КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение человека
Оперантное формирование условного рефлекса Формирование классического условного рефлекса Основные термины в области научения Определение ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ Обучение — это достаточно постоянные изменения поведения, происходящие в результате накопления опыта. При изучении психологии научения необходимо понимать значения четырех важных терминов — побуждение, стимул, ответная реакция (отклик, ответ) и закрепление. В приведенных определениях понятие «организм» относится как к человеку, так и к животным. (а) Побуждение — это необходимое условие возникновения готовности к действиям или поведению. (б) Стимул — знак или сигнал, который провоцирует реакцию. (в) Ответная реакция — поведение, являющееся результатом стимулирования (даже если представляется невозможным выявить стимул). (г) Закрепление — любое событие или объект, который усиливает реакцию, заставляя ее либо продолжать, либо усиливать, путем обеспечения организма неким вознаграждением.
Формирование классического условного рефлекса в первую очередь связано с работами русского психолога и физиолога Павлова. Его классический эксперимент в этой области происходил следующим образом. (а) Первая стадия — собаке, испытывающей голод (побуждение), показывают пищу (стимул). В пасти собаки выделяется слюна (ответная реакция). Наконец, собаке позволяют съесть пищу (закрепление). (б) Вторая стадия — как и предыдущая, но когда собаке показывают пищу, звонит звонок. (в) Третья стадия — пищу собаке уже не показывают, только звонит звонок. При звуке звонка пасть собаки наполняется слюной. Этот процесс, который гораздо более приложим к обучению человека, связывается с именем американского психолога Скиннера (B.F. Skinner). Типичный эксперимент Скиннера выглядит следующим образом. (а) Сконструирована специальная клетка, на одной стенке которой имеется рычаг, а на другой — ящичек для корма. Если надавить на рычаг, в кормушке появляется пища из.встроенного в клетку контейнера. (б) Животное (очень часто это голубь), которое испытывает голод, помещается в клетку. (в) После того как поведение подобным образом установлено, более действенными становятся нечастые закрепления, а не закрепление каждой ответной реакции (сравните с людьми, которым в процессе научения всякий раз, как они что-то сделают, говорят, что они молодцы). (г) Поведение может быть скорректировано при помощи оперантного формирования условного рефлекса, иными словами, его можно сделать более точным и менее общим.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |