КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менеджмент как специфическая сфера человеческой деятельности
Тема 1. Сущность, роль и методологические основы менеджмента Методологические основы и эволюция менеджмента Содержательный модуль 1. 1. Менеджмент как специфическая сфера человеческой деятельности. 2. Менеджеры и предприниматели – ключевые фигуры рыночной экономики. 3. Сущность и специфика управленческой деятельности. 4. Методология менеджмента.
При изучении первого вопроса студенту следует обратить внимание на то, что термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», однако между этими терминами существует существенное отличие. Управление – это целенаправленное воздействие на объект для изменения его состояния или поведения в связи с изменением обстоятельств. Управлять можно техническими системами, компьютерными системами, автомобилем, самолетом, людьми и др. Менеджмент является разновидностью управления и касается только управления людьми (работниками, коллективами работников, группами, организацией и др.).
Само слово «менеджмент» («management») пришло к нам из английского языка. Его истоки – в глаголе to manage, что примерно означает «объезжать коней» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus – рука. При этом следует отметить, что в английском языке семантика термина «менеджмент» очень сложна. Английский исследователь менеджмента Линдэлл Урвик отмечал, что слово «менеджмент» в англоязычных странах употребляется весьма вольно и в различных значениях. В Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.
Предметом науки менеджмент являются отношения управления между людьми, управленческая деятельность и организационно-экономический механизм ее осуществления на уровне предприятия. Наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой есть законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. При рассмотрении понятия «менеджмент» можно выделить несколько подходов, каждый из которых открывает новые направления исследования науки управления. 1. Менеджмент как функция или вид деятельности человека, направленной на достижение определенной цели. 2. Менеджмент определяется как информационный процесс с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. 3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура в рамках которой реализуются функции управления. 4. Менеджмент рассматривается как категория людей занятых управлением. 5. Менеджмент как наука и искусство. В настоящее время существуют две точки зрения в отношении управления – это ответ на вопрос «Управление – это наука или искусство?» Управление как наука о сложных системах, их характеристиках и классификациях. Наука отражает общие свойства, инвариантные в явлениях и процессах. Предметом науки управления являются явления и процессы, характерные для определенного класса систем. В пользу утверждения, что управление – это сложная наука, говорит главный аргумент научности – наличие общих принципов управления, определяющих различные аспекты управления системами, а также собственной методологии и конкретных методик осуществления процесса управления. Основа всякой науки – это возможность объективно измерить изучаемые явления. Многие процессы в управленческой практике трудно поддаются измерению вследствие отсутствия механизма их описания и анализа. Это дает пищу руководителям – практикам для утверждения, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт, и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Существенный вклад в развитие теории управления внесли математика, статистика, инженерные науки, которые позволили многие управленческие явления, ранее не поддающиеся измерению смоделировать, оптимизировать или количественно обосновать. Управление как искусство. В управлении, как в любой человеческой деятельность, присутствует нечто, не поддающееся количественному анализу. Это «нечто» относится к искусству управления. Приверженцы данной точки зрения, не отвергая научности управления, основной упор делают на здравый смысл, опыт и интуицию. Управление – сложнейшая сфера человеческой деятельность. Его зарождение уходит в глубь тысячелетий, как и совместный труд человека. Управление – неотъемлемая часть самого процесса труда. Существуют примеры превосходного искусства управления Александра Македонского, Александра Невского, Суворова. Однако их искусство управления войсками базируется на разных фундаментах. Если у Александра Македонского, по сути, не было предшествующего опыта, то искусство Суворова раскрылось на серьезном изучении практики его предшественников. Искусство управления – это процесс эффективного использования теоретических знаний в практической деятельности, совокупность примеров, образцов, эталонов квалифицированного решения управленческих проблем в разных ситуациях. Обобщение искусства управления, которым владеют лишь отдельные люди, является крупицей науки управления. С другой стороны, овладеть искусством любой профессии, в том числе и профессии управленца – менеджера, можно только с помощью познания науки.
Современный менеджмент как практическая деятельность связан с: 1) выдвижением цели и определением средств их достижения; 2) анализом и диагностикой ситуации4 3) выяснением проблем, тенденцией, определением задач, из них вытекающих; 4) определением факторов, влияющих на принятие решений; 5) разработкой альтернативных вариантов действий и выбором определенного варианта; 6) разработкой программы действий по переводу ситуации в более благоприятную. Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию предприятия на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить предприятию прибыль. Для современного менеджмента характерны: – полная хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования предприятия или его подразделений на рынке; – постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменения внешней среды; – ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности предприятия; – использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; – привлечение сотрудников предприятия к управлению ним; – осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений; – активное использование инноваций. Основой современного менеджмента является общая теория управления, искусство управления и практический опыт.
2. Менеджеры и предприниматели – ключевые фигуры рыночной экономики. Приступая к изучению второго вопроса, студент должен усвоить, что одной из центральных фигур современного менеджмента является менеджер. В настоящее время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляется как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Подобное «соседство» понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, отсюда следует, что необходимо выяснить «кто есть кто». В отечественной практике понятия «менеджер» и «предприниматель» стали широко употребляться в конце 80-х – начале 90-х гг. Переход к рыночным отношениям потребовал изменений системы управления в основе которой лежали принципы централизованного директивного планирования, жесткого распределения ресурсов. Возникла необходимость использования нового подхода к управлению, который предполагал более демократические методы работы; новые взаимоотношения «руководитель – подчиненный»; следование правилам конкурентного рынка, а также получение собственной выгоды в результате осуществления тех или иных видов деятельности. Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли. Соответственно, бизнесмен – это собственник оборотного капитала, который приносит прибыль. Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда. Предприниматель – это человек, который начинает свое дело, осуществляет бизнес, реализует определенные нововведения и вкладывает свой капитал в новое дело, берет на себя определенный риск. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в состав его правления или попечительный совет. Различие между бизнесом и предпринимательством заключается в том, что предпринимательство всегда сопряжено с новизной. Эта новизна может заключаться как в том, что занимаются новым объектом (товар, услуга), так и с продвижением новых методов управления. Новизна, в свою очередь, сопряжена с риском. таким образом, новизна и риск – два отличающих момента предпринимательства. При возрастании масштабов производства, организации филиалов, выходе на международные рынки собственного труда предпринимателя недостаточно. В этом случае на рынке труда появляется профессиональный менеджер. Конечно, предприниматель как собственник может и сам заниматься вопросами управления, оставив участие в непосредственном производстве. В данном случае предприниматель и менеджер объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса. Многие средние и все крупные предприятия, как правило, управляются наемными профессиональными менеджерами.
Менеджер – управленец рыночной ориентации, активно внедряющий эффективные идеи хозяйствования, нововведения и достижения научно-технического прогресса, учитывает изменения в международных отношениях, своевременно влияет на конъюнктуру и динамику спроса и предложения, умело перестраивает производственно-хозяйственную деятельность с учетом требований рынка. В качестве отличительных особенностей менеджера от других специальностей являются пять базовых видов деятельности: 1. Менеджер устанавливает цели. Он формирует систему целей и определяет средства и способы их достижения. 2. Менеджер организует процессы. Он определяет ситуации, формирует содержание и состав элементов процесса управления. Организует группы людей и обеспечивает их взаимодействие в процессе достижения требуемого результата. 3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Эффективным современный труд может быть при четком взаимодействии членов группы и их соответствующей мотивации. Следовательно, менеджер должен уметь использовать соответствующие методы и специфические приемы воздействия на людей. 4. Менеджер устанавливает показатели измерений. Менеджер определяет систему критериев и единиц измерения индивидуального и совместного труда. Он вырабатывает такие показатели, которые позволяют оценить работу каждого участника процесса, и в то же врем сфокусировать их на работе всей организации. 5. Менеджер способствует росту людей, включая себя самого. Работа менеджера ежедневно протекает в постоянно меняющейся среде. Для того, чтобы организация функционировала эффективно в условиях новой изменяющейся среды, менеджер постоянно должен стимулировать профессиональный рост подчиненных и себя самого. Следовательно, менеджер должен обладать качествами предпринимателя и быть предприимчивым. Управленческая деятельность может быть описана в рамках исполнения руководителем десяти основных ролей. Роль – это набор представлений о поведении менеджера (таблица 1.1).
Таблица 1.1 –Десять руководящих ролей Г.Минцберга
Предприниматель – человек, который готов идти на риск, нововведения, новаторство, изменения в организации; регулирует процесс создания нового; несет финансовую, моральную и социальную ответственность; получает денежные доходы; развивает собственное дела на основе вложения дополнительных финансовых средств и привлечения материальных ценностей. Кардинальное отличие между предпринимателем и менеджером состоит в том, что предприниматель генерирует идею, реализовывает ее за собственные или заемные средства и нанимает менеджера для руководящей работы, который осуществляет управление созданной предпринимателем организации. Отличия между менеджером и предпринимателем отражены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 –Отличия между менеджером и предпринимателем
Поскольку все предприниматели берут активное участие в формировании целей предприятия и управляют им, их можно считать менеджерами.
Таким образом, менеджера от предпринимателя отличает способность и умение эффективно управлять организацией, выполняя все функции управления. Поэтому в последнее время все чаще употребляется термин п редпринимательское управление. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и осознанно идет на риск, добиваясь изменений и совершенствования своей организации. Руководители должны думать и действовать как предприниматели. Если менеджеры среднего звена не могут или не хотят рисковать из-за новых идей, предпринимательская способность организации серьезно ограничивается. Выделяется две группы требований к профессиональной компетенции менеджеров: Первую группу требований составляют обязательные знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как управление: – умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; – информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и услуги и т.д.; – знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях; – способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; – умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи. Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. Такой процесс обучения носит непрерывный характер. Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми, управлять ими и управлять самими собой: – высокое чувство долга и преданность делу; – честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; – умение четко выражать свои мысли и убеждать; – уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии; – способность критически оценивать собственную деятельность. Современный менеджер должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |