Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды физических упражнений

Естественные Аналитические
бег Кувырки
ходьба Сальто и др.

 

 

Двигательное действие всегда вызывает эффект, т.е.изменение в организме.

Эффекты физических упражнений:

В зависимости от решаемых задач § образовательный § оздоровительный § воспитательный § функционально-развивающий § рекреационный § реабилитационный
В зависимости от характера применяемых упражнений § специфический § неспецифический
В зависимости от преимущественной направленности § аэробный § анаэробный § силовой § скоростно-силовой
В зависимости от достигнутых результатов § Положительный § Отрицательный § Нейтральный
В зависимости от времени § Срочный § Отставленный § Кумулятивный

 

Факторы, определяющие эффект физического упражнения:

Индивидуальные особенности занимающихся · возрастные; · половые; · состояние здоровья и физического развития; · уровень морально-нравственного развития; · режим труда, учебы, отдыха, быта.
Особенности самих ФУ сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д.
Особенности внешних условий погода, местность, качество оборудования

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

1. По преимущественной целевой направленности ü общеразвивающие ü профессионально-прикладные ü спортивные ü восстановительные ü рекреационные ü лечебные ü профилактические
2. По воздействию на развитие качеств или способности ü скоростные ü силовые ü скоростно-силовые ü координационные ü на выносливость ü на гибкость ü сенсорно-перцептивные ü интеллектуальные ü эстетические ü волевые
3. По преимущественному проявлению двигательных навыков ü акробатические ü гимнастические ü игровые ü беговые ü прыжковые ü метательные и т.д.
4. По структуре движения ü циклические ü ациклические ü смешанные
5. По воздействию на развитие отдельных мышечных групп ü для мышц спины; ü для мышц живота; ü для мышц голени и т.д.
6. По особенностям режима работы мышц ü динамические (мышцы сокращаются - удлиняются или укорачиваются); ü статические (изометрические) – при сокращении мышцы неизменны; ü комбинированные, т.е. одновременно сочетаются оба режима работы.
7. По участию в работе механизмов энергообеспечения ü аэробные ü анаэробные ü аэробно-анаэробные
8. По интенсивности работы ü максимальной мощности ü субмаксимальной мощности ü большой мощности ü средней мощности ü малой или умеренной

Тренер должен знать, что происходит в организме занимающегося. Для прогнозирования эффекта ФУ надо знать:

- содержание ФУ;

- форму ФУ.

Содержание физического упражнения:

- биомеханические процессы;

- биологические процессы;

- психические процессы.

Содержание ФУ - это совокупность процессов: биологических, биомеханических, психологических, обеспечивающих движение.

Биологические процессы это изменения, происходящие в системах организма – нервной, мышечной, эндокринной, КРС и др.
Биомеханические процессы механика движений – изменение положения тела; динамика движений – силы, влияющие на тело.
Психические процессы скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, мышление; свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность.

 

Форма физического упражнения это внешняя и внутренняя организация, согласованность процессов, происходящих при выполнении ФУ.

 

Например:

РН - норма ЧСС - норма Задержка дыхания РН – окисляется ЧСС - повышается Форсированный вдох
Форсированный вдох РН – окисляется ЧСС - повышается Форсированный выдох РН - норма ЧСС - норма

 

Внутренняя форма – это взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают выполнение двигательного действия.

Внешняя форма – видимая стороны двигательного действия, совокупность его частей, его техники.

 

ВНЕШНЯЯ ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

1. Понятие техники физического упражнения

2. Характеристики техники физического упражнения

 

Дисциплины, которые изучают ФУ: биохимия, биология, психология.

Внутреннюю форму: биохимия, биология, психология.

Внешнюю форму: биомеханика, анатомия.

 

Техника физического упражнения – это совокупность действий, выполняемых для решения двигательной задачи, это способ решения двигательной задачи.

 

Двигательная задача (ДвЗ)– это цель движений, которые мы выполняем: преодоление расстояния; преодоление препятствий; перемещение предмет, снаряда и др.

 

 

В способе решения ДвЗ – технике – различают: основу техники, ведущее звено, детали техники.

    Пример:
Основа техники это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения ДвЗ движений и действий. 1 упор лежа – 2 сгибание рук и вдох – 3 фиксация положения в упоре лежа согнув руки –– 4 разгибание рук и выдох
Ведущее звено это наиболее важное и решающее основное действие в данном способе решения ДвЗ. ведущее звено – 4 разгибание рук и выдох.  
Детали техники это второстепенные особенности движений, не нарушающие его основных действий. скорость при сгибании рук и вдохе – расстояние между локтями и туловищем в момент фиксации – скорость при разгибании рук и вдохе – угол в лучезапястных суставах в упоре лежа.

Характеристика – это определение отличительных свойств, описание.

Характеристики техники – описание, определение структуры двигательного действия.

Структура – это относительно устойчивый порядок объединения компонентов (характеристик движения), их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность действий.

Кинематическая структура двигательного действия – характеризует изменение положения тела во времени и пространстве.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве, характеризуется формой, направлением и амплитудой. Отличают прямолинейную и криволинейную траектории.

Направление движения – изменение положений тела и его частей относительно каких-либо плоскостей: фронтальной, горизонтальной, сагиттальной.

Амплитуда движений – величина перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси снаряда.

Динамическая структура двигательного действия – характеризует силы, действующие на тело: внутренние и внешние.

Внутренние силы Внешние силы
Активные силы тяги мышц Силы тяжести собственного тела
Пассивные силы опорно-двигательного аппарата Силы реакции опоры
Реактивные силы (реакция на растяжение - возвращение в исходное положение) Силы сопротивления внешней среды

Ритмическая структура (комплексная характеристика) – распределение усилий во времени и пространстве в процентном соотношении.

Например, ритмическая структура ДвД «сгибание-разгибание рук в упоре лежа»:

  1 фаза 2 фаза 3 фаза
усилия 20% 30% 50%
время 40% 10% 50%
пространство 50%   50%

 

Обобщенные (качественные) характеристики:

- плавность, волнообразность, пружинность, угловатость и т.д. – точно не измеряются.

 

Характеристики техники физических упражнений:

  Характеристики Составляющие, единицы измерения
элементарные Временные Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения Периоды (опоры и полета в беге), отдельные части - старт, поворот, финиш; циклы (шаги в лыжах, коньках); фазы (замах, удар, подача)
Темп движения – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле. Темп определяется количеством повторных движений в единицу времени (мин.) и находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем она меньше, тем выше темп.
Силовые (динамические) Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках), предметы (при подъеме, метании). Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Внутренние силы: активные силы ОДА – силы тяги мышц; пассивные силы ОДА – эластичные силы мышц. Внешние силы: силы тяжести собственного тела; силы реакции опоры; силы сопротивления внешней среды.
комплексные пространственно-временные Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени. Скорость может быть равномерная (постоянная), неравномерная, оптимальная, максимальная, свободная, вынужденная. Ускорение – изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным и отрицательным. Линейная скорость - м/сек; Угловая скорость – рад/сек.     м/сек2
Динамо-временные Ритм – соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений. Это соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве. Определяют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для физического упражнения. Ритм может быть рациональным и нерациональным, постоянным (стабильным) и переменным (вариативным). Например: ритмовой коэффициент в беге на коньках отношение времени отталкивания ко времени свободного скольжения.
обобщенные Качественные Своеобразие внешних форм движений: плавность, волнообразность, пружинность или угловатость, напряженность, жесткость, энергичность или вялость и т.д. Не имеют точной количественной меры, используются при анализе техники физ. упражнений, отражают не один какой-либо признак движения, а их комплекс. Оцениваются по внешним проявлениям.

 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

 

1. Понятие «метод», методический прием, методика.

2. Классификация методов.

3. Требования к выбору методов.

 

Метод обучения – это действие педагога, позволяющие организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося.

Представление о двигательном действии включает:

- двигательную задачу;

- основные действия;

- смысловые задачи;

- требования к движениям;

- условия практического применения;

- количественные показатели успешности обучения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства формирования физической культуры личности | Практическая деятельность учащегося – это формирование представления о двигательном действии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.