Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения тренингов в экономическом обучении.


Психолого-методические особенности работы в малых группах.

Для достижения успеха в обучении важны и квалификация учителя, и оборудование кабинетов, и библиотечный фонд, но более всего – класс. Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы более важны, чем затраты денег на одного ученика, количество учеников в классе, количество книг в библиотеке и даже квалификация учителя.

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого, дело учителя за малым - помочь классу хорошо организовать уроки. Группа может включать от двух до двенадцати учеников, хотя верхний предел достаточно условен. Педагоги давно увидели и использовали в своей работе влияние микро-социальной среды на развитие человека.

Одной из форм работы малых групп является проектная работа. Проектная работа - это вид работы, целью которой является подготовка определенного конечного продукта совместной творческой деятельности группы студентов под руководством преподавателя. В проектной работе скрыты большие возможности развития личности студентов. Она содействует развитию у студентов инициативы, независимость и самооценки, сотрудничеству с другими студентами, приобретению исследовательских навыков. Подготовка, использование и презентация проекта - это трудоемкое, напряженное и эффективное выполнение определенного задания. Проект можно выполнять в течение нескольких занятий, недель и вплоть до конца изучения дисциплины.

Подготовка и организация защиты (а также реализация в практической деятельности) проекта требует умения работать с литературой, самостоятельно ее осмысливать, планировать и выполнять необходимые работы. Главное, что во время проектной работы, как и в каждом виде проблемной учебы, преподаватель дает возможность студентам брать ответственность на себя.

Процедура проектной работы - сложный и творческий труд самого преподавателя, который должен:

1) найти полезную и интересную проблему для выполнения проекта группой студентов (проект - это настоящее исследование, получение результатов, которых еще никто не достигал); 2) дать возможность студенту избрать свою нишу в исполнении проекта;

3) консультировать группу в процессе подготовки проекта (без навязывания своих идей);

4) возглавлять презентацию проектов;

5) присутствовать на коллективном оценивании студентами всех проектов;

6) сформулировать резюме.

 

Термин «тренинг» имеет происхождение от английского слова, что переводится как воспитание, учеба, подготовка. Тренинг - это лишь англоязычная форма привычного слова «тренировка» как учебы с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельности. Другое дело, что формы тренинга со временем модернизируются. Опыт свидетельствует, что каждые 5-10 лет происходит обновление методических приемов. Современные технологии учебы бизнеса в значительной мере основываются на проведении специальных тренингов. Если разобраться, то и комбинированный тип урока имеет элементы типичного тренинга на закрепление базовых учебных знаний и навыков. А выполнение студенческих коллективных проектов - это тоже разновидность тренинга на развитие исследовательских навыков и профессиональных умений.



В экономическом образовании мы будем иметь дело с учебными тренингами, которые направлены на предоставление конкретных знаний, умений и навыков для формирования конкретных форм социального поведения в экономической сфере.

В настоящий момент в Украине действуют много агентств по развитию экономического предпринимательства, которые готовят тренинги по бизнес-дисциплинам и подготавливают тренеров для проведения семинаров. Важной особенностью тренингових форм учебы является их направленность на практическую, а не на теоретическую учебу. Для тренингов очень подходит высказывание: «научить так, чтобы научиться делать самому».

Тренинговые технологии реализуют основные принципы инновационных методов учебы в подготовке современного предпринимателя. Эти технологии являются разновидностью образовательных технологий. Термин «тренинговый метод» используют в качестве более узкого понятия в сравнении с тренинговой техникой. Тренинговая техника характеризует общий способ и особенности учебного влияния. Специалисты выделяют четырех основных тренинговых техники:

1) информационную, в рамках которой применяется показ учебных фильмов, видеозаписей и других технических средств учебы, а также лекция, инструктирование, конференция. Эти методы короткое время сообщить большому количеству слушателей необходимую информацию. Для активизации обратных связей со слушателями имеет смысл дополнить просмотр фильма групповыми дискуссиями, которые дают возможность участникам обсудить интересные для них вопросы и выразить собственное мнение;

2) имитационную (или стимулирующую), которая имитирует рабочее место, производственную ситуацию или проблемы, которые решаются в трудовом процессе. При этом реальность ситуации имеет решающее значение для эффективности тренинговой программы и заинтересованности тех, кто учится. На имитационной технике основывается целый ряд более конкретных методов учебы: игры, направленные на принятие решений и решение типичных организационных проблем, кейс метод, ролевые и другие деловые игры;

3) упражнения по практическому выполнению работы (производственное обучение), которые являют собой программы производственной учебы для переобучения или трудовой адаптации учеников, использующиеся на конкретных рабочих местах или в специальных тренинговых центрах;

4) груподинамичные упражнения, которые формируют и совершенствуют социальную компетентность сотрудников, культуру делового общения, единство действий в команде, умение предупреждать или конструктивно разрешать конфликты. Иногда выделяют также компьютерную тренинговую технику.

Тренинг - это методическая форма эффективного сочетания экономической теории и практики в развитии знаний, мышления, умения, планирования действий и поведения будущего специалиста.

Таким образом, от других форм и средств учебы тренинги отличаются:

•предельностью целей - сравнительно суженными, но строго обозначенными промежуточными целями, которые ведут к достижению конечной цели;

•поведенческой направленностью - служат не столько расширению знаний, сколько вырабатыванию конкретных образцов или моделей поведения;

•прикладным характером - больше, чем другие методики обучения, подчинены непосредственному решению практических заданий.

Выделяют такие виды тренингов: коммуникативной компетентности; индивидуального стиля; самореализации личности; делового общения, когнитивный тренинг; импровизационный тренинг; тренинг-коучинг; дискуссия-тренинг; тренинг-курс.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дискуссия как метод группового теоретического обучения и практического решения экономических проблем | Роль ТСО в современном учебном процессе

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.