Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция планирования. Характеристика основных функций менеджмента

Характеристика основных функций менеджмента

Лекция 7.

Планирование — это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового дей­ствия. Это непрерывный процесс (одна из стадий процесса управ­ления) изучения новых путей и методов совершенствования дея­тельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с раз­личными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.

Применительно к конкретному туристскому региону речь дол­жна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:

□ участие в разработке устанавливаемых управлениями туриз­ма целей развития региона;

□ текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, пря­мые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);

□ разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;

□ претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности реги­она — прежде всего оказание консультаций туристским предприя­тиям, проведение инновационного менеджмента.

Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и вре­менного определения будущих целей, средств и методов форми­рования, управления и развития предприятия. По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими дол­жны быть цели организации и что должны делать ее члены, что­бы достичь этих целей. Это подготовка к завтрашнему дню, опре­деление того, что требуется и как этого добиться, т.е. в процессе планирования предполагается получить ответ на три следующих вопроса:

1. Каково наше сегодняшнее реальное положение?

2. Какой путь следует избрать для достижения целей фирмы?

3. Посредством каких методов и ресурсов можно достигнуть
поставленной цели?

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса плани­рования в основном универсальны.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каж­дой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществ­ляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие орга­низации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окруже­нии; определить, каким вероятнее всего будет поведение конку­рентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в сво­ей рыночной нише.

На среднем уровне управления занимаются тактическим пла­нированием, т.е. определяют промежуточные цели на пути дос­тижения стратегических целей и задач. Тактическое планирова­ние по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, например, есть три начальника различ­ных подразделений, то каждый из них должен координировать свою деятельность с остальными двумя.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организа­ции. Оно называется оперативным планированием. Это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельно­сти, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не вы­бирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную кратко­срочную тактику, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования орга­низации. Такой подход создает благоприятные условия для по­стоянного самосовершенствования личности.

Все три типа планов составляют общую систему, которая назы­вается г енеральным, или общим, или бизнес-планом функциониро­вания рганизации.

Эффективность планирования как функции управления зависит во многом от того, какими из следующих принципов (руководя­щими правилами) руководствуются при составлении планов:

полнота — при планировании должны учитываться все собы­тия и ситуации, которые могут иметь значение для развития орга­низации;

точность — при составлении планов используются такие со­временные методы, средства, тактика и процедура, которые обес­печивают точность прогнозов;

ясность — цель и способы планирования должны иметь про­стые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;

непрерывность — это не одноразовый акт, а постоянный процесс;

экономичность — расходы на планирование должны соизме­ряться с выигрышем, получаемым от него.

Планирование предполагает использование всех методов, так­тик и процедур, которые менеджеры применяют в своей работе. Виды планирования постоянно варьируются: от таких традицион­ных методов, как бюджетные, до более сложных — моделирова­ния, разработки планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования уменьшает неопределенность, повышает точность прогнозов, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

Один из наиболее распространенных инструментов, использу­емых при планировании, — бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капита­ла и других ресурсов.

Другой прием в планировании — анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производствен­ные мощности. При простых проектах анализ окупаемости ис­пользуется для прогноза количества единиц товара, которое долж­но быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации.

Все методы планирования имеют одну цель — помочь менед­жеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организа­ции, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэто­му организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором пытаются определить элементы решения альтернатив.

Неопределенность — это одна из основных причин, по которой планирование в организации особенно необходимо, так как оно помогает ей более эффективно реагировать на изменения внеш­ней среды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектирование организационных структур | Организационная функция. Организационная функция управле­ния обеспечивает упорядочение технической, экономической, со­циально-психологической и правовой сторон деятельности любого
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.