Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение человеческого фактора в управлении организацией




ТЕМА 8. мотивация как функция менеджмента.

1. Значение человеческого фактора в управлении организацией

2. Общая характеристика мотивации.

3. Содержательные теории мотивации.

4. Процессуальные теории мотивации.

5. Стимулирование труда: цели, принципы, виды, формы.

 

При изучении первого вопроса темы студент должен обратить на то, что организация как категория менеджмента представляет собой сложную систему отношений между разными категориями людей, общая деятельность которых направляется на достижение общей цели. Эти разные категории людей – не абстрактный состав, а конкретные личности, которые имеют собственные и неповторимые черты. Любая организация предусматривает наличие трех типов личностей, деятельность которых отличается особой специфичностью, фиксирующей роль любого из них в составе организации. К таким типам личности относятся: руководитель, менеджер и исполнитель.

Функция руководителя состоит в профессиональном управлении организацией. Свою деятельность он осуществляет от лица ее собственников. Другими словами, он является зависимым человеком в организации, несмотря на свой статус первого руководителя. Зависимость имеет место во всех случаях, вне всякой связи с тем, кто конкретно выполняет функции руководителя – сам основатель или наемный работник.

Деятельность руководителя направлена на процесс достижения целей, для которых создана организация. Эта деятельность осуществляется через целенаправленное влияние на людей, привлеченных к этому процессу. Руководитель в этом процессе выполняет две роли:

1) организации скалярных процессов, то есть коммуникаций для передачи команд от руководителя, который принимает решение, к менеджеру-исполнителю, и осуществления обратной связи;

2) организации такого взаимодействия всех участников процесса, чтобы общая деятельность привела к получению результата, которого добивается руководитель.

При выполнении этих ролей у руководителя должны проявляться два важных типа психологических особенностей:

- те, что присущие ему лично;

- те, что присущие любому из его подчиненных.

Первая особенность отображает интерес самого руководителя: мотив, который им руководит, или результат, которого он ожидает в процессе выполнения своих должностных обязанностей.

Мотивы поведения руководителя разнообразные:

- утвердиться и оставаться как можно больше на занимаемой должности;

- принудить окружающих говорить о себе как о талантливом менеджере;

- показать окружающим, что он способен быть руководителем;

- возможность влиять на людей;

- обеспечивать себе достаточный материальный уровень жизни за счет осуществления этого типа профессиональной активности;

- использовать занимаемую должность как очередную ступень в своей служебной карьере.

Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности организации, поэтому он будет стремиться рассматривать индивидуальные интересы через призму общих целей организации. Руководителю проще приспосабливать свои собственные интересы к общим целям, чем другим работникам организации. Обязанностью руководителя является мотивирование подчиненных для работы в составе единой сплоченной команды. Но при этом он осуществляет также и мотивацию, в которой старается учесть свой интерес в рамках осуществляемой деятельности в процессе принятия решений. Эти действия осуществляются относительно целей организации, но имеют на себе следы индивидуальных интересов.

Такая модель поведения руководителя приводит к двум возможным формам его деятельности в организации:

Þ руководитель, в соответствии с выбранной моделью самомотивации, подстраивает организацию “под себя”, то есть формирует стиль руководства, трансформирует организационную культуру организации, создает модель организационного поведения и прочее;

Þ мотивируя коллектив и себя на достижение, в первую очередь, целей, руководитель сознательно подстраивает собственные интересы под культуру, которая сложилась в организации, мотивирует организацию с дальнейшим приспособлением к ней индивидуальных интересов.

Функциональные роли менеджера могут быть двух видов: менеджер-руководитель среднего уровня управления и менеджер-исполнитель.

Функциональные роли менеджера-руководителя по своей сущности незначительно отличаются от роли руководителя высшего уровня, но их действие ограничивается определенной функциональной областью или конкретным объектом управления. Менеджер-руководитель наделен полномочиями организовывать работу подчиненных, а, следовательно, осуществлять их мотивацию к работе. Мотивирующая роль ограничена границами полномочий и уровнем компетенции менеджера. Деятельность самого менеджера мотивируется руководителем высшего уровня управления. В данном случае по отношению к высшему руководителю его функциональную роль следует рассматривать как исполнительную.

Менеджер-исполнитель воспринимается как объект управленческого процесса наряду с самим менеджером-руководителем. Их функции – выполнять решения, которые принимаются руководителем или менеджером, и выполнять их волю.

Функциональные роли исполнителя. Особое значение при рассмотрении функции стимулирования приобретает проблема мотивации труда исполнителя. К данной категории относятся рабочие организации, которые имеют непосредственное отношение к выполнению конкретного решения, которое принимается менеджером. Эта наиболее многочисленная категория работников. Их налаженная общая работа зависит от множества разных потребностей, которые возникают в одно и тот же самое время. Поэтому руководителю осуществлять мотивацию исполнителей сложно. Он должен рассматривать их как индивидуумов, которые имеют собственные потребности, интересы и цели. Следовательно, руководитель должен рассматривать исполнителей не только в качестве объекта управления, но и субъектов управленческих процессов, которые проявляют инициативу, самостоятельность, творчество при реализации этих процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.