Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Себестоимость транспортной продукции




Общий норматив оборотных средств, или совокупная потребность в оборотных средствах предприятия, определяется как сумма частных нормативов, рассчитанных по отдельным элементам оборотных средств.

IV. Денежные средства и расчеты (средства расчета) (10-12).

Расчеты с дебиторами (средства в расчетах с дебиторами) (10). Де­биторы — это юридические и физические лица, которые имеют задол­женность предприятию (данная задолженность называется дебитор­ской).

Доходные активы (11) — это краткосрочные (на срок не более 1 года) вложения предприятия в ценные бумаги (рыночные высоколиквидные ценные бумаги), а также предоставленные другим хозяйствую­щим субъектам займы.

Денежные средства (12) — это средства на расчетных счетах и в кас­се предприятия.

 

Эффективность использования оборотных средств зависит от мно­гих факторов, которые можно разделить на:

1) внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия. К ним относят:

- общеэкономическая ситуация,

- нало­говое законодательство,

- условия получения кредитов и процентные ставки по ним,

- возможность целевого финансирования,

- участие в про­граммах, финансируемых из бюджета.

- доступность на внешние рынки транспортных услуг.

Эти и другие факторы опреде­ляют рамки, в которых предприятие может манипулировать внутрен­ними факторами рационального движения оборотных средств.

На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам, влияющим на состояние и использование оборотных средств, можно отнести такие, как кризис неплатежей, высокий уровень нало­гов, высокие ставки банковского кредита.

 

2) внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внутренним факторам относят:

- производство: технологический и технический аспект;

- кадровая политика: обеспеченность кадрами, уровень квалификации персонала;

- менеджмент авиакомпании;

- финансовая политика: возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

- маркетинговая политика;

- издержки авиакомпании: уровень тарифа при производстве услуги, уровень тарифа при продаже услуги;

- качество оказываемых услуг.

 

Кризис сбыта произведенной продукции (услуг) и неплатежи при­водят к замедлению оборота оборотных средств.

Следовательно, необ­ходимо выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск про­дукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме уско­рения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолжен­ности в активах предприятия.

 

При существующих темпах инфляции полученную авиакомпанией прибыль целесообразно направлять прежде всего на пополнение обо­ротных средств.

 

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств заключаются непосредственно в самой авиакомпа­нии. В сфере производства это относится прежде всего к производ­ственным запасам.

Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности про­цесса производства. В то же время производственные запасы представ­ляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.

 

Рациональная организация производственных запасов является важ­ным условием повышения эффективности использования оборотных средств.

Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их:

- рациональному использованию, ликвидации сверхнорматив­ных запасов материалов, совершенствованию нормирования;

- улучше­нию организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, опти­мального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта.

Важ­ная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершен­ном производстве достигается путем:

- совершенствования организации производства,

- улучшения применяемых техники и технологии,

- совер­шенствования использования основных фондов, прежде всего их ак­тивной части (воздушных судов),

- экономии по всем статьям оборотных средств.

 

Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта (услуги). Излишнее отвлечение их в сферу обращения — отрицательное явление.

Важнейшими вариантами сокра­щения вложений оборотных средств в эту сферу являются:

- рациональ­ная организация сбыта готовой продукции (услуги),

- применение про­грессивных форм расчетов,

- своевременное оформление документации и ускорение ее движения,

- соблюдение договорной и платежной дисцип­лины.

 

Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся сред­ства использовать в соответствии с потребностями авиакомпании.

№2 Источники формирования оборонных средств

По источникам формирования оборотные средства авиакомпании представлены в следующем виде (рис.).

 

 


Рис.Схема формирования оборотных средств авиакомпании

 

 

Собственные оборотные средства образуются за счет собственных средств на частных предприятиях или выделяются государством и за­крепляются за госпредприятиями для создания минимальных, но посто­янно необходимых средств, обеспечивающих их бесперебойную работу.

Источниками формирования собственных средств авиакомпании являются следующие виды капиталов.

Уставной капитал определяет минимальный размер имущества, га­рантирующего интересы его кредиторов. Состав уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия. Уставной капитал складывается из:

• вкладов участников (складочный капитал) для хозяйственных товариществ и для обществ с ограниченной ответственностью (ООО);

• номинальной стоимости акций для акционерного общества (АО);

• имущественных паевых взносов (производственные кооперати­вы или артели);

• уставного фонда, выделенного государственным органом или ор­ганом местного самоуправления.

Добавочный капитал характеризует сумму до оценки необоротных активов, которая производится в установленном порядке, а также без­возмездно полученные ценности и другие аналогичные суммы.

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством для покрытия непроизводительных потерь и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточно­сти прибыли отчетного года для этих целей.

Резервные фонды создаются для покрытия предстоящих расходов, платежей, сомнительных долгов (предприятию), на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату вознаграждений по итогам работы за год, на покрытие предстоящих затрат по ремонту основных средств и т. п.

Фонды накопления — средства, используемые для финансирования капитальных вложений.

Целевые финансирования и поступления средства, направляемые предприятию государством (муниципалитетом) или спонсором для осуществления определенной целенаправленной деятельности.

Арендные обязательства — оплата предприятию за арендованные у него основные средства.

Нераспределенная прибыль - это прибыль, остающаяся в распоря­жении предприятия после выплаты доходов (дивидендов) участникам и погашения обязательств.

Амортизационные отчисления часть выручки, направляемая, как правило, в фонды накопления, ремонтный фонд и т. п.

Оборотные средства авиакомпаний весьма подвижны и находятся в прямой зависимости от увеличения спроса и объема авиаперевозок или производства другой продукции, носящего в основном сезонный характер.

В сезон малой активности населения в использовании услуг воздушного транспорта авиакомпания испытывает недостаток денеж­ных средств для покрытия своих обязательств перед поставщиками, поэтому в этот период помимо собственных оборотных средств авиакомпания использует заемные оборотные средства.

Заемные оборотные средства используются в связи с сезонностью производства, возможного отклонения от намеченного объема произ­водства, осуществлением отдельных хозяйственных мероприятий, тре­бующих дополнительных затрат. Авиакомпания может привлекать сле­дующие заемные оборотные средства:

- Долгосрочные кредиты и займы. Долгосрочные кредиты — это сум­мы задолженности предприятия банку по ссудам, полученным на срок более 1 года. Долгосрочные займы — это задолженность по полученным от других предприятий займам на срок более одного года.

- Краткосрочные кредиты и займы характеризуют суммы задолженности по полученным от банков кредитам со сроком погашения до од­ного года. Краткосрочные займы показывают задолженность по полученным от других предприятий и учреждений краткосроч­ным займам со сроком погашения до одного года.

- Авансы покупателей и заказчиков являются разновидностью кре­дитования.

- Кредиторская задолженность.

Кредиторы — это юридические и фи­зические лица, перед которыми предприятия имеют определенную задолженность. Сумма этой задолженности называется кредитор­ской. Кредиторская задолженность может возникать вследствие существующей системы расчетов между предприятиями, когда долг одного предприятия другому возвращается по истечении опре­деленного периода после возникновения задолженности, в случа­ях, когда предприятия сначала отражают в учете возникновение задолженности, а потом по истечении определенного времени по­гашают эту задолженность вследствие отсутствия у предприятия денежных средств для расчета.

- Долгосрочная аренда основных фондов. Основные средства и наи­более стабильная часть оборотных средств финансируются за счет долгосрочного капитала, остальная часть оборотных средств фи­нансируется за счет краткосрочного капитала.

 

Использование собственных и заемных оборотных средств необхо­димо для поддержания объема оборотных средств авиакомпании на Достаточном для погашения своих обязательств уровне.

 

При планировании потребности в оборотных средствах применяются три метода — аналитический, коэффициентный и метод прямого счета (ЭО ВТ не надо).

 

Аналитический и коэффициентный методы применимы на предприятиях, которые стабильно работают более одного года, имеют статистические данные за прошлые периоды об изменении величины оборотных средств и не располагают достаточным числом квалифицированных экономистов для детальной работы в области планирования оборотных средств.

Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объема производства. При этом необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предстоящем году. Данный метод применяется на тех предприятиях, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, имеют большой удельный вес в общей сумме оборотных средств.

 

При коэффициентном методе запасы и затраты подразделяются:

- зависящие непосредственно от изменения объема производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе). Потребность в оборотных средствах по данной группе определяется исходя из их размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предстоящем году;

- не зависящие от него (запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов). По второй группе потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет.

При необходимости можно использовать аналитический и коэффициентный методы в сочетании. Сначала аналитическим методом определяют потребность в оборотных средствах, зависящих от объема производства, а затем с помощью коэффициентного метода учитывают изменение объема производства.

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Этот метод трудоемкий, он требует высокой квалификации экономистов, привлечения к норми­рованию работников многих служб предприятия. Метод прямого счета используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующих предприятий. В общем виде его содержание предусматривает следующие этапы работ:

1. Разработка норм запаса по отдельным важнейшим видам товарно-материальных ценностей всех элементов нормируемых средств, выраженных в днях, процентах, рублях на расчетную единицу и т. д. Норма запаса оборотных средств, как правило, выражается в относительных величинах (днях или процентах). Она рассчитывается по каждому элементу оборотных средств и характеризует величину минимального экономически обоснованного объема запаса товарно-материальных ценностей на определенный период времени, который необходим для обеспечения непрерывности производственного процесса.

2. Расчет среднедневного расхода данного вида материальных ценностей на основе их расхода по смете затрат на производство, который равен частному от деления соответствующих затрат на производство на 90, 180 или 360 дней.

3. Определение норматива собственных оборотных средств в денежном выражении для каждого элемента оборотных средств и совокупной потребности предприятия в оборотных средствах. Норматив оборотных средств — это минимальная сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности. По большинству элементов оборотных средств частный норматив определяется следующим образом:

Н = Р × Д,

где Н — норматив оборотных средств по конкретному элементу, руб.;

Р — среднедневной расход по данному элементу затрат, руб.;

Д — средняя норма запаса для данного элемента оборотных средств, дней или процентов.

Общая норма всех оборотных средств (в днях) устанавливается путем деления совокупного норматива оборотных средств на однодневный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости в IV квартале года. Годовой прирост или уменьшение норматива оборотных средств определяется путем составления нормативов на начало и конец предстоящего года. Недостаток собственных оборотных средств возникает в том случае, если величина действующего норматива превышает сумму собственных и приравненных к ним средств и покрывается, прежде всего, за счет части чистой прибыли. Недостаток собственных оборотных средств у предприятий в переходной экономике часто возникает в связи с высоким ростом цен в результате инфляционных процессов.

 

№3Показатели эффективности использования оборотных средств

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей.

Скорость оборачиваемости оборотных средств является важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств и, в свою очередь, определяется с помощью следующих взаимосвязанных показателей: длительность одного оборота в днях, коэффициент оборачиваемости и коэффициент закрепления оборотных средств – основные показатели характеризующие эффективность использования оборотных средств.

- Длительность оборота оборотных средств представляет собой чис­ло дней, в течение которых совершается один оборот:

 

,

 

где Т — продолжительность исследуемого периода в днях (в расче­тах принято считать месяц равным 30 дням, квартал — 90 дням, а год — 360 дням);

Ко коэффициент оборачиваемости.

 

Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовле­чением средств в оборот. Замедление оборачиваемости сопровождает­ся отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в производственных запасах, в неза­вершенном производстве, готовой продукции.

- Коэффициент оборачиваемости характеризует число оборотов, ко­торое совершают оборотные средства за определенный период време­ни, и представляет собой сумму доходов от реализации продукции, при­ходящуюся на 1 руб. оборотных средств:

,

 

где Д — годовой объем продукции (сумма доходов от реализации) руб.;

Соб сумма оборотных средств, участвующих в обороте, руб.

- Коэффициент закрепления оборотных средств представляет собой сумму оборотных средств авиапредприятий, приходящуюся на 1 руб. реализуемой продукции, определяемой через сумму доходов:

 

Чем меньше оборотных средств приходится на 1 руб. реализован­ной продукции (рубль дохода), тем выше эффективность использова­ния оборотных средств.

Показатели оборачиваемости можно рассчитывать как по всей со­вокупности оборотных средств, так и по отдельным элементам.

При исчислении оборачиваемости оборотных средств следует брать среднегодовое или среднемесячное значение:

,

где Соб — среднее значение оборотных средств;

С1, С2... Сi, Сп оста­ток оборотных средств на соответствующие даты;

п — число принима­емых во внимание остатков за анализируемый период.

 

Пример. Авиатранспортное предприятие выполнило за год объем работ в 5 млн. ткм, получило доход в сумме 2 млрд. руб., среднегодовая сумма оборотных средств составляет 250 млн. руб. Необходимо определить

- коэффициент оборачиваемости

 

 

 

Оборотные средства обернулись за год 8 раз.

 

- продолжительность одного оборота

 

- количество авиатранспортной продукции, приходящейся на 1 руб. оборотных средств

,

где Q – количество авиатранспортной продукции, приходящейся на 1 руб. оборотных средств;

- выполненные тонно-километры.

 

- Коэффициент закрепленияоборотных средств

руб.

Чем меньше оборотных средств приходится на каждый рубль доходов, тем выше эффективность использования оборотных средств.

 

Результатом ускорения оборачиваемости оборотных средств является высвобождение той или иной суммы этих средств для воспроизводства следующей услуги авиакомпании.

Основными путями ускорения оборачиваемости оборотных средств в авиакомпании являются:

- увеличение объема выполненных перевозок, ремонта авиационной техники;

- улучшение использования основных фондов, и в первую очередь СВАД;

- сокращение длительности производственного цикла во всех циклах;

- уменьшение объема незавершенного производства;

- сокращение излишних запасов материальных ценностей;

- улучшение материально-технического обеспечения производства;

- повышение финансовой устойчивости и обеспечение своевременности взаиморасчетов кредиторами и клиентами;

- осуществление режима экономии на авиапредприятиях и использование ресурсосберегающих технологий.

Рассмотренные взаимосвязанные показатели оборачиваемости отражают общую оборачиваемость оборотных средств. Для выявления конкретных причин изменения общей оборачиваемости определяется показатель частной оборачиваемости оборотных средств. Частная оборачиваемость оборотных средств отражает степень использования оборотных средств в каждой фазе кругооборота, а также по отдельным элементам оборотных средств. Показатели частной оборачиваемости рассчитываются по тем же представленным выше формулам, исходя из величины остатка этих видов товарно-материальных ценностей и оборота по расходу их за соответствующий период.

Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение оборотных средств происходит, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков оборотных средств за предшествующий (базовый) период при сохранении или увеличении объема реализации за этот период. Относительное высвобождение оборотных средств происходит в тех случаях, когда оборачиваемость оборотных средств ускоряется за счет роста объема производства на предприятии.

О степени использования оборотных средств можно судить по показателю отдачи оборотных средствос), который определяется как отношение прибыли от реализации (П) к остаткам оборотных средств о):

Оос = П/Оо.

 

 

Лекция № 9: Себестоимость продукции

на воздушном транспорте




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.