Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Планы семинарских занятий





 

Раздел 1. Общие проблемы истории и философии науки

 

Занятие 1. Предмет и основные проблемы истории и философии науки

 

1. Предмет истории науки. Основные проблемы истории науки.

2. История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки.

3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.

4. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место философии науки в системе философии.

5. Основные этапы в развитии философии науки.

6. Современная западная философия науки.

7. Современная отечественная философия науки.

8. Взаимоотношения философии науки и а) науковедения, б) социологии науки, в) психологии научного творчества.

 

Занятие 2. Природа науки. Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт

 

1. Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.

2. Субъект, объект и предмет научного познания. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности. Особенности языка науки.

3. Доказательства и опровержения, логика научной аргументации. Структура и содержание исследовательского процесса. Основные этапы научного исследования.

4. Наука и вненаучные формы познания и знания. Наука и паранаука.

5. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.

6. Наука и философия. Роль философии в развитии научного познания.

7. Наука и религия. Типы взаимоотношений науки и религии.

8. Наука и политика. Наука и экономика. Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.

9. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление. Социальные характеристики научной профессии.

Занятие 3. Единство и многообразие наук

 

1. Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.

2. Предмет и своеобразие логико-математических наук.



3. Особенности технических наук.

4. Своеобразие сельскохозяйственных наук.

5. Предметная область естественных наук.

6. Специфика социально-экономических наук.

7. Предмет и особенности гуманитарных наук.

8. Проблематика единства наук.

Занятие 4. Становление и развитие науки

 

1. Вопрос о “начале” науки. Наука и преднаука.

2. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.

3. Классическая наука.

4. Неклассическая наука.

5. Постнеклассическая наука.

6. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.

7. Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.

8. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.

9. Эволюция и революции в развитии науки.

10. Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.

 

Занятие 5. Методы научного познания, уровни и формы научного знания

 

1. Понятие метода научного познание. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.

2. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.

3. Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.

4. Роль моделей в познании, их классификация.

5. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема, теория, концепция, научная картина мира.

6. Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.

7. Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.

 

Занятие 6. Аксиология науки

 

1. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Эволюция ценностных ориентаций науки. Сциентизм и антисциентизм.

2. Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская).

3. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.

4. Эстетика науки.

 

 

Раздел 2. Современные философские проблемы областей научного знания

 

А. Философские проблемы биологии и экологии

Занятие 1. Предмет философии биологии и его эволюция

 

1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

2. Основные этапы развития представлений о месте и роли биологии в системе научного познания.

3. Эволюция в понимании предмета биологической науки.

4. Философия биологии о познавательной и социальной роли наук о жизни.

 

Занятие 2. Биология в контексте философии и методологии современной науки

 

1. Множественность «образов биологии» в современной биологической и философской литературе.

2. Сущность живого и проблема его происхождения.

3. Принцип развития в биологии.

4. Проблема системной организации в биологии.

5. Проблема детерминизма в биологии.

6. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры.

 

Занятие 3. От биологической эволюции к глобальному эволюционизму

 

1. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

2. Предпосылки и этапы развития эволюционной эпистемологии.

3. Роль теории биологической эволюции в формировании и развитии принципов глобального эволюционизма.

4. Мировоззренческое и методологическое значение концепции глобального эволюционизма.

 

Занятие 4. Экологические императивы современной культуры

 

1. Предмет экофилософии.

2. Человек и природа в социокультурном измерении. Экологические основы хозяйственной деятельности.



3. Экологические основы хозяйственной деятельности.

4. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм.

5. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем

 

Б. Философские проблемы сельскохозяйственных и ветеринарных наук

 

Занятие 1. Сельскохозяйственные и ветеринарные науки в системе современных наук

 

1. Своеобразие объекта и предмета сельскохозяйственных и ветеринарных наук.

2. Взаимосвязь сельскохозяйственных, естественных и технических наук.

3. Взаимосвязь сельскохозяйственных и социально-экономических наук.

4. Взаимосвязь сельскохозяйственных и гуманитарных наук.

 

Занятие 2. Методология сельскохозяйственных и ветеринарных наук

 

1. Эмпирический и теоретический уровни познания в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.

2. Методы сельскохозяйственных и ветеринарных наук. Эксперимент и моделирование в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.

3. Основные формы знания в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.

4. Проблема истинности в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.

 

Занятие 3. Социально-философские проблемы современных сельскохозяйственных и ветеринарных наук

 

1. Экологические императивы современного сельскохозяйственного производства.

2. Социально-философский анализ проблем современных биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

3. Биоэтика – наука о самоценности жизни.

 

Занятие 4. Философские категории и понятия ветеринарных наук. Проблема нормы, здоровья и болезни

 

1. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни.

2. Методологический анализ понятий «норма» и «патология», «здоровье» и «болезнь».

3. Биологический и социальный аспекты нормы, здоровья и болезни.

4. Методологические проблемы гуманизации ветеринарии.

 

В. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

Занятие 1. Специфика субъекта, объекта и предмета социально-гуманитарных наук

 

1. Индивидуальный и коллективный субъект социально-гуманитарного познания. Научное сообщество как субъект познания.

2. Своеобразие объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

3. Место и роль социально-гуманитарных наук в системе наук.

4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

 

Занятие 2. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

 

1. Рациональное, объективное и истинное в социально-гуманитарных науках.

2. Различные концепции истины в контексте социально-гуманитарных наук.

3. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук.

4. Релятивизм, историзм и психологизм в социально-гуманитарных науках.

 

Занятие 3. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

 

1. Натуралистическая исследовательская программа и антинатуралистическая исследовательская программа.

2. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

3. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

4. Методы социальных и гуманитарных наук.

 

Занятие 4. «Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

 

1. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.

2. Возрастание роли социально-гуманитарных наук.

3. Концепция «общества знания»: достижения и проблемы.

4. Значение социальных исследований для решения социальных проблем.

 

Г. Философские проблемы техники и технических наук

Занятие 1. Философия техники и методология технических наук

 

1. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Техника как предмет философского исследования.

2. Образы техники в культуре.

3. Технический оптимизм и технический пессимизм.

4. Основные концепции взаимоотношения науки и техники.

 

Занятие 2. Естественные и технические дисциплины

 

1. Роль техники в становлении математизированного и экспериментального естествознания.

2. Специфика технических наук. Основные типы технических наук.

3. Своеобразие соотношения теоретического и эмпирического в технических науках.

4. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.

 

Занятие 3. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

 

1. Различия современных и классических технических дисциплин.

2. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах.

3. Развитие системных и кибернетических представлений в технических науках.

 

Занятие 4. Социальная оценка техники

 

1. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

2. Технические науки в системе современных наук. Дисциплинарная организация технических наук.

3. Техническая деятельность. Антропологическое измерение технической деятельности.

4. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.014 сек.