Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При этом ученым удалось определить, какие средства архитектурной деятельности могут управлять каждой из упомянутых четырех составляющих

Используя образы ориентации и интуиции можно управлять движением и поведением людей, применяя известные композиционные средства и типологические приемы организации различных градостроительных пространств и архитектурных форм.

Образы узнавания и интерпретации – более современные средства управления механизмом восприятия и оценки потенциала зодчества. В исторической, стилевой архитектуре существовали закрепленные тысячелетней и многовековой традицией определенные значения градостроительных и архитектурных форм, частей и элементов различных зданий и сооружений, а в современном зодчестве этого пока нет, и рядовой зритель-потребитель, как правило, их пока не может полноценно воспринять, или вовсе отторгает как чуждое и непонятное.

 

Кроме того, исследования психологов в указанной области показали, что люди испытывают определенную биологическую, психологическую и социокультурную потребность в различных типах, формах и размерах окружающего их пространства. Прежде всего, градация размеров пространства, воспринимаемых человеком, связана с ограничениями возможностей зрения. Например, городские пространства, размеры которых:

- не превышают 25,0 м. – создают ощущения интимности, так как в пределах этого расстояния сохраняется возможность узнавания людей, выражения их лица;

- до 130,0 м. – позволяют различать жесты, движения людей (это размеры стадиона);

- превышают 130,0 – 140,0 м. - кажутся человеку гипертрофированными;

- приближаются к 1200 м. – уже не позволяют различать человеческие фигуры.

Психологический комфорт человека в различных пространствах города связан также с наличием выбора места, ситуации, форм общения, вида деятельности. Например, вариантность путей передвижения, дублирование пешеходных дорожек – мимо скамьи или минуя ее – должны способствовать общению, облегчить возможность контактов, но не навязывать их.

Так, при средней площади двора 0,5 - 0,7 га, длина его стороны и диагонали колеблется от 70 до 120 м. Это позволяет и узнавать желаемого партнера, и не узнавать его, если к этому нет расположения. Тут проявляется психологически необходимая избирательность поведения и восприятия, создающая психологический комфорт пространства городской среды обитания.

Архитектор – это дирижер, организующий пространственную среду жизнедеятельности людей, которая по масштабу и силе воздействия на человека во многом превосходит и дизайн, и прикладные искусства вместе взятые. Комфортная в психологическом плане пространственная окружающая среда обитания, способствующая развитию полноценного человека, - вот цель архитектора, а не только и не столько его творческое самовыражение.

На протяжении всего развития градостроительного искусства и архитектуры зодчие, разделяя пространство города на площади, улицы, кварталы, дворы, дома, квартиры помогали упорядочению, своего рода систематизации бессознательных ожиданий людей в пространстве. Такое разделение было присуще градостроению и архитектуре старых городов с их четкими логически понятными элементами, связанными с определенными, исторически сложившимися культурными стереотипами: дом, двор, арка, переулок, улица, квартал, район и т.д.

В конце XIX начале XX века в связи с отходом от традиционного классического проектирования архитекторы встали на путь создания новой, современной реальности градостроительных решений и архитектуры строящихся объектов. Отход от традиционного стилевого проектирования породил множество нестыковок между психологическими потребностями человека в искусственно созданной среде и стремлением архитектора проявить свою оригинальность. Начиная с XX века механизмы традиционной стилевой архитектуры, связывающие между собой форму и смысл, содержание – стали утрачиваться, а аналогичные механизмы новых стилевых направлений пока еще не утвердились.

Один из ярких примеров тому – современный район Дефанс в Париже, растиражированный во множестве изданий по архитектуре и не пользующийся популярностью ни у жителей, ни у гостей Парижа. Этот район пуст и в дневные и в вечерние часы. Люди почему-то стремятся провести свое свободное время не в современном районе, демонстрирующем достижения модернистской архитектуры, а в старых исторических кварталах. Что-то отталкивает современных потребителей и на Западе и в нашей стране от технологичной, авангардной, немасштабной человеку архитектуры.

Взаимное непонимание архитектора, как творца различных объектов современного жизнеустройства, и потребителя, воспринимающего и оценивающего эти творения, становится одной из острейших проблем современной архитектуры и градостроительства. Большинство обывателей не принимают полеты творческой мысли современных зодчих, они им просто не интересны, не затрагивают корней, а апофеоз модернистской формы человека с улицы не очень занимает, разве, что иногда удивляет и поражает.

Традиционное зодчество опиралось на повторяемость строго определенных функциональных элементов и декоративных деталей, обеспечивающих узнаваемость объекта, его вписываемость в окружающую застройку, сомасштабность человеку.

Современное зодчество, отказавшись от применения традиционных классических приемов формообразования, лишило архитектуру «дара речи». Новые объекты, построенные по законам формальной композиции и достижений техники своего времени, как правило, не имеют этого подтекста и не могут быть адекватно поняты обывателем.

Многообразие современной городской пространственной среды характеризует степень ее соответствия многообразию человеческих потребностей и способов самореализации в виде:

- социально-демографических и социокультурных особенностей различных групп и слоев населения;

- специфики жизненного уклада в малых или крупных городах, в крупнейших городах-мегаполисах или городах-мегаполисах с пригородами (агломерациях);

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция «Восприятие и оценка жителями городской среды» | Существует два типа внешних воздействий на среду обитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.