КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы прогнозирования на воздушном транспортеПрогнозирование объемов пассажирских перевозок (как долгосрочное, так и краткосрочное) является для современной авиакомпании одним из аспектов управленческой деятельности. При долгосрочном прогнозировании учитываются тенденции мирового рынка авиаперевозок, которые находят отражение в увеличении или уменьшении частот рейсов на различных направлениях при составлении расписания полетов. Краткосрочное прогнозирование позволяет оперативно отреагировать на изменение ситуации на рынке авиаперевозок и выстроить стратегию авиакомпании исходя из предполагаемого объема пассажиропотока (например, изменить степень «агрессивности» бронирования, подготовить и провести специальные акции по привлечению пассажиров и т. д.). Применение прогнозирования на воздушном транспорте возможно в случае, если компоненты прогноза тщательно продуманы, а ограничения, содержащиеся в прогнозе, правильно определены. Для осуществления этого необходимо: - определить, для чего нужен прогноз, какие решения будут на нем основаны. Этим определяется потребная точность прогноза. Не[ которые решения принимать опасно, даже если возможная погрешность — менее 10%. Другие решения можно принимать безбоязненно даже при значительно более высокой допустимой ошибке; - определить изменения, которые должны произойти, чтобы прогноз оказался достоверным. Затем оценить вероятность соответствующих событий; - определить компоненты прогноза и источники данных; - определить, насколько ценен опыт прошлого в составлении прогноза; - определить, насколько структурированным должен быть прогноз. Для формирования прогноза в авиакомпаниях могут быть использованы следующие методы прогнозирования: - количественные методы прогнозирования. Количественные методы можно использовать для прогнозирования, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем, и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей. Количественные методы подразделяются: - Анализ временных рядов. Иногда называемый проецированием тренда, анализ временных рядов основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Данный метод анализа часто используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, характеризующегося сезонными колебаниями, или потребности в кадрах. Метод будет бесполезен в ситуациях с высоким уровнем подвижности или когда произошли значительные очевидные изменения. - Причинно-следственное моделирование. Причинно-следственное моделирование — наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемых сегодня. Моделирование (метод множественной регрессии) — это попытка спрогнозировать. Он используется в ситуациях с более чем одной переменной. Причинно-следственное моделирование учитывает то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемыми факторами и другими переменными. На основе причинно-следственного моделирования самыми сложными являются экономические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики. Подобные методы представляют собой тысячи уравнений, решаемых только с применением мощных компьютеров. Методы регрессионного анализа подходят для прогнозирования показателей, зависимость которых от выявленных факторов достаточно устойчива, хотя и может измениться. Основными достоинствами этих методов: - получение прогнозной зависимости в общем виде между прогнозируемым показателем и факторами, влияющими на изменение его величины; - возможность получения вариантов прогноза в зависимости от прогнозных значений факторов; - возможность исследования влияния отдельных факторов и связей между ними на прогнозируемый показатель; - сравнительная простота и наличие хорошо разработанного математического аппарата и программ для осуществления расчетов на ЭВМ. Использование регрессионных методов анализа в экстрополяционных расчетах экономических показателей имеет свои условия и ограничения. Одним из вопросов, который необходимо учитывать при этом, является соотношение величины базисного и планового периодов. Уравнения регрессии, отражающие количественные соотношения между рассматриваемыми величинами, характерны только в периоде, для которого они построены. Базисный период должен быть достаточ- но длинным, чтобы можно было применить регрессивный метод, и достаточно коротким, чтобы точнее вскрыть исследуемую закономерность в будущем. С течением времени меняется влияние отобранных факторов на изучаемую величину. Действие одних может прекратиться, и смогут появиться новые. Поэтому в каждом отдельном случае с помощью экономического анализа должен выбираться базисный и перспективный периоды. При этом учитывается: сохраняется ли действие факторов, включаемых в модель в плановом периоде. Учитывая определенную инерционность экономических процессов, и в частности процесса развития грузовых перевозок, можно предположить, что действие факторов, включенных в модель, сохранится в ближайшие 5-7 лет. Включаемые в регрессивную модель факторы должны удовлетворять следующим требованиям: - быть количественно измеряемыми; - не находиться в функциональной зависимости друг от друга; - могли быть получены непосредственно из статистической отчетности или в результате специального (например, социологического) обследования. Недостатками метода: - он нацелен на изучение внешних, а не внутренних связей экономического процесса; - нестабильность коэффициентов регрессионного уравнения, построенного на первичных показателях, при изменении числа факторов. - качественные методы прогнозировании: - мнение жюри. Этот метод прогнозирования заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Например, Для прогнозирования рентабельности эксплуатации новой авиалинии авиакомпания может снабдить имеющейся основной информацией своих менеджеров отдела производства, маркетинга и финансов и попросить их высказать мнение о возможном спросе и его пределах. Неформальной разновидностью этого метода является «мозговой штурм», во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Это может отнимать много времени, но зачастую дает полезный результат, особенно когда организация нуждается во множестве идей и альтернатив. - совокупное мнение сбытовиков. Опытные агенты по продажам прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями, зачастую «чувствуют» рынок точнее, чем количественные методы, и быстрее его оценивают. - модель ожидания потребителей. Модель ожидания потребителей является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки исходя из собственного опыта, зачастую оказывается возможным точно предсказать совокупный спрос. - метод экспертных оценок. Он является более формализованным вариантом метода коллективного мнения. Метод экспертных оценок, в принципе, представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно 3 или 4 раза, пока эксперты не приходят к единому мнению. Анонимность экспертов является очень важным моментом. Она помогает избежать возможного группового размышления над проблемой, а также возникновения межличностных конфликтов на почве различий в статусе экспертов. Несмотря на некоторые сомнения в надежности (поскольку результат с очевидностью зависит от того, к каким именно экспертам обращаются за консультацией), метод экспертных оценок с успехом используется для прогнозирования в самых разных сферах — от ожидаемого спроса до изменений в таких сложных структурах, как социальные отношения и новейшая технология. Различные группы методов значительно отличаются друг от друга, дополняют друг друга, образуя вместе полную и целостную систему. Поэтому прогнозистам необходимо принимать во внимание всю совокупность современных прогнозных инструментов, соединяя сильные стороны тех или иных методов и компенсируя слабые их стороны. Для реальных прогнозных исследований характерным является именно комплексный подход, соединяющий разные методы и приемы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |