Факторы, определяющие эффект физического упражнения:
Индивидуальные особенности занимающихся
· возрастные;
· половые;
· состояние здоровья и физического развития;
· уровень морально-нравственного развития;
· режим труда, учебы, отдыха, быта.
Особенности самих ФУ
сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д.
Особенности внешних условий
погода, местность, качество оборудования
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
1. По преимущественной целевой направленности
ü общеразвивающие
ü профессионально-прикладные
ü спортивные
ü восстановительные
ü рекреационные
ü лечебные
ü профилактические
2. По воздействию на развитие качеств или способности
ü скоростные
ü силовые
ü скоростно-силовые
ü координационные
ü на выносливость
ü на гибкость
ü сенсорно-перцептивные
ü интеллектуальные
ü эстетические
ü волевые
3. По преимущественному проявлению двигательных навыков
ü акробатические
ü гимнастические
ü игровые
ü беговые
ü прыжковые
ü метательные и т.д.
4. По структуре движения
ü циклические
ü ациклические
ü смешанные
5. По воздействию на развитие отдельных мышечных групп
ü для мышц спины;
ü для мышц живота;
ü для мышц голени и т.д.
6. По особенностям режима работы мышц
ü динамические (мышцы сокращаются - удлиняются или укорачиваются);
ü статические (изометрические) – при сокращении мышцы неизменны;
ü комбинированные, т.е. одновременно сочетаются оба режима работы.
7. По участию в работе механизмов энергообеспечения
ü аэробные
ü анаэробные
ü аэробно-анаэробные
8. По интенсивности работы
ü максимальной мощности
ü субмаксимальной мощности
ü большой мощности
ü средней мощности
ü малой или умеренной
Тренер должен знать, что происходит в организме занимающегося. Для прогнозирования эффекта ФУ надо знать:
- содержание ФУ;
- форму ФУ.
Содержание физического упражнения:
- биомеханические процессы;
- биологические процессы;
- психические процессы.
Содержание ФУ - это совокупность процессов: биологических, биомеханических, психологических, обеспечивающих движение.
Биологические процессы
это изменения, происходящие в системах организма – нервной, мышечной, эндокринной, КРС и др.
Биомеханические процессы
механика движений – изменение положения тела;
динамика движений – силы, влияющие на тело.
Психические процессы
скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, мышление;
свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность.
Форма физического упражнения– это внешняя и внутренняя организация, согласованность процессов, происходящих при выполнении ФУ.
Например:
РН - норма
ЧСС - норма
Задержка дыхания
РН – окисляется
ЧСС - повышается
Форсированный вдох
Форсированный вдох
РН – окисляется
ЧСС - повышается
Форсированный выдох
РН - норма
ЧСС - норма
Внутренняя форма – это взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают выполнение двигательного действия.
Внешняя форма – видимая стороны двигательного действия, совокупность его частей, его техники.
ВНЕШНЯЯ ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ
1. Понятие техники физического упражнения
2. Характеристики техники физического упражнения
Дисциплины, которые изучают ФУ: биохимия, биология, психология.
Внутреннюю форму: биохимия, биология, психология.
Внешнюю форму: биомеханика, анатомия.
Техника физического упражнения – это совокупность действий, выполняемых для решения двигательной задачи, это способ решения двигательной задачи.
Двигательная задача (ДвЗ)– это цель движений, которые мы выполняем: преодоление расстояния; преодоление препятствий; перемещение предмет, снаряда и др.
В способе решения ДвЗ – технике – различают: основу техники, ведущее звено, детали техники.
Пример:
Основатехники
это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения ДвЗ движений и действий.
1 упор лежа – 2 сгибание рук и вдох – 3 фиксация положения в упоре лежа согнув руки –– 4 разгибание рук и выдох
Ведущеезвено
это наиболее важное и решающее основное действие в данном способе решения ДвЗ.
ведущее звено – 4 разгибание рук и выдох.
Деталитехники
это второстепенные особенности движений, не нарушающие его основных действий.
скорость при сгибании рук и вдохе – расстояние между локтями и туловищем в момент фиксации – скорость при разгибании рук и вдохе – угол в лучезапястных суставах в упоре лежа.
Характеристика – это определение отличительных свойств, описание.
Характеристики техники – описание, определение структуры двигательного действия.
Структура – это относительно устойчивый порядок объединения компонентов (характеристик движения), их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность действий.
Кинематическая структура двигательного действия – характеризует изменение положения тела во времени и пространстве.
Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве, характеризуется формой, направлением и амплитудой. Отличают прямолинейную и криволинейную траектории.
Направление движения – изменение положений тела и его частей относительно каких-либо плоскостей: фронтальной, горизонтальной, сагиттальной.
Амплитуда движений – величина перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси снаряда.
Динамическая структура двигательного действия – характеризует силы, действующие на тело: внутренние и внешние.
Внутренние силы
Внешние силы
Активные силы тяги мышц
Силы тяжести собственного тела
Пассивные силы опорно-двигательного аппарата
Силы реакции опоры
Реактивные силы (реакция на растяжение - возвращение в исходное положение)
Силы сопротивления внешней среды
Ритмическая структура (комплексная характеристика) – распределение усилий во времени и пространстве в процентном соотношении.
Например, ритмическая структура ДвД «сгибание-разгибание рук в упоре лежа»:
1 фаза
2 фаза
3 фаза
усилия
20%
30%
50%
время
40%
10%
50%
пространство
50%
50%
Обобщенные (качественные) характеристики:
- плавность, волнообразность, пружинность, угловатость и т.д. – точно не измеряются.
Характеристики техники физических упражнений:
Характеристики
Составляющие, единицы измерения
элементарные
Временные
Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения
Периоды (опоры и полета в беге), отдельные части - старт, поворот, финиш; циклы (шаги в лыжах, коньках); фазы (замах, удар, подача)
Темп движения – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле.
Темп определяется количеством повторных движений в единицу времени (мин.) и находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем она меньше, тем выше темп.
Силовые (динамические)
Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках), предметы (при подъеме, метании).
Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил.
Внутренние силы:
активные силы ОДА – силы тяги мышц;
пассивные силы ОДА – эластичные силы мышц.
Внешние силы:
силы тяжести собственного тела;
силы реакции опоры;
силы сопротивления внешней среды.
комплексные
пространственно-временные
Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени. Скорость может быть равномерная (постоянная), неравномерная, оптимальная, максимальная, свободная, вынужденная.
Ускорение – изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным и отрицательным.
Линейная скорость - м/сек;
Угловая скорость – рад/сек.
м/сек2
Динамо-временные
Ритм – соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений. Это соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.
Определяют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для физического упражнения. Ритм может быть рациональным и нерациональным, постоянным (стабильным) и переменным (вариативным).
Например: ритмовой коэффициент в беге на коньках отношение времени отталкивания ко времени свободного скольжения.
обобщенные
Качественные
Своеобразие внешних форм движений: плавность, волнообразность, пружинность или угловатость, напряженность, жесткость, энергичность или вялость и т.д.
Не имеют точной количественной меры, используются при анализе техники физ. упражнений, отражают не один какой-либо признак движения, а их комплекс. Оцениваются по внешним проявлениям.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
1. Понятие «метод», методический прием, методика.
2. Классификация методов.
3. Требования к выбору методов.
Метод обучения – это действие педагога, позволяющие организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление