Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль и оценивание как учебно-методическая проблема при изучении экономических дисциплин

Консультации и их роль в управлении самостоятельной работы студентов.

Основы организации и руководства самостоятельной работой студентов при изучении экономических дисциплин.

Сущность и значение научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

Сущность дистанционного обучения.

В основе дистанционной учебы - самостоятельная работа ученика в удобное для этого время в удаленном от преподавателя месте. Этот тип учебы называют еще «образование взрослых». Центры дистанционной учебы существуют при всех университетах США, Европы, Австралии и тому подобное.

Дистанционная учеба - это особенная форма обучения, где преподаватели и студенты разделены географическим расстоянием. Иногда его еще называют домашней учебой или заочними курсами

Существует несколько форм дистанционной учебы - от простых, что строятся на электронной почте, онлайновой системе обмена информацией в реальном режиме времени, к интерактивным при использовании видеоконференций, мультимедийных презентаций и тому подобное. Дистанционная учеба не замещает, а дополняет существующие методы учебы, которые строятся на лекционном и семинарском опыте, использовании учебников, электронных программно-компьютерных средств.

Существует два вида дистанционной учебы: пассивный и активный. Кроме организации видеоконференций, можно использовать рассылку материалов (или компьютерных учебных курсов) электронной почтой; обеспечить передачу результатов тестирования, контрольных, курсовых и дипломных работ; провести обсуждение, опрос или экзамен в диалоговом режиме; получить доступ к информации на определенную тематику.

 

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в системе понятий, законов, теорий и могут иметь прикладное значение. Научно-исследовательская деятельность требует не только определенной системы профессиональных знаний, но и системности и креативности мышления, понимания системного эффекта, умение вести исследование, то есть находить причины и последствия определенных процессов и явлений в экономике, а также формировать выводы и предложения по стабилизации и развитию поставленной проблемы. НИРС развивает такие качества экономического мышления, как гибкость, оригинальность, системность, логичность, скорость и др. Кроме того НИРС позволяет анализировать не только уровень развития экономического мышления студентов, но и оценить эффективность применения преподавателями разных методик преподавания экономических дисциплин. К НИРС можно отнести участие с докладом на научно-практических конференциях, на олимпиадах, работу над научным проектом.

Оценивание научно исследовательских качеств или креативности мышления студентов может быть по количеству баллов; по выполнению экономических заданий в определенный интервал времени; по уровню сложности заданий; по качеству выполненных студентами творческих исследовательских курсовых и проектных работ; по отношению к профессиональному обучению и умению эффективно работать в команде и т.д.

НИРС является одним из методологических приемов развития креативности и инновацийности экономического мышления и студентов, и преподавателей. Т.о. научно-исследовательские навыки студентов могут иметь двойное позитивное значение: это очень развивает мышление и компетентность самих преподавателей и их студентов, а также активизацирует экономическую учебу вообще.

НИРС рассматривается как самостоятельная работа студентов под руководством научного руководителя, как подготовка к практической профессиональной экономической деятельности.

 

 

В настоящее время существует две общепринятые формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. В процессе обучения учащиеся должны пользоваться не только учебным материалом, предложенным преподавателем, но также самостоятельно добывать знания из дополнительных источников. Самостоятельная работа выполняется учащимися без непосредственного участия преподавателя.

Самостоятельная работа вырабатывает у учащихся инициативность в процессе обучения, навыки подбора и работы с экономическими источниками, а также способствует лучшему усвоению учебного материала.

Самостоятельную работу студентов характеризует:

- связь со всеми формами учебного процесса;

- руководство самостоятельной работой преподавателем.

 

Консультации – форма методического руководства самостоятельной работой студентов, направленная на оказание помощи.в самостоятельной работе и коррекции учебы студентов. На консультации Министерством образования отводится 4% от всех часов на предмет очникам, 12% заочникам на каждую группу, кроме того по 2 часа на группу перед экзаменом.

Классификация консультаций:

а) по содержанию: проблемные, обзорные, методические;

б) по назначению: предсеминарские, предзачетные, предэкзаменационные;

з) по объему: поточные, межгрупповые, групповые, индивидуальные.

Проблемные консультация призваны оказать помощь в усвоении наиболее сложных проблем, вопросов, источников. Обзорные — охватывают материал ряда тем или раздела учебного предмета. Методические - раскрывают методику изучения литературы, учебного материала или написания реферата, контрольной, курсовой, выпускной или дипломной работы.

Предсеминарские, предзачетные, предэкзяменационные консультации имеют целью настроить и активизировать самостоятельную работу студентов, доведя до них объем, содержание и назначение предстоящего контроля и выяснив все сложные или спорные проблемы.

Правила проведения консультаций:

§ Уважение к обучаемым.

§ Не идти на поводу у обучаемых, когда они задают много несложных вопросов.

§ Признание преподавателем своей некомпетентности в решении некоторых вопросов.

§ Консультация – не повторение лекции.

§ Обмен опытом с более опытными коллегами.

 

Одним из составных частей учебного процесса является контроль (проверка) знания обучаемых. По видам текущий (поточный) контроль подразделяется на: 1) текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа); 2) промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет); 3)итоговый (экзамен, госэкзамен, защита дипломной работы).

По методике проведения контроль бывает устным, письменным, путем защиты рефератов, в виде деловой игры.

Завершением любого контроля выступает оценка преподавателя, выполняющая следующие функции:

- свидетельствует о степени подготовленности обучаемого;

- оценивает способности обучаемого;

- дает право на получение стипендии и ее размер.

Оценивание обучаемых требует объективности и точности. В связи с этим в методике утвердились наиболее общие критерии оценки знаний: «отлично» - свободное, глубокое изложение учебного материала, знание основной и дополнительной литературы, умение самостоятельно анализировать излагаемый материал и увязывать его сбудущей практической деятельностью; «хорошо» - глубокое изложение учебного материала, знание основной литературы, элементы самостоятельного анализа; «удовлетворительно» - учебный курс в основном усвоен, «неудовлетворительно» - курс учебной дисциплины не усвоен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль ТСО в современном учебном процессе | Тест как форма обучения, контроля и оценивания знаний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.