Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология конфликта

Петровская предложила первую понятийную схему социально – психологического анализа конфликта. Она включает 4 основных категориальные группы:

  1. Структура конфликта;
  2. Динамика конфликта;
  3. Функции конфликта;
  4. Типология конфликта.

1. Структура конфликта (структурные характеристики конфликта) включает 5 компонентов:

1) стороны/участники конфликта; обозначаются в терминах их ролевых позиций (например, муж, жена, начальник, подчиненный); важными характеристиками являются интересы, цели участников, которые стали причинами конфликта: социокультурные, индивидуальные особенности сторон; переход к конфликту начинается с действий одной из сторон – инициатор конфликта; в процессе конфликта одно из сторон проявляет большую активность => выделяются активные и пассивные стороны; конфликты затрагиваются не только интересы его участников, но и других людей (которые являются пассивными зрителями).

2) условия конфликта; выделяются 2 группы:

а) условия возникновения – это объективные особенности внешней ситуации, которые являются (считаются) существенными для возникновения конфликта. Дариндорф выделил:

· Технические условия конфликта – влияние (правления) руководящих лиц в группе;

· Политические условия конфликта – возможность организации противоположных интересов;

· Социальные условия конфликта - возможности общения и увеличения числа членов группы.

Субъективные факторы играют большую роль. Выявить причину конфликта – значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтную форму.

б) условия протекания – это факторы, оказывающие влияние на развитие конфликта:

· социокультурный контекст конфликта, т.е. культурные нормы протекания и разрешения конфликта;

· непосредственный ситуационный фон, как фактор ужесточения или снижения конфликта;

· наличие 3-х лиц, заинтересованных в смягчении иди обострении конфликта.

3) Предмет конфликта (или объект) – это объект противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон:

· ценности, установки;

· материальных;

· соблюдение или несоблюдение правил, норм.

Конфликт связан с целями конфликтных сторон.

4) Действия участников конфликта – это взаимодействие, как правило; цель – воздействие на другую сторону; действия являются взаимозависимыми; конфликтное взаимодействие – основное содержание процесса конфликта.

5) Исход/результат конфликта – это не столько результат, сколько идеальный образ этого результат, который имеется у участников и определяется направленность конфликтного взаимодействия.

Эти компоненты не дают возможность прогнозировать конфликт.

2. Динамика конфликта. Здесь существует 2 основных вопроса:

1) что происходит в конфликте (процесс возникновения на разных стадиях);

2) как происходит? (чем регулируется).

Н.В. Гришина выделила следующие этапы развития конфликта:

1) предконфликтный этап или возникновение объективной конфликтной ситуации; конфликтная ситуация – совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта;

2) осознание ситуации как конфликтной;

3) конфликтное взаимодействие или конфликт;

разрешение конфликта.

Анцупов и Шипилов выделили следующие периоды в конфликте:

I. латентный период (предконфликтный) объединяет в себе 4 подэтапа:

1) возникновение объективной проблемной ситуации;

2) осознание объективной проблемной ситуации;

3) попытки решить проблему неконфликтными способами;

4) предконфликтная ситуация.

II. открытый период:

1) инцидент (ведет к осознанию противоречий);

2) эскалация;

3) Сбалансированное противодействие;

4) Завершение конфликта.

III. латентный период (послеконфликтная ситуация);

1) частичная нормализация отношения;

2) полная нормализация отношений.

Дифференциация интересов нарастает до 2-го этапа II-го периода (эскалация конфликта). Напряжение снижается с 3-го этапа II-го периода (сбалансирование) и начинается интегративный процесс.

К.Левин акцентирует внимание на объективно – субъективной природе конфликта. Возникновению конфликта неизбежно предшествует субъективное отражение социального взаимодействия, ситуации, как конфликтной. Субъективность проявляется в невозможности однозначно связать возникновение конфликта с определенным набором объективных факторов.

Существуют определенные признаки, по которым ситуация оценивается как конфликтная. Социальная категоризация имеет 2 аспекта:

1) индуктивный аспект – приписывание объекта или события к определенной категории на основе имеющейся информации (ситуации);

2) дедуктивный аспект – создание заключений о природе объекта (события) на осиное свойств категории.

На основе категоризации и интерпретации социальной ситуации индивид создает собственные когнитивные соответствия ситуаций. Эти ситуационные модели являются личностного окрашенными, т.е. образами человека о ситуации, а не самой ситуации.

Теорема Гомаса: если ситуация определяется как реальная, она становится реальной по своим последствиям. Следствием определения ситуации становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением.

 
 

 


 

 

 
 

 


 

Объективные факторы определения ситуации – это общее, коллективно разделяемое знание, позволяющее людям приходить к согласию относительно характера ситуации.

Групповые факторы определения ситуации – влияние возраста, пола, личностных особенностей на характер конфликта.

Индивидуальные факторы определения ситуации – личностные индивидуальные особенности (экстернальность, интернальность, отсутствие тревожности, завышенная самооценка, эгоцентризм).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение специфических форм социального взаимодействия как модели реальных конфликтов | Мотивы и цели участников конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.