Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность и состояние социальной сферы на современном этапе




План

Используемые при освоении дисциплины

Требования к результатам освоения дисциплины

(в соответствии с ФГОС подготовки бакалавра (специалиста))

В результате изучения дисциплины студент должен:

1. Иметь представление о предмете, методах и цели социальной работы, о социальной структуре общества и его составляющих.

2. Уметь: применять понятия науки к анализу социальных процессов и явлений; объяснять закономерности нормального и аномального способов реализации человеком/работником собственных потребностей; разрабатывать технологию помощи определенным категориям населения, внедрять, использовать в своей деятельности и обеспечивать использование в деятельности предприятия с учетом его специфики; применять навыки изучения социального самочувствия работников в организации, закономерностей социальной дезадаптации и социально-обусловленных взаимоотношений, складывающихся в процессе совместной трудовой деятельности.

3. Владеть приемами изучения и оптимизации социально – психо-логического климата организации, анализа состояния организации (предприятия) и работников в ней, сформировать навыки продуктивного и эффективного просоциального поведения; культурой мышления; способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Лекция 1. Предмет и содержание дисциплины. Понятия,

1. Место и значение дисциплины

2. Содержание понятий

2.1 Социальная работа как область деятельности

2.2 Социальная работа как наука

3. Актуальность и состояние социальной сферы на современном этапе

4. Задачи дисциплины «Основы социальной работы»

 

Социальная работа - одна из разновидностей человеческой деятельности, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты как всех членов общества, так и социально незащищенных групп (инвалидов, детей и др.).

Деятельность - это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенап-равленное отражение и преобразование окружающего мира.

Цели социальной работы как особого вида деятельности: поддержать тех, кто по возрасту, состоянию здоровья и др. причинам не может полноценно обеспечить себя; обеспечить всему населению, независимо от возраста и состояния здоровья, определенный уровень социальной защиты.

Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, под-держанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Фундаментальные понятия (категории) курса: социальная политика; социальная защита; социальное обслуживание; социальные службы; клиенты социальной службы; социальные услуги; трудная жизненная ситуация; социальное страхование; социальная реабилитация; социальные гарантии; социальный работник.

Социальная политика государства 'определяет социальную поддержку, социальную защиту людей и социальную работу в целом как систему мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Социальная помощь – забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Социальное поведение – поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов господствующих норм.

Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социаль­ному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социаль­ные услуги.

Социальная поддержка – поддержка государства, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению.

Социальные услуги — действия по оказанию помощи, предусмотренной законодательством. Такая помощь оказывается: отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством России (например, пенсионерам, инвалидам); клиенту социальной службы (тому, кто обратился и находится в трудной жизненной ситуации, например, больной наркоманией и др.).

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, например:

- неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью;

- сиротство;

- безнадзорность;

- безработица;

- отсутствие определенного места жительства;

- конфликты и жестокое обращение в семье;

- одиночество и т. п.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.

День социального работника в России отмечается 8 июня.

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого Человека, всего населения. Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. Причем, как правило, он имеет тенденцию к расширению.

Ориентация на ресурсы означает, что социальные работники в большей мере ориентируются на сильных сторонах клиента.

Вот как, например: Вначале в стране оказывалась помощь только по дому и хозяйству престарелым и семьям с детьми. Потом к этим услугам прибавились услуги по уходу за больными детьми и детьми работающих родителей, а еще позже — такие сферы обслуживания, как доставка престарелым и инвалидам продовольствия на дом; помощь в мытье больных, престарелых и инвалидов; стирка; уборка помещений; выполнение тяжелых хозяйственных работ; стрижка, маникюр и педикюр на дому; организация развлекательных мероприятий, ле­чебной и спортивной гимнастики; экскурсионное обслуживание; открытие дневных центров разнооб­разного назначения (лечебных, спортивных, игровых, для умственно отсталых, для алкоголиков, нар­команов и т.д.)'. Ясно, что такой объем работы под силу только огромной армии социальных работников, включающей в себя как специально подготовленных квалифицированных работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, так и тех, кто получил определенные знания на курсах, людей, уча­ствующих в этой работе по призванию, по зову своего сердца и души.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Важной категорией курса является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии», поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населения. Под социальными гарантиями по­нимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существо­вания людей.

Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм "; основные компоненты социального управления.

Наконец, еще одно важнейшее понятие курса— социальный работник (т. е. соционом). Социальный работник — это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

В России должность социального работника официально утверждена в 1991году.

Основным видом помощи, оказываемым социальным работником является социально-бытовой.

Профессиональные знания социального работника включают методику и технологию социальной деятельности, возрастную физиологию, методы социального управления и планирования.

Усвоить понятийно-категориальный аппарат социальной работы нелегко - это требует больших усилий и кропотливой самостоятельной работы. Кроме того, необходимо изучать другие (особенно смежные) научные дисциплины, внимательно читать специальную литературу.

Значительную помощь в усвоении понятийного аппарата социальной работы могут оказать изданные в нашей стране и за рубежом справочные издания (словари, энциклопедии и т.д.).

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Главная проблема современного этапа развития социальной работы: недостаточность финансирования, недостаточная отдаленность от родственных сфер деятельности, слабая профессиональная подготовка специалистов.

Целью социальной работы является оптимизация и самореализации личностей во всех сферах жизни.

Социальная работа как вид социальной практики ограничена социальной политикой конкретного государства, конкретным временным промежутком, социальными связями общества.

Социальная работа охватывает общественные сферы- это социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне, социальная работа с группой, социальная работа по месту жительства.

Условиями эффективности существования социальной работы являются: культурная и социальная целесообразность социальной работы, адекватность системы реальным возможностям общества, готовность и подготовленность общества к реализации предлагаемой системы социальной работы

Социальная позиция человека состоит из социального положения, осознанного выбора и нравственной ориентации личности.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.

Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Попытаемся это доказать путем анализа структуры социальной работы.

Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как еще говорят, компонентов. Это - субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

 

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания(индивид, группа) источник активности, направленный на объект

Содержание - определяется функциями

Средства - предметы. Орудия действия, которые позволяют достичь цели этой деятельности(деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, телефон, спец.бланки и т.д.)

Управление - анализ и оценка состояния объекта, планирование выработка и принятие решения, учет и контроль, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор и подготовка работников

Цель- удовлетворение потребностей объекта

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду, подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворитель­ные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функции которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфической социальной действительности. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и тех­нологий разрешения социальных проблем объектов - одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, а с другой - связей с социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. Однако процесс становления этой науки еще далек от завершения. Особенность социальной работы как науч­ной дисциплины состоит в единстве знаний и умений- Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. Становление социальной работы как науки еще продолжается, поэтому разные точки зрения на указанные компоненты являются лишь предварительными, дискуссионными суждениями.

В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на три группы: закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности их диалектика

Под закономерностями подразумевается существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, которые проявляются при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы и обуславливают характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений.

В материалах методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы указаны следующие основные закономерности социальной работы:

— Взаимосвязи социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

— Обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными об­стоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

— Решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

— Зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравствен­ных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы.

1.Это общефилософские принципы: детерменизма, гносеологического подхода, личностного подхода, принцип единства сознания и деятельности, отражения, развития.

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность социальных явлений экономическими и политическим факторами, определяющими состояние общественных отношений, специфику их формирования и проявления.

Принцип гносеологического подхода ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тенденции развития и закономерности.

Принцип личностного подхода требует при изучении социальных процессов учитывать, что их носителем всегда выступает конкретная личность с ее потребностями и интересами, ценностными ориентациями, чувствами и мыслями.

Принцип единства сознания и деятельности вооружает социальную работу правильным пониманием сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный клиент, и влияние уровня сознания на развитие этой деятельности, своеобразие ее формы и результаты.

1. Общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.

2. Специфические принципы социальной работы. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании принципов (их состава и содержания).

Назовем (как один из вариантов возможного решения проблемы) эти принципы социальной работы с учетом их классификации.

Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлека-тельность), доверие.

Группу методологических принципов составляют диффе-ренцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационными принципами являются всеобщность, комплектность, посредничество, солидарность, субсидиарность (вспоможение).

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операции в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятель­ности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем.

На базе исторического опыта России должна строиться социальная работа в современных условиях. Специфическими основаниями для создания этой работы в настоящее время является действующее на протяжении семи десятилетий система государственного страхования, государственного здравоохранения, социального обеспечения. В качестве основания выступают также опыт и традиции в области народного образования. Этот опыт представляет собой бесценный материал для теоретической и методологической основы социальной работы в нынешних условиях.

В самой общей постановке вопроса цель социальной работы состоит в регуляции правовых, экономических отношений человека с обществом и оказании ему помощи и поддержки в преодолении возникших проблем.

В организованной таким образом системе социальной работы каждый человек находится в поле ее внимания, становясь клиентом социального работника либо по своей инициативе, либо по предложению последнего.

Социальная работа имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о социальной сфере, явлениях и процессах, происходящих в ней. Общепризнанной категорией социальной работы являются социальные отношения - выражение связи и взаимодействия' между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положе­ние в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, различающимися по показателям уровня и качества жизни, источников и величины доходов, структурой личного потребления.

Предметная сущность социальной работы воплощена в сложнейшем феномене «социальная», который выражает многообразные способы и формы существования и взаимодействия в обще­стве как системе целостных социальных субъектов {личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа, классы и т.д.). В цивилизованном обществе такое существование и взаимодействие должно строиться на началах равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий обеспечения самоутверждения входящих в общество социальных субъектов. Все эти условия, составляющие сущность понятия "социальная", являются важнейшим ориентиром, критериальной базой социальной работы.

Для социальной работы, обозначения ее сущности особый интерес, на наш взгляд, представляет так называемая социальная деятельность как совокупность изменений и преобразований, кото­рые осуществляет личность или социальная общность (определенная группа людей) для поддержа­ния своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой.

Социальная деятельность, таким образом, служит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприятных условий жиз­ни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группам, лицами. Социальные отношения, в широком смысле слова, выражают связи, контакты между людьми, занимающими различное положение в обществе, его социальной структуре, формируя своеобразное социальное пространство.

Социальное пространство как форма общественного бытия предстает в виде обширного поля, где на разных уровнях и в различных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, развертываются многообразные социальные связи и отношения между различными общественными субъектами (социальные группы, индивиды).

Вместе с тем социальная деятельность видится как процесс, развернутый во времени, в непре­рывном движении всех структурных элементов и образований.

Без глубокого, всестороннего знания своего объекта, его составных частей нельзя осуществ­лять полноценную и эффективную профессиональную деятельность. Поэтому наряду с понятием «социальное пространство» важно дать характеристику социальной сфере, которая равноценно рассматривается с экономической, политической, духовной сферами, образуя с ними единую в структурном и функциональном отношениях целостность - общество.

Главная функция социальной сферы - воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизнедеятельности. Эта функция «распадается» на ряд производных: интегративную, адаптивную, продуктивную и другие.

Диагностическая, прогностическая, посредническая – функции деятельности социального работника.

Важнейшие грани аналитической работы в социальной сфере - изучение элементарных и высших потребностей субъекта (личность, семья, коллектив, группа и т.д.) и выявление потенциала социаль­ной сферы, который мог бы удовлетворять эти потребности в соответствии с научно обоснованными нормативами.

Исходной базой для сбора, анализа разнообразного по содержанию эмпирического материала, различных наблюдений, исследований конкретных социальных процессов и явлений, фактов общест­венной жизни является практика. Она позволяет аккумулировать опыт социальной работы в виде его осмысления и теоретического обобщения, т.е. в форме системы научных знаний. Таким образом, социальная работа как система знаний состоит из двух основных разделов: тео­ретико-методического фундаментального {методология, законы, категорианальный аппарат) и прикладного – области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпи­рического знания, научного обеспечения решения' практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник.

На низовых уровнях организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) она включает в себя регуляцию межличностных и групповых отношений, организацию социального обслуживания населения, коррекцию девиантного поведения, предупреждение и локализацию кон­фликтов, социальное посвящение и консультирование, психопрофилактику и другие категории. На уровне функционирования региональных и муниципальных структур.

Основные способы решения социальных проблем: революционно-преобразовательный, реформистский, антропологический.

Объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения. Но социальные отношения многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Они имеют различные аспекты и исследуются многими общественными и специальными науками.

В связи с многогранностью и по существу неисчерпываемостью исследуемого объекта, в нем можно выделить целый ряд направлений:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.