КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа курса
Тема 1. Предмет и основные проблемы истории и философии науки Предмет истории и философии науки. Основные проблемы истории науки. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место философии науки в системе философии. Проблематика философии науки. Основные этапы в развитии истории науки. Становление и развитие философии науки. Современное состояние истории науки. Современная западная философия науки. Современная отечественная философия науки. История науки и философия науки. История науки и другие исторические науки. Философия науки и науковедение. Философия науки и социология науки. Философия науки и психология научного творчества. Тема 2. Природа науки Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности. Субъект, объект и предмет научного познания. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности. Проблема демаркации науки. Верификационизм. Фальсификационизм. Доказательства и опровержения, логика научной аргументации. Структура и содержание исследовательского процесса. Основные этапы научного исследования. Особенности языка науки. Наука и вненаучные формы познания и знания. Наука и паранаука. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки. Наука и философия. Роль философии в развитии научного познания. Наука и искусство. Наука и религия. Типы взаимоотношений науки и религии. Наука и политика. Наука и экономика. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление. Социальные характеристики научной профессии. Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности. Функции науки в жизни общества. Наука и техника. Наука и образование.
Тема 3. Многообразие наук. Классификация наук Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук. Логико-математические науки. Технические науки. Естественные науки. Социально-экономические науки. Гуманитарные науки. Сельскохозяйственные науки. Проблематика единства наук.
Тема 4. Становление и развитие науки Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности. Классическая наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука. Движущие силы развития науки. Внутренние детерминанты развития науки: противоречия между эмпирическим данными и теоретическими представлениями, противоречия между различными теориями, концепциями, внутритеоретические противоречия. Внешние (экономические, политические, экологические и т.п.) детерминанты развития науки. Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин. Формы дифференциации в развитии науки, основания дифференциации в развитии науки. Формы интеграции в развитии науки, основания интеграции в развитии науки. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке. Эволюция и революции в развитии науки. Современный этап в развитии науки.
Тема 5. Методы научного познания и формы научного знания Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специально научные и общенаучные методы познания. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании. Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация. Роль моделей в познании, их классификация. Методология естественных, логико-математических, технических и сельскохозяйственных наук. Методология социально-экономических и гуманитарных наук. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема, теория, концепция, научная картина мира. Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки. Проблема научного прогнозирования будущего. Типы прогнозирования (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы прогнозирования (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, экспертные оценки). Тема 6. Аксиология науки Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Эволюция ценностных ориентаций науки. Сциентизм и антисциентизм. Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки. Эстетика науки.
Раздел 2. Современные философские проблемы областей научного знания
А. Философские проблемы биологии и экологии Тема 1. Предмет философии биологии и его эволюция
Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. Основные этапы развития представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Эволюция в понимании предмета биологической науки. Философия биологии о познавательной и социальной роли наук о жизни.
Тема 2. Биология в контексте философии и методологии современной науки
Множественность «образов биологии» в современной биологической и философской литературе. Сущность живого и проблема его происхождения. Принцип развития в биологии. Проблема системной организации в биологии. Проблема детерминизма в биологии. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры.
Тема 3. От биологической эволюции к глобальному эволюционизму
Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Предпосылки и этапы развития эволюционной эпистемологии. Роль теории биологической эволюции в формировании и развитии принципов глобального эволюционизма. Мировоззренческое и методологическое значение концепции глобального эволюционизма.
Тема 4. Экологические императивы современной культуры
Предмет экофилософии. Человек и природа в социокультурном измерении. Экологические основы хозяйственной деятельности. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.
Б. Философские проблемы сельскохозяйственных и ветеринарных наук Тема 1. Сельскохозяйственные и ветеринарные науки в системе современных наук
Своеобразие объекта и предмета сельскохозяйственных и ветеринарных наук. Взаимосвязь сельскохозяйственных, естественных и технических наук. Взаимосвязь сельскохозяйственных и социально-экономических наук. Взаимосвязь сельскохозяйственных и гуманитарных наук.
Тема 2. Методология сельскохозяйственных и ветеринарных наук
Эмпирический и теоретический уровни познания в сельскохозяйственных и ветеринарных науках. Методы сельскохозяйственных и ветеринарных наук. Эксперимент и моделирование в сельскохозяйственных и ветеринарных науках. Основные формы знания в сельскохозяйственных и ветеринарных науках. Проблема истинности в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.
Тема 3. Социально-философские проблемы современных сельскохозяйственных и ветеринарных наук
Экологические императивы современного сельскохозяйственного производства. Социально-философский анализ проблем современных биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования. Биоэтика – наука о самоценности жизни.
Тема 4. Философские категории и понятия ветеринарных наук. Проблема нормы, здоровья и болезни
Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни. Методологический анализ понятий «норма» и «патология», «здоровье» и «болезнь». Биологический и социальный аспекты нормы, здоровья и болезни. Методологические проблемы гуманизации ветеринарии.
В. Философские проблемы социально-гуманитарных наук Тема 1. Специфика субъекта, объекта и предмета социально-гуманитарных наук
Индивидуальный и коллективный субъект социально-гуманитарного познания. Научное сообщество как субъект познания. Своеобразие объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Место и роль социально-гуманитарных наук в системе наук. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
Тема 2. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
Рациональное, объективное и истинное в социально-гуманитарных науках. Различные концепции истины в контексте социально-гуманитарных наук. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук. Релятивизм, историзм и психологизм в социально-гуманитарных науках.
Тема 3. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
Натуралистическая исследовательская программа и антинатуралистическая исследовательская программа. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки. Методы социальных и гуманитарных наук.
Тема 4. «Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций
Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Возрастание роли социально-гуманитарных наук. Концепция «общества знания»: достижения и проблемы. Значение социальных исследований для решения социальных проблем.
Г. Философские проблемы техники и технических наук Тема 1. Философия техники и методология технических наук
Специфика философского осмысления техники и технических наук. Техника как предмет философского исследования. Образы техники в культуре. Технический оптимизм и технический пессимизм. Основные концепции взаимоотношения науки и техники.
Тема 2. Естественные и технические дисциплины Роль техники в становлении математизированного и экспериментального естествознания. Специфика технических наук. Основные типы технических наук. Своеобразие соотношения теоретического и эмпирического в технических науках. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.
Тема 3. Особенности неклассических научно-технических дисциплин
Различия современных и классических технических дисциплин. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. Развитие системных и кибернетических представлений в технических науках.
Тема 4. Социальная оценка техники
Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Технические науки в системе современных наук. Дисциплинарная организация технических наук. Техническая деятельность. Антропологическое измерение технической деятельности. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Раздел 3. История отраслей науки
А. История биологии и экологии
1. Биологическое знание Античности, Средневековья и эпохи Возрождения. 2. Биология Нового времени. 3. Становление и развитие современной биологии и экологии.
Б. История сельскохозяйственных и ветеринарных наук Агрикультура и животноводство Древнего мира. Агрикультура и Средневековья и эпохи Возрождения. Зарождение агронауки в 18-м веке. Дифференциация аграрной науки в 19-м – начале 20-го вв.: а) Капиталистические отношения как фактор развития агронауки. Становление основных направлений аграрной науки; б) Формирование учения о почвах и повышении их плодородия; в) Формирование научных основ агрономии; г) Формирование научных основ селекции в растениеводстве и животноводстве; д) Формирование агробактериологии. Сельскохозяйственные науки с 20-х годов 20-го века по настоящее время: а) Усиление дифференциации сельскохозяйственных наук; б) Интегративные процессы в агронауке 20-го столетия; в) Роль генетики в прогрессе растениеводства и животноводства; г) Развитие ветеринарных наук в 20-м веке; д) Становление аграрной биотехнологии; е) История отечественной агронауки советского и постсоветского периодов.
В. История социально-гуманитарных наук Социально-экономическая мысль Древнего мира. Социально-экономические учения Средневековья. Западноевропейский меркантилизм. Становление отечественной экономической мысли. Зарождение и развитие классической политической экономии. «Маржиналистская революция». Возникновение и развитие марксистской политической экономии. Социальная школа и ранний институционализм. Эволюция неоклассики. Дж.М. Кейнс, кейнсианство и неокейнсианство. Учение Й. Шумпетера. Послевоенный институционализм и неоинституционализм. Монетаризм. Г. История технических наук Технические знания древности (до 5-го века н.э.). Технические знания в Средние века (5-14-й века). Технические знания эпохи Возрождения. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в 17-м веке. Этап формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (18-первая половина 19-го вв.). Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина 19 – начало 21-го вв.): а) формирование и развитие технических наук механического цикла; б) становление и развитие теплотехнических дисциплин; в) формирование и развитие системы электротехнических дисциплин; г) формирование и развитие радиотехнических дисциплин; д) развитие прикладной ядерной физики и реализация атомного проекта; е) научное обеспечение космического проекта; ж) проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах; з) компьютеризация инженерной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |