Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое инноватика.

Инноватика - комплексная, меж­дисциплинарная область знаний об инновациях, наука о возникновении, производстве и распространении

практических новшеств, о содержа­нии, условиях и результатах этих про­цессов.

В современных российских условиях можно выделить следующие ее направления как основные, первостепенные:

1) понимание истории инноватики, ее становления за рубежом и в России;

2) исходные, базовые теоретические положения, методология и методика инновационной деятельности;

3) неопределенности и риски в ин­новациях, пути их снижения;

4) инновационный опыт российских предприятий, фирм;

5) венчурное предпринимательство и проблемы становления националь­ной инновационной системы в России. А также состояние и перспективы под­готовки специалистов по инноватике в наших вузах. В настоящей статье дана краткая характеристика этих на­правлений.

Термин «инновация» (innovation) первоначально, еще в XIX веке, связывался с изменениями в культуре. И до сих пор это его значение сохраня­ется в этнографии. В Толковом слова­ре В. Даля слово «новшество» также имеет культурный смысл: «введенье новизны, новых обычаев, порядков».

В начале XX века термин «иннова­ция» был воспринят экономической наукой. В 1909 году Вернер Зомбарт в большой статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концеп­цию предпринимателя как инновато-ра. Нарисовав образы ряда пионеров раннего капитализма, в частности Си­менса, Вернер Зомбарт заключил: ос­новная функция предпринимателя, со­стоящая в том, чтобы ради извлече­ния прибыли выпускать на рынок тех­нические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это но­вое как можно шире.

В 1911 году Йозеф Шумпетер пред­ложил более общую концепцию инно­вационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что предпри­ниматель изобретает новые комбина­ции факторов производства, которые и являются источником предприниматель­ской прибыли. В конце 1930-х годов он ввел различение базовых инноваций и инноваций-следствий (Basisinnovationen und Folgentnnovationen). Это стало важ­ным шагом в становлении теории ин­новаций.

После великой депрессии начала ЗО-х годов XX века среди менедже­ров США, а затем и других развитых капиталистических стран становится популярным словосочетание «иннова­ционная политика фирмы» как сим­вол способности фирмы выйти из деп­рессии. С самого начала внимание сосредоточилось на фирме как ини­циаторе и создателе инноваций, на ее восприимчивости к инновациям, на зависимости этой восприимчивости от организационных структур и методов управления. Затем предметом изуче­ния и управления стал маркетинг: по­ведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успе­ха инноваций, экономические пока­затели эффективности отдельных ста­дий и нововведения в целом. Посте­пенно стала расти роль государствен­ной политики в отношении иннова­ционной деятельности фирм, помога­ющей их конкурентоспособности на международном рынке; в 1980-х го­дах в странах с развитой рыночной экономикой возникли национальные инновационные системы.

Другая ситуация с инновациями сложилась в странах с плановой эко­номикой. Здесь доминировало цент­рализованное, мобилизационное уп­равление научно-техническим про­грессом на общенациональном, госу­дарственном уровне. Административ­но-командное внедрение инноваций позволило Советскому Союзу понача­лу достичь выдающихся успехов в от­дельных областях, прежде всего в военно-технических. Но проблемы широкого распространения нововве­дений и их использования гражданс­кими потребителями не решались. Постепенно нарастало отставание со­ветской экономики от экономики США и развитых стран Западной Европы по важнейшим показателям, определяю­щим качество жизни населения. По­явилась угроза отставания и в облас­ти вооружений, особенно в информа­ционно емких видах техники.

Часть советских ученых осознава­ла необходимость переместить центр внимания на первичный уровень тех­нических и организационных нововве­дений, рождающихся в деловых орга­низациях, и помогать успешному их осуществлению. Во ВНИИ системных исследований АН СССР и Госкомитете по науке и технике СССР уже в 1977 го­ду был инициирован поисковый про-

ект «Факторы, способствующие и пре­пятствующие эффективному осу­ществлению нововведений в органи­зациях», а с 1980 года стал осущест­вляться крупный проект «Нововведе­ния в организациях». Около десяти лет он был центром развития инноватики в Советском Союзе. Были осмыслены исходные положения этой области знания, ряд выводов и предложений прикладного характера вошли в про­ект Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы.

Однако судьба Комплексной про­граммы НТП СССР была предрешена. Руководству партии стало уже не до долгосрочной программы: за четыре года (1981-1984) скончались три ге­неральных секретаря ЦК КПСС, на этот пост заступил четвертый - М.С. Гор­бачев. К началу 1990-х годов сохра­нявшиеся очаги технических нововве­дений гасли под напором начинавше­гося спонтанного передела собствен­ности, который уже трудно назвать нововведением. Затем свершилась трансформация советского общества, плановая экономика сменилась ры­ночной, многоукладно-смешанной,

В настоящее время российское об­щество ориентируется на инноваци­онный путь развития. Возрастает эко­номически, социально и политически мотивированный спрос на продукт-ные, технологические и иные иннова­ции. Следовательно, растет и спрос на специалистов в области инноватики. Прежде всего - на подготовку таких специалистов в системе высшего об­разования.

Вывод очевиден: сегодня России требуется множество специалистов по инноватике; пришло время широкой их подготовки в вузах, а также время инновационной переподготовки спе­циалистов других областей знания путем овладения основами и метода­ми инноватики.

Основы инноватики можно пред­ставить в виде нескольких исходных положений.

Во-первых, принимается базовое определение инновации как процес­са создания, распространения и ис­пользования новшества для удовлет­ворения новой или для лучшего удов­летворения прежней потребности лю­дей; его новизна удостоверяется па­тентом или иным видом государствен­ной лицензии.

Во-вторых, инновационный процесс рассматривается как цикличный, ос­новной формой которого является расширенное воспроизводство. Вместе с тем его экономическая и иная эф­фективность реализуется во взаи­модействии с его средой и зависит от стадии его жизненного цикла - ин­новационная стратегия фирмы выст­раивается как последовательная сме­на реализуемых инноваций новыми, более конкурентоспособными.

В-третьих, формирование совре­менной инновационной стратегии фир­мы и успешная реализация конкрет­ных инноваций во многом зависят от ключевой фигуры инновационных про­цессов — менеджера по управлению инновациями, от его профессиональ­ной подготовки и успешного исполь­зования методов такого управления.

Необходимым дополнением основ инноватики служит знание природы инновационных рисков, способов их оценки и путей снижения. Например, путем формализованного анализа рисков, разработки бизнес-планов инновационных процессов с поправ­кой на риск и др. Один из распрост­раненных способов - оптимизация портфеля инновационных проектов по критериям «риски-доходы».

Кроме того, требуется знание ин­новационного опыта российских пред­приятий, фирм на современном эта­пе их эволюции, понимание того, что на данном этапе инновационная стра­тегия фирмы является одним из ос­новных ее конкурентных преимуществ. Вопреки пессимистическим настрое­ниям, позитивный опыт инноваций накапливается в различных отраслях народного хозяйства и в ряде регио­нов страны. После финансового кри­зиса 1998 года многие фирмы успеш­но прошли первую стадию оживления инновационных процессов, на кото­рой первостепенное значение имело соответствие продукции ГОСТам, тех­ническим условиям или лучшим за­рубежным аналогам. В начале нынеш­него десятилетия значительная часть предприятий вступила во вторую ста­дию инновационного развития, когда продукция оценивается с позиций потребителя: качественный товар дол­жен отвечать его ожиданиям. Теперь эффективность инноваций предприя­тий, фирм зависит уже не только от инициативы их директоров, но все больше - от научной обоснованное-ти самих инноваций, квалификации менеджеров инноваций, качества со­циально-экономических институтов российского общества и его регионов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инновационный вызов | Венчурное предпринимательство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.