Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧТО ТАКОЕ ИННОВАТИКА?


Инноватика - комплексная, меж­дисциплинарная область знаний об инновациях, наука о возникновении, производстве и распространении

практических новшеств, о содержа­нии, условиях и результатах этих про­цессов.

В современных российских условиях можно выделить следующие ее направления как основные, первостепенные:

1) понимание истории инноватики, ее становления за рубежом и в России;

2) исходные, базовые теоретические положения, методология и методика инновационной деятельности;

3) неопределенности и риски в ин­новациях, пути их снижения;

4) инновационный опыт российских предприятий, фирм;

5) венчурное предпринимательство и проблемы становления националь­ной инновационной системы в России. А также состояние и перспективы под­готовки специалистов по инноватике в наших вузах. В настоящей статье дана краткая характеристика этих на­правлений.

Термин «инновация» (innovation) первоначально, еще в XIX веке, связывался с изменениями в культуре. И до сих пор это его значение сохраня­ется в этнографии. В Толковом слова­ре В. Даля слово «новшество» также имеет культурный смысл: «введенье новизны, новых обычаев, порядков».

В начале XX века термин «иннова­ция» был воспринят экономической наукой. В 1909 году Вернер Зомбарт в большой статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концеп­цию предпринимателя как инновато-ра. Нарисовав образы ряда пионеров раннего капитализма, в частности Си­менса, Вернер Зомбарт заключил: ос­новная функция предпринимателя, со­стоящая в том, чтобы ради извлече­ния прибыли выпускать на рынок тех­нические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это но­вое как можно шире.

В 1911 году Йозеф Шумпетер пред­ложил более общую концепцию инно­вационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что предпри­ниматель изобретает новые комбина­ции факторов производства, которые и являются источником предприниматель­ской прибыли. В конце 1930-х годов он ввел различение базовых инноваций и инноваций-следствий (Basisinnovationen und Folgentnnovationen). Это стало важ­ным шагом в становлении теории ин­новаций.

После великой депрессии начала ЗО-х годов XX века среди менедже­ров США, а затем и других развитых капиталистических стран становится популярным словосочетание «иннова­ционная политика фирмы» как сим­вол способности фирмы выйти из деп­рессии. С самого начала внимание сосредоточилось на фирме как ини­циаторе и создателе инноваций, на ее восприимчивости к инновациям, на зависимости этой восприимчивости от организационных структур и методов управления. Затем предметом изуче­ния и управления стал маркетинг: по­ведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успе­ха инноваций, экономические пока­затели эффективности отдельных ста­дий и нововведения в целом. Посте­пенно стала расти роль государствен­ной политики в отношении иннова­ционной деятельности фирм, помога­ющей их конкурентоспособности на международном рынке; в 1980-х го­дах в странах с развитой рыночной экономикой возникли национальные инновационные системы.



Другая ситуация с инновациями сложилась в странах с плановой эко­номикой. Здесь доминировало цент­рализованное, мобилизационное уп­равление научно-техническим про­грессом на общенациональном, госу­дарственном уровне. Административ­но-командное внедрение инноваций позволило Советскому Союзу понача­лу достичь выдающихся успехов в от­дельных областях, прежде всего в военно-технических. Но проблемы широкого распространения нововве­дений и их использования гражданс­кими потребителями не решались. Постепенно нарастало отставание со­ветской экономики от экономики США и развитых стран Западной Европы по важнейшим показателям, определяю­щим качество жизни населения. По­явилась угроза отставания и в облас­ти вооружений, особенно в информа­ционно емких видах техники.

Часть советских ученых осознава­ла необходимость переместить центр внимания на первичный уровень тех­нических и организационных нововве­дений, рождающихся в деловых орга­низациях, и помогать успешному их осуществлению. Во ВНИИ системных исследований АН СССР и Госкомитете по науке и технике СССР уже в 1977 го­ду был инициирован поисковый про-

ект «Факторы, способствующие и пре­пятствующие эффективному осу­ществлению нововведений в органи­зациях», а с 1980 года стал осущест­вляться крупный проект «Нововведе­ния в организациях». Около десяти лет он был центром развития инноватики в Советском Союзе. Были осмыслены исходные положения этой области знания, ряд выводов и предложений прикладного характера вошли в про­ект Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы.

Однако судьба Комплексной про­граммы НТП СССР была предрешена. Руководству партии стало уже не до долгосрочной программы: за четыре года (1981-1984) скончались три ге­неральных секретаря ЦК КПСС, на этот пост заступил четвертый - М.С. Гор­бачев. К началу 1990-х годов сохра­нявшиеся очаги технических нововве­дений гасли под напором начинавше­гося спонтанного передела собствен­ности, который уже трудно назвать нововведением. Затем свершилась трансформация советского общества, плановая экономика сменилась ры­ночной, многоукладно-смешанной,

В настоящее время российское об­щество ориентируется на инноваци­онный путь развития. Возрастает эко­номически, социально и политически мотивированный спрос на продукт-ные, технологические и иные иннова­ции. Следовательно, растет и спрос на специалистов в области инноватики. Прежде всего - на подготовку таких специалистов в системе высшего об­разования.

Вывод очевиден: сегодня России требуется множество специалистов по инноватике; пришло время широкой их подготовки в вузах, а также время инновационной переподготовки спе­циалистов других областей знания путем овладения основами и метода­ми инноватики.

Основы инноватики можно пред­ставить в виде нескольких исходных положений.

Во-первых, принимается базовое определение инновации как процес­са создания, распространения и ис­пользования новшества для удовлет­ворения новой или для лучшего удов­летворения прежней потребности лю­дей; его новизна удостоверяется па­тентом или иным видом государствен­ной лицензии.

Во-вторых, инновационный процесс рассматривается как цикличный, ос­новной формой которого является расширенное воспроизводство. Вместе с тем его экономическая и иная эф­фективность реализуется во взаи­модействии с его средой и зависит от стадии его жизненного цикла - ин­новационная стратегия фирмы выст­раивается как последовательная сме­на реализуемых инноваций новыми, более конкурентоспособными.

В-третьих, формирование совре­менной инновационной стратегии фир­мы и успешная реализация конкрет­ных инноваций во многом зависят от ключевой фигуры инновационных про­цессов — менеджера по управлению инновациями, от его профессиональ­ной подготовки и успешного исполь­зования методов такого управления.

Необходимым дополнением основ инноватики служит знание природы инновационных рисков, способов их оценки и путей снижения. Например, путем формализованного анализа рисков, разработки бизнес-планов инновационных процессов с поправ­кой на риск и др. Один из распрост­раненных способов - оптимизация портфеля инновационных проектов по критериям «риски-доходы».

Кроме того, требуется знание ин­новационного опыта российских пред­приятий, фирм на современном эта­пе их эволюции, понимание того, что на данном этапе инновационная стра­тегия фирмы является одним из ос­новных ее конкурентных преимуществ. Вопреки пессимистическим настрое­ниям, позитивный опыт инноваций накапливается в различных отраслях народного хозяйства и в ряде регио­нов страны. После финансового кри­зиса 1998 года многие фирмы успеш­но прошли первую стадию оживления инновационных процессов, на кото­рой первостепенное значение имело соответствие продукции ГОСТам, тех­ническим условиям или лучшим за­рубежным аналогам. В начале нынеш­него десятилетия значительная часть предприятий вступила во вторую ста­дию инновационного развития, когда продукция оценивается с позиций потребителя: качественный товар дол­жен отвечать его ожиданиям. Теперь эффективность инноваций предприя­тий, фирм зависит уже не только от инициативы их директоров, но все больше - от научной обоснованное-ти самих инноваций, квалификации менеджеров инноваций, качества со­циально-экономических институтов российского общества и его регионов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ИННОВАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ | ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. К чему приводит возникновение искривлениия поверхности? Что такое капиллярное давление? Дайте критерий меры искривления поверхности.
  2. Лекция 1. Что такое политология.
  3. М.11.20. Что такое крыльчатка и сколько характеристик прочности можно получить с ее помощью?
  4. М.11.8. Что такое полное, эффективное и нейтральное давления? Что называется гидростатическим и поровым давлением?
  5. М.15.2. Что такое заложение откоса? Где находится бровка откоса? Для чего устраиваются бермы?
  6. М.3.19. Что такое показатель консистенции IL (индекс текучести) глинистого грунта и зависит ли он от естественной влажности w? В каких пределах он изменяется?
  7. М.5.1. Что такое напор? Какова его размерность?
  8. М.5.5. Запишите закон Дарси. Какова размерность коэффициента фильтрации? От чего он зависит? Что такое начальный градиент фильтрации?
  9. Такое несоответствие между большой ролью, которую стали играть плебеи, и их бесправным положением, породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями.
  10. Такое решение проблемы сущности и существования укреплял дуализм бога и мира, что и нужно было теологии.
  11. Условие: «ЗНАТЬ», что такое инновации
  12. Что же такое МАРКЕТИНГ?

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.