Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как вести конспекты лекций

Зачем нужен конспект лекций

Первый вопрос который возникает в связи с этим сформулировал давным-давно поэт Андрей Вознесенский - «а на фига»? Действительно, зачем нужен конспект лекций, если есть учебники, методические пособия, Интернет, различные справочные системы и т.д. Вопрос, конечно, интересный и стоит того, чтобы в нем разобраться.

Уясним сначала, что такое образование. Это – все, что ты знаешь, после того как все забыл, говорят одни. Это сумма знаний, которую ты получаешь в школе, в институте и т.д. Чем больше сумма знаний, тем ты образованней, говорят другие. Рискну предложить еще одну версию. Но сначала пример. В одной фирме вышел из строя станок. Чего только не делали хозяева, чтобы его починить, не получалось. Наконец, нашли специалиста, который сказал, сделаю.

- Вот здорово, обрадовались хозяева. - Заплатим за работу любую сумму.

- Хорошо, говорит специалист, - отремонтируем.

Пришел он на фирму, подошел к станку, в одном месте стукнул молоточком, в другом подвернул шуруп на пол-оборота, и станок заработал как новый.

- Ты корифей, сказали восхищенные хозяева специалисту.- Сколько хочешь за свою работу?

- Сто тысяч долларов - скромно сказал специалист. Хозяева обалдели.

- Сто тысяч – за что? Ты работал всего минуту. Один раз стукнул и один раз подвернул.

- За то, что я стукнул и подвернул, мне полагается 1 доллар, а все остальное мне полагается за то, что, что я знаю, где стукнуть и где подвернуть.

Чему же учит этот пример, спросит скептик? А тому, скажу я, что образование в ХХ1 веке - это не столько сумма знаний, сколько система ориентиров, знание где стукнуть, и где подвернуть, фигурально выражаясь. Так вот – этих ориентиров, в учебниках, монографиях, Интернете, к сожалению, не найти. Их можно узнать только в личном общении с преподавателем. Как правило, знающим и опытным специалистом. В этом отношении наш МГИМО(У) уникальный университет. В нем работают очень много ярких и интересных людей, общение с которыми не заменят никакие учебники. И мне, искренне скажу, жаль тех, кто, поступив в институт, плохо использует эту уникальную возможность общения с преподавателями.

Какое все это имеет отношение к ведению конспекта? Прямое. Ориентиры, которые дают преподаватели мало один раз услышать. Надо их запомнить, записать, иметь, когда надо под рукой.

Три ориентира для начинающих

В связи с этим несколько рекомендаций по такого рода записям.

Во-первых, если вы пишете конспекты по всем предметам в одной записной книжке, которую носите в косметичке или в заднем кармане джинсов, то, как память о юности этот документ, возможно, и будет вам дорог в будущем, но практической пользы в учебе от таких конспектов нет никакой.

Запомните в связи с этим первый ориентир. Каждому предмету – свой конспект.

Во-вторых, мало толку от конспекта и в том случае, если вы пишете конспект одной левой, отвлекаясь, то и дело на исключительно привлекательное общение друг с другом.

В связи с этим второй ориентир. В конспекте должна быть видна логика размышления преподавателя, его выводы. Для этого преподавателя нужно слушать, вместе с ним размышлять не пять минут в начале и еще две минуты в конце лекции, а страшно подумать, что я такое хочу – всю лекцию.

В-третьих, не очень много пользы и от конспектов полных, но написанных так, что надо долго гадать - о чем это, интересно, здесь написано. Отсюда, третий ориентир. Учебный материал в конспекте должен быть записан так, чтобы его можно было бы не читать, а просто листать, вспоминая все содержание каждой страницы с первого взгляда.

Помогите своей памяти

Для этого необходимо своей памяти помочь. Как? Психологи в этих случаях рекомендуют:

Первое. Обязательно запишите тему, лекции, план. Литературу по теме.

Второе. При ведении конспекта используйте три цвета чернил, маркеров и т.д. Рассуждения пишите одним, цветом, примеры, другим, выводы – третьим. Будьте осторожны только с красным цветом, от него устаешь и с зеленым – большой кусок зеленого текста трудно читается.

Третье. Материал на странице должен быть структурно организован в отдельные блоки.

Запомните роковое для нашей памяти число семь. Если на странице больше семи блоков материала, такую страницу надо будет читать от первой строчки до последней. Перед экзаменом и зачетом у вас не так много времени, поэтому запомните: раз уж вы все равно потратились и купили тетрадку для конспекта вместо косметики или жвачки, деньги все равно пропали - поэтому проявите широту натуры – не лепите на каждой строчке. Пишите просторно с полями, подчеркиваниями, большими абзацами.

Четвертое и последнее. Больше рисуйте схем. Это дает наглядность, обеспечивает структурирование материала, лучшее его запоминание.

А что будет, если вам не нравятся эти рекомендации?

А что будет, если у вас своя система ведения конспекта, которая вами проверена в деле? Поздравляю, это здорово. Действуйте по своему. В конце концов, конспект нужен вам, и если ваш конспект вам помогает, больше ничего и не требуется. Впрочем, если не жалко поделитесь своим опытом с другими. Пришлите свои рекомендации по ведению конспекта на е-mail: [email protected] Обнародуем в нашем разделе. Авторство сохраним. И даже напечатаем ваше фото. Хотите в профиль, хотите в анфас.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учись учиться | Как создавать комедийную ситуацию. Комедийные инструменты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.