Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №2 наука административного права и теория государственного управления

Рассмотренные четыре родовые группы организационных по своей сути или других тесно связанных с ними отношений, со­ставляющих в совокупности предмет административного права, позволяют достаточно четко отграничивать административное право от других смежных отраслей системы российского права: конституционного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, земельного, финансового и т. д. Проблема разграниче­ния их именно по предмету правового регулирования тем более актуальна, что использование дополнительного инструмента от­граничения — метода правового регулирования — порой довольно затруднительно, потому что в нынешних условиях властность и односторонность волеизъявления одного из субъектов как наи­более характерные и существенные элементы метода администра­тивно-правового регулирования имеют много конкретных форм выражения императивности (властности) и вариантов проявления властеорганизующего воздействия: прямое предписание определен­ного режима и порядка действий, запрет на совершение опреде­ленных действий, дозволение действовать по усмотрению или раз­решение на вариантный выбор возможного или должного поведе­ния, административно-договорные соглашения между субъектами административно-правовых отношений, рекомендации о возмож­ном, желательном или должном поведении и др. Именно по предмету правового регулирования

Аналогично по предмету правового регулирования разграничи­ваются и отношения в области осуществления общегосударствен­ной контрольной деятельности Счетной палатой, например. Когда Государственная Дума дает поручение Счетной палате о проведе­нии определенной проверки или заслушивает ее доклад о резуль­татах проведения комплексных ревизий либо тематических прове­рок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, то эти отношения — область конституционно-правового регулирова­ния, а реализация функций и полномочий инспекторов Счетной палаты при проведении ими проверок и ревизий в различных ор­ганизациях — это уже область административно-правового регули­рования.

По предмету правового регулирования можно четко отграни­чить и административно-юрисдикционную деятельность судов при осуществлении контроля за законностью решений и действий администрации, являющуюся предметом административно-право­вого регулирования, от деятельности по рассмотрению споров о праве, при которой применяется гражданско-правовое регули­рование.

В правовом регулировании государственной службы именно по предмету правового регулирования различаются две группы отношений: организационные административно-правовые отноше­ния в процессе реализации должностных функций и служебных полномочий и трудовые правоотношения по поводу труда, его оплаты, предоставления отпуска и т. д.

По предмету правового регулирования можно четко разграни­чить также имущественные гражданско-правовые отношения субъ­ектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользо­вания имуществом, и административные имущественно-организационные отношения, связанные с государственным распорядитель­ством принадлежащим ему имуществом в некоммерческих целях. Осуществляемое в силу ст. 70 Конституции РФ органами исполни­тельной власти управление государственной собственностью пред­полагает лишь государственно-властное распоряжение ею, установ­ление правовых оснований, условий и порядка ее отчуждения, но не хозяйственно-предпринимательское ее использование в целях получения прибыли.

К отраслям, смежным с административным правом, относятся также финансовое и земельное право. В разграничении этих отрас­лей права по предмету правового регулирования имеются некото­рые особенности. Основой разграничения должна служить сама специфика государственных финансов и государственного земель­ного фонда как особых объектов государственного управления, ох­ватывающих все области, отрасли и сферы государственной дея­тельности, а не только деятельность органов исполнительной вла­сти. Отношения, связанные с формированием и распоряжением государственными финансами и государственным земельным фон­дом, включают в себя отношения как в сфере функционирования исполнительной власти, так и в сфере функционирования предста­вительных органов законодательной власти, вследствие чего ком­плексные отношения, регулируемые нормами финансового и зе­мельного права, являются одновременно предметом и администра­тивно-правового (в процессе и в результате деятельности органов исполнительной власти), и конституционно-правового регулирова­ния (отношения, возникающие в процессе и в результате деятель­ности представительных органов законодательной власти).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления | Тема №3 административно-правовые нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.