Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод конкретных ситуаций в системе экономического обучения

Методическая карта урока как форма подготовки к проведению занятия.

Термины и понятия, которые нужно знать.

План урока (аналогично практического занятия с учетом разницы во времени и различий с лекционным занятием).

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Проверка домашнего задания- 10 мин.

3. Объяснение нового материала - 30 мин.

Подведение итогов - 3 мин.

Литература.

Цель урока.

• повторить ключевые понятия курса

• выучить тему

Что ученик должен знать и уметь.

Могут возникать трудности.

Закрепление:

1. Вопросы по теме.

2. Проблемная ситуация.

 

Развитие у учеников умения анализировать ситуацию, работать с информацией, выкладывать и отстаивать свои взгляды поможет им ориентироваться в конкретных экономических условиях.

Работа экономиста - это практическое решение производственных ситуаций, которые постоянно возникают. Поэтому внедрение в обучение экономистов разбора производственных ситуаций - необходимое задание, направленное на активизацию и сближение учебы с производством. Под производственной ситуацией в наиболее общем виде имеется в виду сочетание организационных, технических, экономических и социальных условий и обстоятельств, которые создают определенную обстановку, состояние, проблему.

В методической литературе достаточно обстоятельно описаны разные виды производственных ситуаций и организация соответствующих учебных заданий (упражнений): анализ конкретных социально-экономических ситуаций, ролевые игры, рассмотрение инцидентов, анализ корреспонденции и тому подобное. В процессе анализа и решения производственных ситуаций закладываются основы экономического стиля мышления.

Анализ любой экономической ситуации начинается с формулирования проблемы. Проблема - это разница между существующим и идеальным состоянием системы, ее решение - это приближение имеющегося состояния к идеальному.

По характеру проблемы можно распределить на три основных типа:

аналитические, или причинные (с постановкой вопроса «почему?»);

синтетические, или принимаемые меры: (с постановкой вопроса «что делать для решения проблемы?»).

выбор (из предложенных мер выбирается самое оптимальное). Такие проблемы лучше всего решать методом «мозгового штурма».

Роль лидера в процессе анализа проблемной ситуации может выполнять преподаватель.

Проведение занятий с применением метода анализа конкретных ситуаций отличается от обычных учебных занятий тем, что в основе такой ситуации лежит реальная проблема, которая может не иметь однозначного решения. Рекомендуется такая последовательность анализа ситуации: формулирование ситуации, ее изучение, дискуссия относительно решения, вывод.

Анализируя производственные ситуации и проблемы, ученики формируют экономическое мышление и моделируют основные этапы своей будущей профессиональной деятельности. В процессе коллективного анализа производственных ситуаций часто возникает дискуссия - сложная форма активизации мышления учеников. Недопустимо поручать проведение анализа ситуаций (не говоря уже об играх) неподготовленным специалистам.

Анализ производственных ситуаций является характерным примером проблемной учебы, потому что в нем наиболее полно реализуются требования единства практической и теоретической деятельности, связь подготовки в высших учебных заведениях образования с хозяйственной практикой.

В решении любых проблемных ситуаций наилучших результатов достигает тот, кто умеет отыскать возможности, которых не замечают другие. Это качество просто необходимо будущим экономистам.

Кейс (от англ. саsе - случай, обстоятельство, состояние дел; доказательства, аргументы) - достаточно распространенная форма проведения экономических занятий и осуществления контроля знаний студентов и взрослых по отдельной теме конкретного курса, а также для разрабатывания междисциплинарных заданий и занятий на профессиональную компетентность.

Опираясь на зарубежный опыт, приведем классический вариант модели ситуационной учебы:

I этап - индивидуальное изучение студентами текста ситуации (как правило - позааудиторно);

II этап - постановка преподавателем основных вопросов по кейсу, вступительное слово преподавателя;

III этап - распределение студентов по малым группам (не больше 4-6 лиц в группе);

IV этап - работа студентов в малых группах;

V этап - презентация «решений» каждой малой группы;

VI этап - общая дискуссия, вопрос, выступления с места;

VII этап - выступление преподавателя, его анализ ситуации. Резюме.

Метод конкретных ситуаций (МКС) - признанный в мире метод активизации менеджерской подготовки. Как считают специалисты, в подготовке экономистов и менеджеров этому методу можно отводить до 25 % учебного времени. Он учит умению принимать решения в условиях альтернативного выбора.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические рекомендации к проведению практических и семинарских занятий | Дискуссия как метод группового теоретического обучения и практического решения экономических проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.