, 59, 60, 62, 67, 69, 70, 73, 74, 75, 77, 78, 79, 81, 82, 83, 84, 88, 89  

 

 

       
Содержательный модуль 4. Контроль и регулирование как функции менеджмента
9. Контроль как общая функция менеджмента 1. Понятие контроля и его место в системе управления. 2. Виды управленческого контроля 3. Сущность и этапы процесса контроля. Семинарское занятие на тему: Контроль как общая функция менеджмента. 1. Экспресс - опрос по теме. 2. Обсуждение проблемных вопросов по созданию эффективной системы контроля на предприятии. 3. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Решение практических|практичный| ситуаций по разработке процесса контроля проблемных участков работы на предприятии. 2. Решение практических|практичный| ситуаций по выбору направлений использования|употребление| предварительного|предварительный|, текущего и заключительного контроля. 6, 10, 11, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 30, 35, 36, 43, 44, 48, 51, 54, 55, 59, 60, 67, 70, 77, 78, 81, 82, 83, 84
10. Регулирование как общая функция менеджмента 1. Понятие регулирования и его место в системе управления. 2. Виды регулирования. 3. Процесс регулирования и его характеристика. Семинарское занятие на тему: Регулирование как общая функция менеджмента 1. Экспресс - опрос по теме. 2. Обсуждение проблемных вопросов о регулирующих функциях руководителя предприятия. 3. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: Разработка процесса регулирования проблемных участков работы организации, обнаруженных|выявленных,проявленных| за результатами|по результатам| контроля. 16, 23, 24, 30, 35, 36, 43, 44, 48, 51, 55, 59, 60, 67, 77, 78, 82, 84
Содержательный модуль 5. Методология менеджмента
11. Методы менеджмента 1. Сущность и классификация методов менеджмента 2. Характеристика методов менеджмента 3. Методы менеджмента как результат выполнения функций менеджмента. Семинарское занятие на тему: Методы менеджмента 1. Экспресс - опрос по теме. 2. Обсуждение проблемных вопросов по выбору эффективных средств влияния субъекта на объект управления в условиях маркетинговой ориентации. 3. Обзор|осмотр| новой литературы по проблемам методологии управления. 4. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Решение практических|практичный| ситуаций по изучению практики использования|употребление| экономических|экономичный| методов менеджмента на предприятии. 2. Ознакомление студентов с регламентирующими документами предприятия. 3. Подготовка студентами распорядительных документов на предприятии. 8, 10, 15, 16, 20, 22, 23, 24, 27, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 51, 60, 61, 66, 70, 77, 81, 82, 84
       
12. Управленческое решение в системе менеджмента предприятия 1. Управленческое решение как результат управленческой деятельности 2. Процесс принятия решения 3. Модели и методы принятия управленческих решений. Семинарское занятие на тему: Управленческие решения 1. Экспресс-опрос по теме. 2. Обсуждение проблем принятия эффективных управленческих решений. 3. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Решение практических|практичный| ситуаций на усвоение студентами последовательности принятия рациональных управленческих решений. 2. Решение практических|практичный| ситуаций по использованию|употребление| методов принятия управленческих решений. 3, 5, 6, 7, 9, 10, 15, 16, 19, 23, 27, 31, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 44, 46, 47, 48, 51, 54, 55, 57, 60, 61, 63, 66, 70, 77, 81, 82, 84,85, 87, 89
13. Информация и коммуникации в менеджменте 1. Информация, ее виды и роль в менеджменте 2. Понятие и характеристика коммуникаций 3. Процесс коммуникаций. 4. Барьеры коммуникаций и пути их преодоления. Семинарское занятие на тему: Информация и коммуникации в менеджменте 1. Экспресс-опрос по теме. 2. Обсуждение проблем информационного обеспечения процесса управления и определения направлений его совершенствования. 3. Обсуждение направлений совершенствования коммуникационного процесса на предприятии. 4. Заслушивание рефератов по преодолению барьеров коммуникаций на предприятии. 5. Тематическое тестирование за темой. Практическое|практичный| занятие: 1. Решение практических|практичный| ситуаций по определению рациональных коммуникационных стилей на предприятии. 2. Решение практических|практичный| ситуаций по построению коммуникационных сетей. 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 35, 36, 38, 40, 43, 45, 48, 51, 54, 55, 57, 59, 60, 62, 67, 70, 72, 73, 75, 77, 78, 79, 81, 82, 83, 84, 85

 

 

       
Содержательный модуль 6. Социальные аспекты и эффективность менеджмента
  Руководство и лидерство 1. Понятие и общая характеристика руководства 2. Власть и ее источники|родник,исток|. Формы власти и влияния. 3. Стиль руководства. Подходы к|до| изучению стилей руководства. Семинарское занятие на тему: Руководство и лидерство 1. Экспресс - опрос по теме. 2. Обсуждение власти и ее источников|родник,исток|. 3. Обсуждение личных качеств руководителя. 4. Тематическое тестирование по теме. Практическое|практичный| занятие. 1. Психологическое тестирование по определению стиля руководства. 2. Решение практических|практичный| ситуаций по определению поведения руководителя в зависимости от поведенческих теорий лидерства. 5, 6, 11, 14, 19, 23, 24, 27, 29, 35, 36, 38, 43, 48, 54, 55, 57, 59, 60, 62, 70, 75, 77, 78, 79, 81, 82, 84, 85, 88
15. Ответственность и этика в менеджменте 1. Юридическая и социальная ответственность в менеджменте. 2. Этика в менеджменте. Семинарское занятие на тему: Ответственность и этика в менеджменте 1. Экспресс-опрос по теме. 2. Обсуждение проблем социальной ответственности как добровольной реакции на социальные проблемы общества со стороны организации 3. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: Решение ситуационных задач по этической оценке управленческих решений специалиста. 5, 6, 19, 24, 28, 35, 43, 48, 55, 70, 75, 79, 85, 88
16. Организационные изменения|смена| и эффективность менеджмента 1. Организационные изменения|смена| как объект управления. 2. Понятие и виды эффективности менеджмента. Семинарское занятие на тему: Организационные изменения|смена| и эффективность менеджмента 1. Экспресс-опрос по теме. 2. Обсуждение проблем социальной ответственности как добровольной реакции на социальные проблемы общества со стороны организации. 3. Тематическое тестирование. Практическое|практичный| занятие: 1. Определение направлений осуществления организационных изменений|смена| на предприятии. 2. Решение практических|практичный| ситуаций по оценке эффективности управления на предприятии. 6, 10, 11, 15, 16, 19, 23, 24, 29, 35, 36, 43, 45, 54, 55, 57, 67, 73, 75, 77, 78, 79, 82, 89

3. Научно-методические рекомендации по изучению тем дисциплины «Основы менеджмента»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.