КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий
Раздел 1. Общие проблемы истории и философии науки
Занятие 1. Предмет и основные проблемы истории и философии науки
1. Предмет истории науки. Основные проблемы истории науки. 2. История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки. 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки. 4. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место философии науки в системе философии. 5. Основные этапы в развитии философии науки. 6. Современная западная философия науки. 7. Современная отечественная философия науки. 8. Взаимоотношения философии науки и а) науковедения, б) социологии науки, в) психологии научного творчества.
Занятие 2. Природа науки. Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт
1. Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности. 2. Субъект, объект и предмет научного познания. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности. Особенности языка науки. 3. Доказательства и опровержения, логика научной аргументации. Структура и содержание исследовательского процесса. Основные этапы научного исследования. 4. Наука и вненаучные формы познания и знания. Наука и паранаука. 5. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки. 6. Наука и философия. Роль философии в развитии научного познания. 7. Наука и религия. Типы взаимоотношений науки и религии. 8. Наука и политика. Наука и экономика. Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности. 9. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление. Социальные характеристики научной профессии. Занятие 3. Единство и многообразие наук
1. Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук. 2. Предмет и своеобразие логико-математических наук. 3. Особенности технических наук. 4. Своеобразие сельскохозяйственных наук. 5. Предметная область естественных наук. 6. Специфика социально-экономических наук. 7. Предмет и особенности гуманитарных наук. 8. Проблематика единства наук. Занятие 4. Становление и развитие науки
1. Вопрос о “начале” науки. Наука и преднаука. 2. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности. 3. Классическая наука. 4. Неклассическая наука. 5. Постнеклассическая наука. 6. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки. 7. Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин. 8. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке. 9. Эволюция и революции в развитии науки. 10. Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
Занятие 5. Методы научного познания, уровни и формы научного знания
1. Понятие метода научного познание. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания. 2. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании. 3. Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация. 4. Роль моделей в познании, их классификация. 5. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема, теория, концепция, научная картина мира. 6. Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки. 7. Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
Занятие 6. Аксиология науки
1. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Эволюция ценностных ориентаций науки. Сциентизм и антисциентизм. 2. Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). 3. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки. 4. Эстетика науки.
Раздел 2. Современные философские проблемы областей научного знания
А. Философские проблемы биологии и экологии Занятие 1. Предмет философии биологии и его эволюция
1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. 2. Основные этапы развития представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. 3. Эволюция в понимании предмета биологической науки. 4. Философия биологии о познавательной и социальной роли наук о жизни.
Занятие 2. Биология в контексте философии и методологии современной науки
1. Множественность «образов биологии» в современной биологической и философской литературе. 2. Сущность живого и проблема его происхождения. 3. Принцип развития в биологии. 4. Проблема системной организации в биологии. 5. Проблема детерминизма в биологии. 6. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры.
Занятие 3. От биологической эволюции к глобальному эволюционизму
1. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. 2. Предпосылки и этапы развития эволюционной эпистемологии. 3. Роль теории биологической эволюции в формировании и развитии принципов глобального эволюционизма. 4. Мировоззренческое и методологическое значение концепции глобального эволюционизма.
Занятие 4. Экологические императивы современной культуры
1. Предмет экофилософии. 2. Человек и природа в социокультурном измерении. Экологические основы хозяйственной деятельности. 3. Экологические основы хозяйственной деятельности. 4. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм. 5. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем
Б. Философские проблемы сельскохозяйственных и ветеринарных наук
Занятие 1. Сельскохозяйственные и ветеринарные науки в системе современных наук
1. Своеобразие объекта и предмета сельскохозяйственных и ветеринарных наук. 2. Взаимосвязь сельскохозяйственных, естественных и технических наук. 3. Взаимосвязь сельскохозяйственных и социально-экономических наук. 4. Взаимосвязь сельскохозяйственных и гуманитарных наук.
Занятие 2. Методология сельскохозяйственных и ветеринарных наук
1. Эмпирический и теоретический уровни познания в сельскохозяйственных и ветеринарных науках. 2. Методы сельскохозяйственных и ветеринарных наук. Эксперимент и моделирование в сельскохозяйственных и ветеринарных науках. 3. Основные формы знания в сельскохозяйственных и ветеринарных науках. 4. Проблема истинности в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.
Занятие 3. Социально-философские проблемы современных сельскохозяйственных и ветеринарных наук
1. Экологические императивы современного сельскохозяйственного производства. 2. Социально-философский анализ проблем современных биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования. 3. Биоэтика – наука о самоценности жизни.
Занятие 4. Философские категории и понятия ветеринарных наук. Проблема нормы, здоровья и болезни
1. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни. 2. Методологический анализ понятий «норма» и «патология», «здоровье» и «болезнь». 3. Биологический и социальный аспекты нормы, здоровья и болезни. 4. Методологические проблемы гуманизации ветеринарии.
В. Философские проблемы социально-гуманитарных наук Занятие 1. Специфика субъекта, объекта и предмета социально-гуманитарных наук
1. Индивидуальный и коллективный субъект социально-гуманитарного познания. Научное сообщество как субъект познания. 2. Своеобразие объекта и предмета социально-гуманитарного познания. 3. Место и роль социально-гуманитарных наук в системе наук. 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
Занятие 2. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
1. Рациональное, объективное и истинное в социально-гуманитарных науках. 2. Различные концепции истины в контексте социально-гуманитарных наук. 3. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук. 4. Релятивизм, историзм и психологизм в социально-гуманитарных науках.
Занятие 3. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
1. Натуралистическая исследовательская программа и антинатуралистическая исследовательская программа. 2. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 3. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки. 4. Методы социальных и гуманитарных наук.
Занятие 4. «Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций
1. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. 2. Возрастание роли социально-гуманитарных наук. 3. Концепция «общества знания»: достижения и проблемы. 4. Значение социальных исследований для решения социальных проблем.
Г. Философские проблемы техники и технических наук Занятие 1. Философия техники и методология технических наук
1. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Техника как предмет философского исследования. 2. Образы техники в культуре. 3. Технический оптимизм и технический пессимизм. 4. Основные концепции взаимоотношения науки и техники.
Занятие 2. Естественные и технические дисциплины
1. Роль техники в становлении математизированного и экспериментального естествознания. 2. Специфика технических наук. Основные типы технических наук. 3. Своеобразие соотношения теоретического и эмпирического в технических науках. 4. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.
Занятие 3. Особенности неклассических научно-технических дисциплин
1. Различия современных и классических технических дисциплин. 2. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. 3. Развитие системных и кибернетических представлений в технических науках.
Занятие 4. Социальная оценка техники
1. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. 2. Технические науки в системе современных наук. Дисциплинарная организация технических наук. 3. Техническая деятельность. Антропологическое измерение технической деятельности. 4. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |