Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные, семейные, организационные проблемы




Начиная с индивида, включая его слабое физическое здоровье и беспомощность, жесто­кость, угнетение, внешнюю непривлекательность (одиночество, социальная изоляция) и за­канчивая различными организационными проблемами (рост бедных и неимущих, беженцев, бездомных).

Социально-экологические проблемы - охрана окружающей среды, загрязнение крупных промышленных центров, экологические катастрофы.

Социально-экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказалось за чертой бедности и более половины не имеют физиологического прожиточного минимума. Таковы социаль­ные последствия экономических реформ на современном этапе: резкое падение доходов на­селения, недостатки в образовании, медицинской помощи и социальном обеспечении, 'социально-культурной инфраструктуре.

Проблемы социальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы и страты, экономической эксплуатации, технократической манипуляции.

Проблемы поведенческого функционирования, индивидов, групп, общностей, – аспекты деви­антного поведения, социальных отклонений; наркомании, алкоголя, социальной анемии и т.д.

Проблемы символизации и моделирования мира и людей. Они могут выражаться в неадекватных образах, недостатке чести и морали, невысоком самоуважении, не­достижимых жизненных целях, а отсюда - в отчуждении, социальных предрассудках, в ан­тичеловеческих ценностях,

Проблемы коммуникации, информационного обеспечения или эпистолярно-эмоциональные, а также проблемы нормативных оценок и познавательных способностей.

Проблемы структур власти - от них, их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населения.

Решение задач, стоящих перед социальной работой, достигается разными способами. Во-первых, осуществляется планомерная и тщательная разработка теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, широкое поле для научных исследований представляет изучение практики организации социальной работы в различных регионах, отработка моделей центров со­циальных услуг, социальных служб.

В-третьих, решение задач социальной работы может осуществляться в рамках дру­гих наук, с которыми она тесно связана (политологии, психологии, педагогики, философии). Также она имеет сходный объект исследования - социальные отношения, процесс их формирования, взаимодействие людей в ходе этих отношений, их поведение, поступки, ценно­стные ориентации, конкретные формы и способы общения.

Функции социальной работы имеют сложную интегральную природу, раскрытие и анализ которой представляет собой важное и относительно самостоятельное направление теории.

Среди них выделим следующие:

- нравственно-гуманистическая функция – обозначает проявление гуманного отноше­ния человека к человеку. В условиях социальных потрясений, экономического кризиса социальная работа направляется прежде всего на тех, кто находится в более трудном положении - инвалиды, пенсионеры, дети, подростки, беженцы, бездомные. Однако этим она не ограничивается по своей высокой гуманистической цели - Социальная работа создает условия для достойной жизни человека как главного субъекта общества, содействует в становлении и реализация его ин­тересов;

- информационно-коммуникативная – выявляет, собирает, обобщает и доводит до субъектов информацию о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательст­ва социальных служб, создает банки данных о семьях и отдельных лицах, нуждающихся в соци­альном патронаже; аналитико-прогнозная - изучает тенденции социального напряжения в обще­стве, демографические ситуации, причины социального и семейного неблагополучия, обществен­ное мнение о состоянии социальной помощи и защиты, потребностей в ней, программирует и про­гнозирует процессы социального развития общества;

- организационно-методическая – содействует созданию центров социальных услуг, соци­альных служб, изучает инновационные формы их работы, обобщает и распространяет опыт их деятельности. Систематизирует информационные материалы, законодательные и иные правовые акты, организует их изучение среди населения;

- рекламно-пропагандистская – организует рекламу социальных услуг, пропагандирует в средствах массовой информации идеи социальной помощи и защиты человека, укрепления и поддержки семьи, воспитания детей и подростков, развития социальных традиций;

- регуляционно-профилактическая – предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, регулирует поведение личности в обществе;

- aффектно-коммуникативная – регулирует уровень эмоциональной напряженности в обществе, социальные связи и отношения, влияет на ситуацию в микросоциуме, на коммуникативные связи, способствует волевой регуляции поведения, самоконтролю, самообладанию личности, формирует новые социальные роли у клиентов;

- социоинтегративная – объединяет области знаний на решение проблем социальной сферы, направляет усилия специалистов на создание объективной, всесторонней и полной характеристики социальной поддержки и защиты населения, выработку совместной комплексной программы самореализации личности.

Таким образом, социальная работа сегодня - это динамичная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики. Она представляет собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества.

О теории социальной работы можно говорить, а широком и узком смысле. В широком плаке теория социальной работы - это система взглядов и представлений, но использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. В более узком, специальном смысле теория социальной работы – это высшая форма организации научного знания о наиболее суще­ственных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и орга­нов социальной защиты населения.

Практические потребности общественного развития стимулировали, с одной стороны, процесс дифференциации научного знания, появление специализированных направлений, исследований и становление таких, например, наук, как конкретная и прикладная социология, социальная психология и педагогика, демография и другие. В то же время процесс приращения научных знаний идет в результате интегративных тенденций. На стыке общественных и естественных наук, гуманитарных и технических, идет процесс генерации и развития новых научных направлений, процесс взаимопро­никновения и обогащения системы научных знаний.

Будучи социально-гуманитарной по содержанию, междисциплинарной, интегративной по характеру генезиса, теория социальной работы несет в себе черты как общественных, так и естественных наук, с присущим для них теоретическим обобщением.

Задачи курса:

Предмет и содержание дисциплины. Понятия, используемые при освоении дисциплины

Отечественный и зарубежный опыт становления и развития социальной работы

Социальная политика как основа социальной работы

Социальная защита населения

Духовно-нравственные основы социальной работы

Государственно-правовые основы социальной работы

Технология социальной работы

Семья и детство как объекты социальной работы

Особенности социальной работы с социально-уязвимыми группами населения

18 лекций, 18 практик и 36 самостоятельных

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.